...Как бы искусно не молился подвижник, какие бы подвиги не совершал, где бы не подвизался (да хоть на Афоне), каким бы признанием не пользовался, но, если нет у него любви к врагам (и к своим врагам, и к врагам своей веры), то медь звенящая - и его молитва, и его подвиги, и его признание... Таковой не превзошел родовой веры.
...
О сути духовного сокровища можно сказать (скорее, намекнуть) так. Сама христианская жизнь - в своей полноте - является практикой умного делания (сознательного созидания). Цель христианской жизни - обретение Бога в сердце и обожение в Его свете-любви. Критерий обретения Бога - любовь к врагам.
Собственно, нынешнюю постхристианскую эпоху можно назвать благословенной именно тем, что она начинает остро ставить перед нами те вопросы, которые стояли и перед христианами первых веков.
Ушли в прошлое государства и империи с христианским антуражем и встроенной в них церковно-обрядовой жизнью, где можно было существовать как в скорлупе.
Враги личные и неличные, инославцы, иноверцы, неверующие и прочие живут бок о бок с нами, а мы - среди них. Это ведь похоже и на первые века христианства, о которых мы так любим вздыхать. А значит, наше время - это дар Господень, это прекрасное время для веры, для внутреннего горения, если только не идти по пути проклятий врагов и недругов, собирания разбитой скорлупы и прочего.