Отделено от http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2405.0
---Такой учитель к нам точно не придет.
К такому нужно самому прийти. Не ногами...
По поводу того, что любой метод будет бездейственным без старца -- я с этим не согласен.
Не говорила о бездейственности метода. Проблема в том, что методов очень много и они разнообразны. И один противоречит другому.
У меня был опыт обучения рисунку. Один преподаватель (не мой) - он здорово что-то объяснял, требовал чтобы ученик последовательно вел рисунок - от построения внутренней конструкции (там тоже какие-то сложные правила раскрывал) - до деальной проработки и моделирования света.
Мой преподаватель подходил и без всяких объяснений "грязнил" мой чистый воздушный рисунок своим жирным черным карандашом. Говорил типа: "вот тут так, а тут - вот так". После этого я в оторопи долго сидела и думала, как привести к одному знаменателю его и мое. Потом начинала воевать с его "маранием", с трудом ассимилируя и как-то интегрируя его поправки в искомую цельность.
В результате рисунок резко продвигался. Из меня лезла какая-то новая энергия преодоления, без нее не могла избавиться от некоторой "вялости" изображения.
Последние два года (из общих четырех) училась у "системного" преподавателя(показалось это полезнее). Но так и не смогла овладеть "системой". Работы в итоге получались "так себе", средние. На выпуске предъявила старые работы прежнего преподавателя.
В духовном творчестве, возможно, та же закономерность - "совместность" живой работы оказывается важнее "системы".
Старец может помочь, но действует в молитве не он, а Имя Христово.
Вот если применить к описанному процессу рисования - там тоже действует ведь не преподаватель, а та творческая способность, что от Бога.
Прошу прощения, что уклонилась в сторону от темы. Хотя как посмотреть...