Исихазм

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 137604 раз)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

смысл ведь не  столько в слаженности так сказать "строевого шага" сколько в том, что каждый "марширует" пребывая  в едином  пространстве с другими
Аминь :-)...ну вот вам и первое положение психотехники общей молитвы...

Только вот как бы покрасивше сформулировать :-)...надо чувствовать "плечо брата" его соучастие, его порыв...Ну во всяком случае я это чувствую...мне кажется :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

кстати вот письмо прп. Серафима, о котором я писал http://www.hram-v-ohotino.ru/pravoslaviye/ssarovskiy.htm
(из собрания Архимандрида Антония (Медведева), наместника Троице-Сергиевой Лавры).
Отца Серафима слова и его рукой написаны Л.Н. Ар. Антонiй.
Учись умной молитве сердечной, как учатъ св. отцы въ добротолюбiи: ибо Iисусова молитва есть светильникъ стезямъ нашимъ и путеводная звезда къ небу.
учись творить молитву чрезъ ноздряное дыханiе, съ сомкнутыми устами,..


в Добротолюбии о. Паисия в самом конце помещены сочинения Нила Постника. В них он разбирает страсти в теле (чревные, подчревные и т.д.) толковательно по пятикнижию Моисея. Моисей показывается совершенно чистым, "измывшим чрево" от гнева и пр., а Аарон и священники - требующими еще трудов по очищению. Хотя там и не указываются методы молитвы около пупа, но показывается необходимость работы в этой области. От Серафима, проработавшего для себя даже названия окружающей его келлию местности (библейские названия он давал специально для хранения богомыслия), это не могло укрыться.
Они учили меня... щитам вокруг пупа...
Полагаю, это еще один из утраченных психофизических приемов, используемый в молитвенной практике афонитов в поздневизантийский период.
вспоминаются воображаемые щиты-барьеры из примитивной магии - между врагами воображается щит усилием "веры", который возбраняет или отражает негативную энергию. и Павел пишет ведь "возмите щит веры". работа подобного мысленного устремления совершается примерно как гнев на демона или бесовской образ - некое невидимое отталкивание душой. очень итересно, что это за прием

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Возрождение практики умного делания.
Третий этап. Конец 18 в. - начало 20 в.

Возрождение практики умного делания связывают с именами прп.Никодима Святогорца (в Греции) и прп.Паисия Величковского (в России). Эти подвижники - сквозь века - обращаются к утраченному православному наследству (прп.Никодим не боится обратиться и к наследию католическому). Никодим Святогорец издает "Добротолюбие" - собрание аскетических учений, а Паисий Величковский переводит его (и другие тексты)  на славянский язык.

Особенность третьего этапа в том, что церковь к началу 19 в. находится в глубоком духовном упадке. И возрождение сердцевины монашеского делания (и самой христианской жизни) происходит через непонимание и сопротивление внутри церкви. В этом смысле показателен путь прп.Паисия Величковского. Он так и не находит наставника и по сути оказывается обречен на духовное одиночество. Поддержку же обретает в святоотеческом наследии, но само наследие - книги - с огромным трудом разыскивает на Афоне. Афонские монахи пребывают в таком невежестве, что просто не знают ни книг, ни имен авторов подвижнических писаний. И только в скиту Василия Великого он отыскивает необходимое.

"Я искал во многих местах и неоднократно,  и не находил. Я ходил в великий лаврский скит святой Анны, и в Капсокаливу, и в Ватопедский скит святого Димитрия, и другие лавры и монастыри, повсюду расспрашивая знающих людей, опытных и престарелых духовников и благочестивых иноков, и нигде мне не удалось найти ни одной подобной книг, и от всех я получал один и тот же ответ, что они не только не знают этих книг, но даже имен их составителей не слыхивали. Слушая эти ответы, я впал в совершенное недоумение и изумлялся, как же это в таком святом месте, где жили многие и великие святые, я не только не могу найти желаемых мне отеческих книг, но даже имен их писателей ни от кого не слышу."

Если не ошибаюсь (читал давно), на Афоне он встретил монахов, использующих в своей молитве сосредоточение на пупке. Этот прием уже оторван от подвижнического наследия, и прп.Паисий воспринимает его как ошибочный.

Умное делание нужно было возрождать и защищать. Недаром свой труд "Об умной или внутренней молитве" прп.Паисий начинает со слов (Предисловие и 1 Глава), направленных против хулителей умной молитвы...

Духовный подъем был сопряжен и с возрождением старчества. Обычно о старчестве 19 в. говорят в возвышенных тонах. Но выглядит оно скорее дозволенной струйкой свежего воздуха в душных трюмах тонущего церковного корабля, чтобы народ, набитый в трюмы, не задохнулся. Народ и не задохнулся... он захлебнулся в водах революций, когда корабль потонул.

Старцы церковными властями держались на коротком поводке. Посему нелегким был путь первого оптинского старца (очень несистемного товарища), Леонида. Гоним церковными властями и один из последних старцев Оптиной, Варсонофий. И известнейший Амвросий Оптинский, когда ему рассказывали о неладах в церкви, приговаривал, что все знает, но молчит, чтобы еще хуже не было. Оболган и извращен прп.Серафим Саровский, а дело его разгромлено... Из духовных писателей громко заявлял о грядущей церковной катастрофе один Игнатий Брянчанинов.

Говорю это к тому, что недолгое возрождение практики умного делания и робкое восстановление духовного наставничества - перед надвигающейся катастрофой - никак не могло быть полным и всеохватным.

19 в. "подарил" усеченный (и огрубленный) вариант умной молитвы. Этот вариант был по-своему развит, и он же был "догматизирован", при этом к опасным и прелестным было отнесено как использование эмоциональных приемов, ведущих к разгорячению чувств, так и использование воображения. Мы находим эти приемы в качестве рекомендуемых на начальных ступенях молитвы в поучениях древнехристианских подвижников (см. описание первого и второго этапов развития умного делания). Теперь они отрицаются. Такое отрицание -  в настоящее время оно доведено до абсурда - способствовало развитию паралича молитвенного делания у многих современных "подвижников", поскольку начальная ступенька лествицы молитвенного восхождения оказалась изъятой.

Также прелестным было признано опускание ума ниже верхушки сердца из-за опасения пробудить различные страсти. Самой страшной среди этих страстей назван блуд, от которого найден только один вариант спасения - бегство. Бегство может дать временный выигрыш или передышку, но окончательной победы оно не даст никогда. И самое главное: при такой молитве остается закрытой и неочищенной огромная подсознательная область души со всеми низовыми страстями. Посему и стал развиваться характерный (уже для нашего времени) тип подвижника, который, имея подочищенное сердце, является скопищем страхов и родовых грехов монашества. Он боится всего неизвестного, воюет с тремя шестерками и паспортами, трясется перед Константинопольским Патриархом, потому что тот - экуменист, ненавидит католиков и готов съест с потрохами язычников... и при этом может быть весьма добросердечен в близком кругу.

Если обретение благодати в сердце древнехристанскими подвижниками было отнесено к начальному этапу, после которого разворачивалась основная брань, то в последние времена обретение сердечной благодати стало считаться почти недостижимой вершиной умного делания.

И наконец, сами психофизические приемы попали под подозрение. Психофизические приемы относятся к (профессиональным) правилам внутренней жизни и работы над собой. Эти приемы направлены на созидание и разработку внутреннего душевного пространства (при задействовании тела). Внешние же правила (монашеской жизни) соответственно направлены на регулирование жизни внешнего человека. Скатывание монашества на внешние рельсы привело к тому, что внешним правилам и приемам стало придаваться исключительное значение, а внутренняя жизнь - с ее правилами и законами - оказалась скрытой и выглядела уже опасной. Иисусова молитва называется художеством художеств, и вот из этого высочайшего искусства была изъято (признано сомнительным) важнейшее профессионально-техническое наполнение.

Паламизм - его богословие и разработанная практика - был напрочь забыт. Умная молитва - со средоточением на чреве - названа ересью.

Однако творческая сила благодатной молитвы в сердце оказалась столь велика, что в этих, не самых благополучных для духовного делания условиях конца 19 и начала 20 веков была затронута глубочайшая тайна Церкви, выражающая связь человека с Богом через Его Имя. К сожалению, имяславское движение, возникшее в стане простых афонских монахов, совершило немало ошибок. Главной ошибкой было, по моему мнению, стремление к быстрому богословскому отвердению и догматизации еще слабо осознанных и совершенно практических молитвенных открытий. Официальной церкви такая самодеятельность была не нужна, и она, воспользовавшись штыками, поступила вполне в согласии с духом того времени, физически разгромив имяславское движение на Афоне. Спустя несколько лет дух времени поступил подобным образом и с самой церковью. Так был завершен третий этап.

Далее о современном состоянии.

Викторос

  • Сообщений: 24
    • Просмотр профиля

Простите меня малоопытного. По не знанию меня интересует ваши ответы на следующие вопросы:
1. можно ли участие  в форуме рассматривать как один из приемов психотехники?
2. Наш внешний враг не умеет читать мысли. Но может ли он читать посты и соотносить их с личностью писавшего? Если да, то форум - это средство ко спасению или беспечность перед врагом?

irber

  • Сообщений: 50
    • Просмотр профиля

Возрождение практики умного делания.
Если обретение благодати в сердце древнехристанскими подвижниками было отнесено к начальному этапу, после которого разворачивалась основная брань, то в последние времена обретение сердечной благодати стало считаться почти недостижимой вершиной умного делания.

И наконец, сами психофизические приемы попали под подозрение. Психофизические приемы относятся к (профессиональным) правилам внутренней жизни и работы над собой. Эти приемы направлены на созидание и разработку внутреннего душевного пространства (при задействовании тела). Внешние же правила (монашеской жизни) соответственно направлены на регулирование жизни внешнего человека. Скатывание монашества на внешние рельсы привело к тому, что внешним правилам и приемам стало придаваться исключительное значение, а внутренняя жизнь - с ее правилами и законами - оказалась скрытой и выглядела уже опасной. Иисусова молитва называется художеством художеств, и вот из этого высочайшего искусства была изъято (признано сомнительным) важнейшее профессионально-техническое наполнение.

Паламизм - его богословие и разработанная практика - был напрочь забыт. Умная молитва - со средоточением на чреве - названа ересью.


может я и не прав, без здорового и неболезненного тела никакое сошествие благодати и продвижение вперед невозможно, поотому что организм непрерывно борется за выживание. на это должны были быть направлены телесные практики (не знаю, сохранилось ли что от них по сей день).
также соглашусь, что брань начинается только после сошествия благодати, до этого неофит никому не интересен :)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

 irber
Цитировать
________________________
«...ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор 12:9).
и ей не могут помешать ни болезни и искушения , ни скорби и гонения.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Спасибо Alexander за содержательные тексты.
Бегство может дать временный выигрыш или передышку, но окончательной победы оно не даст никогда.
=====
И самое главное: при такой молитве остается закрытой и неочищенной огромная подсознательная область души со всеми низовыми страстями. Посему и стал развиваться характерный (уже для нашего времени) тип подвижника, который, имея подочищенное сердце, является скопищем страхов и родовых грехов монашества. Он боится всего неизвестного...
Переход немного режет слух. Возможно, из-за неопределенности понятия "подсознательная область души" и "низовых страстей".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Простите меня малоопытного. По не знанию меня интересует ваши ответы на следующие вопросы:
1. можно ли участие  в форуме рассматривать как один из приемов психотехники?
2. Наш внешний враг не умеет читать мысли. Но может ли он читать посты и соотносить их с личностью писавшего? Если да, то форум - это средство ко спасению или беспечность перед врагом?

1.При сознательном отношении в любом моменте жизни и действии (даже самом физиологичном) можно увидеть психотехнику.
2. Не знаю, что здесь понимается под внешним врагом. Если это человек, обладающий (не обязательно сознательно) оккультными силами, и желающий зла, то да, таковой может и навредить. И одновременно пожать собственное же проклятие для себя. Если это бесы, то они чутки не к оболочке пусть и красивых слов, а к силе, стоящей за словами.

Кстати... о такой "забавной" игре, в которую играют некоторые православные неофиты. Эта оккультная игра в "смирение" (и одновременно психотехника, направленная на усыпление собственного эгоизма). И заключается она в том, что они (напр., на форумах) прячутся за цитаты из святых отцов, как за щиты. Забывая, что, слепые, они вышли на поле брани, а враг давно стоит позади и поражает в спину.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Спасибо Alexander за содержательные тексты.
Бегство может дать временный выигрыш или передышку, но окончательной победы оно не даст никогда.
=====
И самое главное: при такой молитве остается закрытой и неочищенной огромная подсознательная область души со всеми низовыми страстями. Посему и стал развиваться характерный (уже для нашего времени) тип подвижника, который, имея подочищенное сердце, является скопищем страхов и родовых грехов монашества. Он боится всего неизвестного...
Переход немного режет слух. Возможно, из-за неопределенности понятия "подсознательная область души" и "низовых страстей".


У меня очень сжатый и насыщенный текст, если его разводить, то получится что-то большое и разведенное :) Важен смысловой заряд. О "подсознательной области души" и "низовых страстях" я неоднократно говорил в других темах, связанных с обсуждением стояния во чреве.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Простите меня малоопытного. По не знанию меня интересует ваши ответы на следующие вопросы:
1. можно ли участие  в форуме рассматривать как один из приемов психотехники?
Если вы пишете посты с молитвой, думаю да...я без молитвы пишу и как психотехнику чё та не воспринимаю :-)...
2. Наш внешний враг не умеет читать мысли. Но может ли он читать посты и соотносить их с личностью писавшего? Если да, то форум - это средство ко спасению или беспечность перед врагом?
Враг-бесы...много чего могут...если всё время трястись от страха перед этим, то прежде всего надо перестать молиться верить в Бога, а кинуться в противоположную сторону, ну типа так спокойнее будет...хотя на самом деле будет всё ещё хуже...по этому альтернативы нет :-)...все страхи от бесов...и...бояться бесов христианину-неприлично :-)...Яко Господь с нами...
А разговор на форуме, с себеподобными :-), помогает ориентироваться...Яко оскуде преподобный...так что ко спасению, брат :-), ко спасению :-)...
Прости за эмоциональный пост :-)...я вообще пасихованый :-)...
ЗЫ:по слову св.Игнатия, некоторые помыслы бесы читать умеют :-)...в общем катастрофа конечно :-)...куды от йих диваца :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

19 в. "подарил" усеченный (и огрубленный) вариант умной молитвы. Этот вариант был по-своему развит, и он же был "догматизирован", при этом к опасным и прелестным было отнесено как использование эмоциональных приемов, ведущих к разгорячению чувств, так и использование воображения. Мы находим эти приемы в качестве рекомендуемых на начальных ступенях молитвы в поучениях древнехристианских подвижников (см. описание первого и второго этапов развития умного делания). Теперь они отрицаются. Такое отрицание -  в настоящее время оно доведено до абсурда - способствовало развитию паралича молитвенного делания у многих современных "подвижников", поскольку начальная ступенька лествицы молитвенного восхождения оказалась изъятой.

Но в "Трёх образах внимания" прямо осуждается эмоциональная разгорячённость, да и св. Никодим взял учение о разгорячении чувств не
столько вообще у католиков, сколько у иезуитов.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Aндpeй, читайте мои предыдущие сообщения в этой теме (о первом и втором этапах). Там все сказано.

Викторос

  • Сообщений: 24
    • Просмотр профиля

Спасибо.
Видимо, на меня произвела впечатление статья о неосторожных словах Мотовилова.
http://www.pravoslavie.ru/put/propovedi/ioann_prop19.htm

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Возрождение практики умного делания.
Третий этап. Конец 18 в. - начало 20 в....
Спасибо Alexander. Весьма полезно прочесть систематизированную выжимку о умном делании.
Написано граммотно, легко не витиевато, неи слух, ни глаз ничего не резало. Ждем продолжения "о современном состоянии"...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Молчащая

  • Сообщений: 839
    • Просмотр профиля

Частично прочитала тему...Когда мне было 15 лет я начала воцерковляться и много читала святых отцов, в том числе и исихастов с наставлениями об умной молитве, а так как девочкой я была пытливой и любопытной ( каковой и осталась :)) стала я аскетические упражнения исполнять. Помню, что самодвижная молитва пришла ко мне довольно быстро, помню те ощущения, когда молитва идет даже во время сна...Понятно, что тогда мне-чистому дитя было легче воспринять слова подвижников, но после того как я поделилась этим со старой монахиней молитва от меня ушла, а потом произошло масса всяких событий, мир закрутил и прошло много лет с тех пор.года 3-4 назад я опять вернулась к Иисусовой молитве, но теперь лишь в непрестанном повторении, но даже при этом результаты есть и ошеломляющие и я их замечаю.
Страшно впасть в руце Бога Живаго!
Что сотворите одному из малых сих, то Мне сотворите!