Исихазм

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 137608 раз)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

...Как бы искусно не молился подвижник, какие бы подвиги не совершал, где бы не подвизался (да хоть на Афоне), каким бы признанием не пользовался, но, если нет у него любви к врагам (и к своим врагам, и к врагам своей веры), то медь звенящая - и его молитва, и его подвиги, и его признание... Таковой не превзошел родовой веры.
...
О сути духовного сокровища можно сказать (скорее, намекнуть) так. Сама христианская жизнь - в своей полноте - является практикой умного делания (сознательного созидания). Цель христианской жизни - обретение Бога в сердце и обожение в Его свете-любви. Критерий обретения Бога - любовь к врагам.

Собственно, нынешнюю постхристианскую эпоху можно назвать благословенной именно тем, что она начинает остро ставить перед нами те вопросы, которые стояли и перед христианами первых веков.
Ушли в прошлое государства и империи с христианским антуражем и встроенной в них церковно-обрядовой жизнью, где можно было существовать как в скорлупе.
Враги личные и неличные, инославцы, иноверцы, неверующие и прочие живут бок о бок с нами, а мы - среди них. Это ведь похоже и на первые века  христианства, о которых мы так любим вздыхать. А значит, наше время - это дар Господень, это прекрасное время для веры, для внутреннего горения, если только не идти по пути проклятий врагов и недругов, собирания разбитой скорлупы и прочего.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Это ведь похоже и на первые века  христианства, о которых мы так любим вздыхать. А значит, наше время - это дар Господень, это прекрасное время для веры, для внутреннего горения, если только не идти по пути проклятий врагов и недругов, собирания разбитой скорлупы и прочего.
все эти века еще похожи на век предарианский, до раздела.. у нас один игумен сравнивает непросвещенных (противных просвещению, "не грядущих к Свету" по евангелию) с еретиками, согласно собору о Варлааме и Григории, который часто называют восьмым вселенским. Запрет на паламизм еще в царской россии подчеркивает близость к ереси. Кстати в современном фильме о Византии Тихона Шептунова делается упор причины краха империи на переход духовенства в ересь католичества.. параллели провести нетрудно. Но мне важно другое: как жить среди "миниеретиков"? С.о. пишут, что с еретиком надо обращаться жестко, Павел: после 2 и 3 увещания отвращайся. Таковых не мало, внешне это не видно, зато в дискуссиях явно видно их весьма однозначное противление. Причем и подобные увещания о соборных постановлениях не особо их трогают: "свет чтобы видеть это отцы с детства в пустыню уходили специально, а мы грешные.." далее увещевать бесполезно. Симеон н.б. очень много пишет про таких формально православно верующих, о засилии таковых в духовенстве

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

elm, выкиньте весь этот мусор из головы, чтобы нормально жить и молиться.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

  Это ведь  :-), о которых мы так любим вздыхать. А значит, наше время - это дар Господень, это прекрасное время для веры, для внутреннего горения, если только не идти по пути проклятий врагов и недругов, собирания разбитой скорлупы и прочего.
Да схожесть наверное есть...только думаю я что нам сложнее...у нас почва для предательства шире...и ещё, в те времена жили под страхом смерти...смерти за веру...тонизирует однако :-)...а сеичас, время тихих и ласковых уговоров согрешить...и тем тяжелее наверное...по тому что  более активные способы использует враг, с широким выбором...а вот окружение, наверно приближено...хотя то же не совсем, всё таки меньшее разложение морали...
Интересно вы сравненили :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Андрей :-)...
Приведите цитату которую считаете проявлением ненависти...того кто имел Дар непрестанного плача...

http://www.orthlib.ru/Palamas/tr3_1.html


Если это не ненависть, то что такое ненависть в православном понимании?

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля


Если это не ненависть, то что такое ненависть в православном понимании?
Я думал что то конкретно вас зацепило...а если в общем...
ненависть всё же как то НЕАДЕКВАТНА...так или иначе в словах чувствуется ЕЁ напряжение...я не почувствовал этого напряжения...была констатация...
Впрочем вы можете дать СВОЁ определение ненависти, в которое вошло бы творение святителя...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

serebro

  • Сообщений: 219
    • Просмотр профиля

Кстати в современном фильме о Византии Тихона Шептунова делается упор причины краха империи на переход духовенства в ересь католичества..

"..Шептунова.."    :-))
Лучше не скажешь..

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Я думал что то конкретно вас зацепило...а если в общем...
ненависть всё же как то НЕАДЕКВАТНА...так или иначе в словах чувствуется ЕЁ напряжение...я не почувствовал этого напряжения...была констатация...
Впрочем вы можете дать СВОЁ определение ненависти, в которое вошло бы творение святителя...

Святые отцы учат, что ненависть должна быть в подвижнике,
её не умервщьлять надо а направлять правильно,
у св. Григория ненависть направлена против Варлаама,
только это я и хотел сказать.

Ученик

  • Сообщений: 126
    • Просмотр профиля

Умное делание в настоящее время.

 Историческое монашество, отдав духовное богатство, вместе с православной церковью вошло в постхристианскую эпоху.

Что такое постхристианская эпоха?

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Alexander, спасибо за текст и за его "сжатие".
Вы пишете, что монахи отдали лучшее, хранимое ими, сделав его общедоступным, но вовсе не легкодоступным.
У меня вопрос: имеете в виду труднодоступность информации (знание др.языков, доступ к архивам). Или же говорите о трудности в структурировании и систематизации (и, соответственно, в изучении) этой лавины с.о.информации без должного наставничества?
Спасибо

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Трудность - пройти через потоки информации (наработанных образов, стереотипов и пр.) к чистому и незамутненному восприятию драгоценных духовных крупиц, которые как бы перемешаны с грязью (залеплены ею) в нашем мире и поэтому неузнаваемы. Свет светит во тьме, но как увидит его незрячий?..

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Ясно, благодарю. Сам думаю об этом часто, только по иному формулирую. Иногда отчаиваюсь и думаю - как самонадеянно полагать, что возможно самому вести раскопки в этом пласте православной 2000-летней традиции и очистить от шлака золото. Но этот процесс подобен алхимии: очищая внешнюю материю, делатель очищается, обретая камень философов, сам претворяется.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Трудность - пройти через потоки информации (наработанных образов, стереотипов и пр.) к чистому и незамутненному восприятию драгоценных духовных крупиц, которые как бы перемешаны с грязью (залеплены ею) в нашем мире и поэтому неузнаваемы. Свет светит во тьме, но как увидит его незрячий?..

Простите что опять о томже, но где взять энергию чтобы прозреть?

Чтобы, или досконально разобраться в методе древних или найти новые пути,
от Бога, но как упросить Бога, где взять энергию для этого,
как преобразовать эту энергию в доступную для молитвы?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Вопрос-то сверхкосмической протяженности... И ответ соответственно: обратиться к Источнику силы, чтобы Он дал энергию.

Ну, а в тварном порядке аскеза дает энергию, а зрячей ее делает Он. И волю к аскезе дает Он, а если воля к аскезе не от Него, то и ведет аскеза не к Нему.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Александр, мне представляется одной из основных трудностей применения техник в мире - это достижение их определенной системности, "режима дня" в миру. Зачастую трудно установить фиксированный "график". К примеру, если ты спортом занят, то тебя некая ответственность перед тренером заставляет вовремя ходить на занятия. А пока вера не окрепла - то так, то сяк. Вопрос в том - не обращать на мнимую системность вообще внимания или все в пути образуется как нужно. Или вообще не стоит об этом не то что упорно а и вообще размышлять. Т.е. просто идти? Или просто - каждому свое в многообразии форм?