Пока не скатились в химию окончательно попробую серьезный вопрос задать. Идеально конечно было бы спросить того, кто сам практиковал описанные вещи.
Что касается "как правильно понимать Кастанеду", то тут не обязательно надо быть духовным батюшкой чтобы такое написать. Главное - понять, что перед нами не психоделическая книга (только 2-я из 10 работ с большими оговорками может быть причислена к литературе около-маккеновского плана), и не описание архаической магии, а сильное практически ориентированное учение, в основе своей имеющее апофатический метод, сравнимый с дзенским или православным. Диалог же Карлоса и Дона Хуана в кафе в начале 4-й книги (там, где Карлос пытается определить неопределяемое) - что-то вроде дайджеста "О Божественных именах" такого метода. Характерно, что почти любое образное видение Карлоса нагваль объявляет "индульгированием" - прелестью.
Вопрос же для меня ключевой, к которому я не вполне готов, но очень хочу подступиться - о человеческом шаблоне. Логос человека, световидный первозданный Адам в кастанедовском дискурсе превращается в "еще один технический момент". Его видение и пребывание в нем свидетельствует об определенной опытности подвижника, но не более. Более того, Дон Хуан объявляет недвусмысленно, что боговидение святых - не более, чем видение такого шаблона, доступное при надлежащей тренировке "точки сборки". Опуская то, что такая тренировка требует высокой степени трезвения и праведности, получаем по-видимости довольно мрачное учение, в котором нет места Евангельским заповедям любви.
Возможный путь разматывания этого узла (если не считать конечно Кастанеду заведомым сатанистом и я не считаю) будет лежать в области недавнего разговора о различии спасения и обожения. Если мы действительно различаем эти вещи, то видение (в том числе и мистическое) замысла о человеке будет одной из ступеней постепенного процесса обожения, чем-то вроде входа в сердце, началом очередного этапа подвига. У арх. Софрония есть слова о том, что без такого видения вообще невозможно, например, истинное покаяние (неслучайно где-то в тот же период Карлос проходил очередной виток "перепросмотра" о похожести которого на покаяние даже и говорить нечего)
Реплику же относительно боговидения святых я бы списал на личные аберрации Кастанеды. Католическая школа кажется способна убить любое живое восприятие опыта святых не хуже, чем православная фофудья.