Исихазм

Автор Тема: О видах молитвы - 2  (Прочитано 122659 раз)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #270 : 16 Июль 2011, 00:00:53 »
Вот сейчас у меня проблема - борюсь с привычкой опаздывать. Знаю, что в повторяющихся событиях прячется внутренняя причина - если докопаюсь, увижу внутри провоцирующий фактор  - тогда дело сдвинется. А пока удается управлять только внешнее поведение.

И так со всеми греховными наклонностями и привычками...

Действия такие - исповедание прямо на "месте преступления" (не тогда когда уже опоздал, а когда выходишь из дому позже, чем наметил), и тут же просьба помощи сверху, чтобы в следующий раз удалось выполнить предварительное намерение. Такой вот вид молитвы... В моем случае работает.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #271 : 16 Июль 2011, 00:41:06 »
Я если честно, не вижу смысла ни в каких технических приемах. Само внутри все достаочно активно развертываеся, можно просто не мешать (отчасти наблюдать)

Елена, а сколько технических приемов - заученных ранее до автоматизма - Вы использовали при написании последнего сообщения :)  Если бы их не было, то не только бы написать, и прочитать бы ничего не смогли. А сколько тех.приемов нужно использовать в иконописи? Или будете только давать достаточно активно развертываться и просто не мешать?.. Так ведь давать и не мешать уже требует технической сноровки.

Устал уже повторять, но повторю вновь: св.отцы называют умную молитву художеством художеств. И любое художество, будучи, с одной стороны, актом творчества, с другой - человеческий труд, который с неизбежностью включает в себя такую часть, как технику.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #272 : 16 Июль 2011, 01:31:15 »
Цитата: Alexander
И любое художество, будучи, с одной стороны, актом творчества, с другой - человеческий труд, который с неизбежностью включает в себя такую часть, как технику

Не спорю. Особенно вот с этим: "св.отцы называют умную молитву художеством художеств". Я пытаюсь заниматься умным художеством. Вглядываясь в Писание, в собственное естество, пытаясь увидеть Божественный замысел. Пытаясь этим путем входить в традицию.

Вот есть праксис и созерцание. Если только праксис без созерцания - то это получается "глупая молитва".

Знаю, что мне не очень  удается что-то внятно оформить словом. Но я пытаюсь (на что вы  язвительно замечаете, что "нельзя женщин  пускать в богословие"). Надеюсь, что если стараешься, но не получается - то это  тоже засчитывается (само старание).

В моем случае, возможно, все дело  в полном отсутствии точек соприкосновения имеющегося опыта внутренних ощущений с тем, что излагается на форуме. Наверно, техники бывают разные, как разные бывают традиции. Ладно, я ведь не настаиваю...

Спасибо, что ответили. 

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #273 : 16 Июль 2011, 01:53:26 »
нельзя женщин  пускать в богословие

Смотря какая женщина... Вот Вас пока нельзя, без обид! :)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #274 : 16 Июль 2011, 01:57:06 »
Цитата: Alexeiy
Смотря какая женщина... Вот Вас пока нельзя, без обид!

Спасибо за отзыв.  :-)

А кого можно?

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #275 : 16 Июль 2011, 02:04:47 »
Бывают... Вельзевула на скаку остановят, и рога ему оторвут!  :-) Но Вы всё равно пишите о своём опыте и техниках, вдруг соприкоснётся?!
« Последнее редактирование: 16 Июль 2011, 02:16:55 от Alexeiy »

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #276 : 16 Июль 2011, 13:44:14 »
Вот сейчас у меня проблема - борюсь с привычкой опаздывать. Знаю, что в повторяющихся событиях прячется внутренняя причина - если докопаюсь, увижу внутри провоцирующий фактор  - тогда дело сдвинется. А пока удается управлять только внешнее поведение.
в моем понимании, привычка опаздывать - это проявление немощи, которое особым образом подсвечивает и нейтрализует укоренившуюся страсть...можно, конечно пытаться себя организовать, построить в три ряда...но...даже если все будешь делать загодя и заблаговременно, Господь просто убыстрит времечко...и в этом случае даже если раньше выйдешь, поторопишься, а все равно опаздаешь...  :-( нелегко признавать свою немощь...но надо...эх, по себе знаю...  :-)

... св.отцы называют умную молитву художеством художеств. И любое художество, будучи, с одной стороны, актом творчества, с другой - человеческий труд, который с неизбежностью включает в себя такую часть, как технику.
Подумалось вот... :-) может и зря...  :-) про аналитический склад ума...  :-) пожалуй, он неизбежно присутствует и абсолютно необходим в любом творчестве...и тем паче в художестве из художеств...анализ своего внутреннего состояния, его динамики, вИдение процесса в пространстве и времени, сравнение различных моделий и техник...мда...все-таки искоренять аналитический подход, наверное, рановато...может быть когда/если времечко настанет, Господь Сам сотрет все это, как ненужное, неполезное...а может,  и нет, может оно полезное и еще понадобится в будущем веке... :roll:

Анна-Мария

  • Гость
Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #277 : 16 Июль 2011, 14:06:42 »
Вот сейчас у меня проблема - борюсь с привычкой опаздывать. Знаю, что в повторяющихся событиях прячется внутренняя причина...

Лучше бороться с самой привычкой бороться с привычками! :-)

А если серьезно, то когда-то привычка опаздывать была моей визитной карточкой. Никуда и никогда не приходила вовремя, все это знали и не обижались на меня. Поэтому, не чувствуя никаких угрызений совести по этому поводу, мне удалось избежать такого действия как борьба. Но понимание нелепости постоянного опаздывания сделало свое дело...

Как сейчас понимаю, это было проявлением несогласованности моего внутреннего времени с внешним, постоянное оттягивание момента, когда мое внутреннее спокойствие будет вынуждено разбиться о внешнюю бурную жизнь. Т.е., следствие неумения дуржать внутреннюю гармонию при соприкосновении с внешним миром и отсюда - желание оттянуть время их встречи...

Не думаю, что многому с тех пор научилась, произошло это незаметно и как-то естественно... Но теперь, замечаю, что даже если и опаздываю по времени, то не переживаю из-за этого и каким-то чудесным образом стрелки часов замирают, транспорт ускоряется или еще что-то такое происходит, но я прихожу всегда вовремя... Время становится то ли управляемым, что ли...

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #278 : 16 Июль 2011, 15:42:48 »
Цитата: Gabriel
в моем понимании, привычка опаздывать - это проявление немощи, которое особым образом подсвечивает и нейтрализует укоренившуюся страсть...

Могут быть разные причины. Я пыталась говорить не о борьбе с привычкой, а об определенном виде молитвы, основанной на постоянном исповедании ошибок и постоянной (в течение всего дня) просьбой о помощи.

И сказала, что мне это кажется более действенным, чем пытаться избавиться от страсти, блуждая вниманием по внутренностям. В основе любой страсти - противоестественное движение ума.

Можно так изменить физические параметры (способом внутреннего сосредоточения), что навязчивое желание еды уменьшится. Будешь в силах удержаться, чтобы не переходить границу.  И успокоишься, что победил. Но то, что в уме - оно останется неисправленным. И найдет себе иной материал естества для реализации.

А ум исправляем исповеданием, осознанным призыванием Божьей помощи. Причем не "вообще", а через вИдение и осознавание конкретных жизненных ситуаций.
« Последнее редактирование: 16 Июль 2011, 16:16:50 от Elena »

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #279 : 16 Июль 2011, 16:00:54 »
Елена, Вы случайно не ошиблись с авторством цитаты?...  :roll:

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #280 : 16 Июль 2011, 16:21:58 »
Цитата: Gabriel
в этом случае даже если раньше выйдешь, поторопишься, а все равно опаздаешь...

В этом случае не ставлю опоздание себе в вину. Не записываю в грех. Не все ведь от нас зависит (бывают непредвиденные внешние факторы).

А если позже нужного вышла - это уже проступок (даже если все сложится удачно и в итоге придешь вовремя).

Анна-Мария

  • Гость
Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #281 : 16 Июль 2011, 16:42:45 »
А ум исправляем исповеданием, осознанным призыванием Божьей помощи. Причем не "вообще", а через вИдение и осознавание конкретных жизненных ситуаций.

Да, заметила, что даже на начальных этапах такого призывания Божьей помощи снимаются острые противоречия между внутренним и внешним и наоборот...

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #282 : 16 Июль 2011, 17:55:50 »
Цитата: Анна-Мария
даже на начальных этапах такого призывания Божьей помощи

Для меня  тут важно  личное обращение к Богу, желание ввести все жизненные события в сферу Его внимания.

Вот можно молитвой "спускать небо на землю". Можно еще "возвышать землю к небу".

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #283 : 16 Июль 2011, 20:49:06 »
В молитве идет, на мой взгляд "общее очищение".  Все составы резонируют с умным смыслом произносимых слов и, на мой взгляд, все может управиться естественным порядком, без специального направляющего манипулирования.
Имя Божие само по себе обладает силой очищать внутренняя...
Я если честно, не вижу смысла ни в каких технических приемах. Само внутри все достаочно активно развертываеся, можно просто не мешать (отчасти наблюдать)
:-)...дак вам и не надо тех. приемы если у вас все само собой...техника нужна у кого не получается...а способности в этом смысле у всех ну очень разные...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #284 : 16 Июль 2011, 21:05:23 »
Могут быть разные причины. Я пыталась говорить не о борьбе с привычкой, а об определенном виде молитвы, основанной на постоянном исповедании ошибок и постоянной (в течение всего дня) просьбой о помощи.

И сказала, что мне это кажется более действенным, чем пытаться избавиться от страсти, блуждая вниманием по внутренностям. В основе любой страсти - противоестественное движение ума.
Я считаю что молиться в месте возникновения страсти или в месте страстного движения души...малоэффективно...можно таким образом снизить напор, да и то не всегда...а стратегически верно, рубить ГОЛОВУ змия...или бить младенцев о камень...т.е. самое начало помысла...а не возникшее уже движение души...

И ещё...пытаюсь приносить возникший помысел Богу как покаяние...каяться в помысле который может даже и не мой а бесовский...каяться в склонности и привычке души быстродвигаться в страсть...причём сразу же по возникновении помысла...
Пробую недавно...и пока мне кажется ВЕСЬМА эффективным...

По поводу опозданий...опять же все разные :-)...я бы вспомнил слова отца--это элементарная распущенность :-)...и ещё постарался бы представить что сейчас не тот год и за опоздания ждёт 25 лет гулага...что я собственно и делал когда то в молодости, но в более мягком варианте...с тех пор не припомню что бы куда то опоздал...
 
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.