Исихазм

Автор Тема: Плоды Причастия.  (Прочитано 24096 раз)

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Плоды Причастия.
« : 18 Август 2010, 23:14:13 »
Прочитал у кого-то (вроде у mirnestranik) такую вещь, что кроме Причастия более ни что не даёт мира душевного и духовных сил (о другом упоминать пока не буду), но при этом как бы умолкает молитва. Давно волнует вопрос: насколько это правильно (или не правильно), что говорят Святые Отцы по этому поводу?
Пока думается, что при посещении в Таинстве Господом человека, страсти, особенно в первый день, как бы умолкают,  покаянная молитва не идёт, и хочется просто быть в этой глубокой тишине. И как тоже кто то писал, после последующих грехов этот мир понемногу отходит, сил становится меньше и меньше, и через несколько дней опять "полна коробочка" разбушевавшихся страстей. Логично сделать вывод о как можно более частом причащении, но не получится тогда, что мы начнём всё более и более злоупотреблять долготерпением и милосердием Божиим, уменьшая свои усилия (которых и так практически нет) в борьбе со страстями? Или наоборот, в таком случае человек как никогда смиряется, и слова "без Меня не можете творить ничесоже" исполняются на деле, и посредством этого человек как бы шагает вверх по лестнице, "из силы в силу". Т.е. Господь наоборот ждёт сильной жажды исцеления, и такого частого прибегания к Его помощи.     
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Плоды Причастия.
« Ответ #1 : 19 Август 2010, 10:23:09 »
Логично сделать вывод о как можно более частом причащении, но не получится тогда, что мы начнём всё более и более злоупотреблять долготерпением и милосердием Божиим, уменьшая свои усилия (которых и так практически нет) в борьбе со страстями?

имхо рассуждения  по типу - нужно  качать обновления антивируса, ибо система  заражена и умирает, а мы все никак не определимся  подключать сетевой и электрический кабель ноутбука, или не подключать, т.к.  мы вроде и так  в зоне не защищенной и серьезно глючащей беспроводной сети, да и батарея тоже вроде как имеется,  но  практически полностью разряжена ..

 

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Плоды Причастия.
« Ответ #2 : 19 Август 2010, 11:42:46 »
 а по поводу св.отцов посмотрите например  Невидимую Брань пр.Никодима Святогорца, он там  во второй части, говорит о причащении как о таинстве Евхаристии, к которому  можно и нужно прибегать каждому по мере сил, а также говорит о причащении духовном как о ощутимом "пребывании в Духе Божьем" и том, что 1-е   не должно исключать 2-е и наоборот,  т.к.  это взаимосвязанные вещи  ведущие человека к   возрождению во Христе

margav

  • Гость
Re: Плоды Причастия.
« Ответ #3 : 19 Август 2010, 13:19:34 »
Прочитал у кого-то (вроде у mirnestranik) такую вещь, что кроме Причастия более ни что не даёт мира душевного и духовных сил (о другом упоминать пока не буду), но при этом как бы умолкает молитва.
Наверное, все же не всегда и не у всех...

Пока думается, что при посещении в Таинстве Господом человека, страсти, особенно в первый день, как бы умолкают,  покаянная молитва не идёт, и хочется просто быть в этой глубокой тишине. И как тоже кто то писал, после последующих грехов этот мир понемногу отходит, сил становится меньше и меньше, и через несколько дней опять "полна коробочка" разбушевавшихся страстей.
Думается, логично с помощью молитвы пытаться подольше сохранять  благодать, получяемую через Святые Тайны...

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Плоды Причастия.
« Ответ #4 : 21 Август 2010, 12:50:13 »
имхо рассуждения  по типу - нужно  качать обновления антивируса, ибо система  заражена и умирает, а мы все никак не определимся  подключать сетевой и электрический кабель ноутбука, или не подключать, т.к.  мы вроде и так  в зоне не защищенной и серьезно глючащей беспроводной сети, да и батарея тоже вроде как имеется,  но  практически полностью разряжена ..
Это сомнений не вызывает.
В вопросе упор стоит на абсолютной не пропорции между деланием (какого почти и нет) и Дарами Божиими, которые в полном смысле слова даются даром. Т.е. испытываем мы долготерпение Божие в таком случае, или идём к Любви Его, желающей нашего исцеления и соединения с Ним.

Думается, логично с помощью молитвы пытаться подольше сохранять  благодать, получяемую через Святые Тайны...
Вот из-за этого и возник тот, другой вопрос: после Причастия, особенно в этот день, почти не хочется молиться. Т.е. есть благодарение, есть глубокий мир в душе и желание как можно больше быть в нём, углубиться в него, есть, даже не знаю как это выразить, какое-то наблюдение,  созерцание за этой внутренней тишиной, но вот та молитва, которая начинается после прегрешений, не идёт. Оставить так как есть, или стараться принуждать себя?
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Плоды Причастия.
« Ответ #5 : 21 Август 2010, 13:21:59 »
Наверное, все же не всегда и не у всех...
Да простит меня администрация форума, за то, что идут подряд два сообщения, но хотелось бы это сообщение выделить отдельно от других.
Ещё прошу простить всех за возможный соблазн, сразу не приписывать к еретикам за этот вопрос, а по братски порассуждать.  Задавал его нескольким лицам и на нескольких форумах, в том числе Диаконнике, но кроме шаблонных ответов и обвинений ничего не получил. Причём абсолютно не настаиваю на истинности этого.
margav сказал, что "Наверное, все же не всегда и не у всех...". Можно ли дополнить " и не везде"? Или сам вопрос такой: в каждом ли Храме (Православном), Причастие есть Причастие? Может ли человек подходя к Чаше не причаститься не из-за своего устроения, а из-за того, что при соблюдении Богослужебного чина претворения хлеба и вина в Плоть и Кровь Господню всё таки не произошло? По каким-то причинам.

Вкратце объясню, почему возник этот вопрос. В этой ссылке http://www.klikovo.ru/db/book/msg/5680 митрополит Вениамин очень точно описал плоды Причастия, насколько можно их описать словами. По разным причинам посещал и посещаю несколько Храмов - болезнь ребёнка, поездки на море и в деревню, удобное время Богослужения в разных Храмах в зависимости от семейных и других дел. И соответственно причащался в них. По прошествии какого то времени, когда Господь немного дал внутреннего внимания к себе, стал замечать, что после Причастия в некоторых Храмах внутренний мир (и остальное) есть, после причастия в других нет. Повспоминал предыдущие года - действительно, так было всегда. Сначала решил не обращать внимания, заклеймив это как искушение. Но буквально сразу после этого причащался в таких разных Храмах (практически с разницей в 2 недели) - всё тоже самое. Плоды Причастия в одном есть, в другом нет. Много анализировал это, пытаясь найти в себе какие-то предвзятости к разным Храмам, священникам и т.п. - вроде нет такого. Естественно боюсь впасть в ловушку. Братья, помогайте "разбить" этот вопрос.   
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Плоды Причастия.
« Ответ #6 : 21 Август 2010, 16:06:44 »
Вот из-за этого и возник тот, другой вопрос: после Причастия, особенно в этот день, почти не хочется молиться. Т.е. есть благодарение, есть глубокий мир в душе и желание как можно больше быть в нём, углубиться в него, есть, даже не знаю как это выразить, какое-то наблюдение,  созерцание за этой внутренней тишиной, но вот та молитва, которая начинается после прегрешений, не идёт. Оставить так как есть, или стараться принуждать себя?

по приведенной Вами ссылке:
"Я знал одного иеромонаха (окончив шего жизнь молодым епископом), который после Причащения старался даже не иметь общения с людьми, даже не ходил на общую трапезу. После же литургии он, нагнувшись и точно собравшись в себя, шел к себе в келлию и молчал, храня полученный Дар Освободителя Бога Духа."

Итак, молчите, углубляйтесь, созерцайте - это Ваша насущная потребность в такой момент. Ваше созерцание в благодарении и есть молитва. Имхо.

Что же до плодов Причастия - есть два попутных соображения. Цитирую оттуда же (из экономии :))
Цитировать
Если человек достойно причастился, то мы могли бы увидеть на нем явное действие таинственной благодати, при условии нашей способности зреть это.
Вы уверены, что причащаясь через 2 недели, сами оба раза были в равной мере достойны?

И второе - я сам причащался в разных местах и тоже могу рассуждать о "разных плодах". И так же возникало желание пойти туда, где "гарантировано". Но так начинаешь раскладывать по полочкам - какой храм, кто служил, кто исповедал и тд. То есть ищешь причину во внешнем и хочешь выбрать оптимальную комбинацию. А о собственном достоинстве и покаянии как-то все неинтересно рассуждать :-)

Но не лучше ли себя спросить про "разные плоды": на чем основано решение, что мир в душе и радость и тишина как "плод" мне в данный момент полезнее, чем, скажем, шквал сильных нападения после Причастия? Первый "плод" - незаслуженная милость и он приятнее, да. Но вот полезнее ли?  :wink:
« Последнее редактирование: 21 Август 2010, 16:50:48 от прозелит »

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Плоды Причастия.
« Ответ #7 : 21 Август 2010, 19:21:35 »
Итак, молчите, углубляйтесь, созерцайте - это Ваша насущная потребность в такой момент. Ваше созерцание в благодарении и есть молитва. Имхо.
Спаси Бог!
Вы уверены, что причащаясь через 2 недели, сами оба раза были в равной мере достойны?
И так же возникало желание пойти туда, где "гарантировано"....  А о собственном достоинстве и покаянии как-то все неинтересно рассуждать :-)...
Это одни из первых ответов одного из батюшек, поэтому на это тоже было уделено много внимания. И насколько человек может рассуждать о себе со стороны.
Как раз таки наоборот, покаяние (по крайней мере в это промежуток времени) является главной (или по крайней мере хочется так) целью и мерилом всего. Никогда, надеюсь, не посчитаю себя достойным Таинства, и, как правильно заметили, иду именно туда, где "гарантированно", по причине своих страстей (не смиреннословие), которые начинают бушевать со страшной силой, если долго не причащаюсь (более 2 недель).
 И даже не мир и тишина для меня более вожделенны, а другие плоды. Например физические и душевные силы на молитву (особенно на правило), силы и возможность бороться именем Господа со страстями, не выпуская их наружу, особенно гнев, и т. п.. Иначе - кошмар. Поэтому этот вопрос не могу "загнать" в угол.
П.С. Не пытаясь разобрать ничего, просто констатировал факт: до этих 2 раз и на след неделе причащался в другом Храме - и всё было слава Богу! Если посмотреть со стороны - то период времени один и тот же, вроде особенных "достоинств" или недостоинств не было. 
П.С.П.С. И ещё одно: осматривая прошедшие годы (страсти), опять приходишь к выводу, что всё, что умалилось и утишилось во мне - только плоды и действие Господа через Причастие. К сожалению, ни о молитве, ни о каком либо труде, ни тем более о аскезе такого сказать даже близко не могу. Поэтому, так как годы летят очень быстро, а внутри ещё полно грязи, то не имею такой возможности не причащаться (в смысле моего вопроса), и надеясь стяжать Духа Божия ещё другими "делами".
Но не лучше ли себя спросить про "разные плоды": на чем основано решение, что мир в душе и радость и тишина как "плод" мне в данный момент полезнее, чем, скажем, шквал сильных нападения после Причастия? Первый "плод" - незаслуженная милость и он приятнее, да. Но вот полезнее ли?  :wink:
Повторюсь, что здесь мерилом взял свои страсти, возможность хоть как то с ними бороться. Их "шквал" и "шквал" наружних искушений не прекращается, хотя внутри да, появляется тишина. Но больше появляются силы перенести их, более рано замечать их, помолиться против них.  И полное и настоящее внутреннее понимание, что без помощи Божией я никто, и без неё паду в первую же секунду.
Ещё раз спаси Бог за ответы!
« Последнее редактирование: 21 Август 2010, 19:58:37 от Владимир Б. »
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Плоды Причастия.
« Ответ #8 : 21 Август 2010, 20:46:57 »
Кстати вот, нашёл в другой теме:
Ну кто на такое решится? Только сам Господь, ввергая мир в постхристианскую (и пострелигиозную эпоху), изымая нечистыми руками богохульников церковные ценности, дискредитируя нечистыми устами СМИ церковную жизнь, уводя из безблагодатных храмов ищущих людей, отдавая на поругание святыни. Крах внешней веры расчищает путь к внутреннему храму. А кто держится за внешнее в гонке стяжания церковного величия и благополучия - пусть пеняет на себя.
(почему-то вставить в предыдущее сообщение уже не смог)
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

margav

  • Гость
Re: Плоды Причастия.
« Ответ #9 : 21 Август 2010, 23:29:30 »
margav сказал, что "Наверное, все же не всегда и не у всех...". Можно ли дополнить " и не везде"?
Не надо дополнять...
Или сам вопрос такой: в каждом ли Храме (Православном), Причастие есть Причастие? Может ли человек подходя к Чаше не причаститься не из-за своего устроения, а из-за того, что при соблюдении Богослужебного чина претворения хлеба и вина в Плоть и Кровь Господню всё таки не произошло? По каким-то причинам.
Могу только поделиться личным опытом...навязчивые помыслы подобного рода стараюсь безотлагательно исповедовать, как грех в Таинстве Покаяния, не давая им возможности устроить полную разруху в моей душе...

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Плоды Причастия.
« Ответ #10 : 22 Август 2010, 00:14:32 »
Не надо дополнять...
Хорошо.
Могу только поделиться личным опытом...навязчивые помыслы ...
Благодарю за Ваш опыт.
Единственное, если опять не раскрыл выше вопрос до конца, это не помыслы. Это рассмотрение (как можно более холодное и стороннее) прошедшего времени и констатация факта.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Плоды Причастия.
« Ответ #11 : 22 Август 2010, 14:36:35 »
Это тот случай, когда личный опыт превыше слепой веры. Практически - имхо, ходите туда, где "небесплодно" именно для Вас.
 
А развивать эту мысль для себя:
Цитировать
в каждом ли Храме (Православном), Причастие есть Причастие?

не стал бы - у нее огромный разрушительный потенциал в развитии.

"Дух дышит, где хочет"[Ин. 3:8] И будет с нас.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Плоды Причастия.
« Ответ #12 : 22 Август 2010, 22:29:50 »
Это тот случай, когда личный опыт превыше слепой веры. Практически - имхо, ходите туда, где "небесплодно" именно для Вас.
Это решение после некоторых рассуждений принято давно, а раз и брат точно такое советует - то тем более, можно считать это от Бога.

Немного ещё расскажу, почему опять всплыл этот вопрос: по приходу в Церковь попал в одну общину при Храме. Была замечательная, горячо верующая наставница, было множество бесед и уроков по истинному Православию, были вечера с чаепитием ... Потом она отошла ко Господу, и появилось желание тоже на приходе организовать подобное. Пока семейные обстоятельства не позволяют, но эту мысль, если Господь даст, пока не оставляю.
Так вот, к чему это: это один из таких "любимых" Храмов. Не хочу сравнивать их с другими, но в этих видна молитва в Алтаре, среди мирян, любовь (хоть даже небольшая) между клириками, прихожанами, видны сияющие глаза и многое другое, что отчётливо говорит о близости Бога к ним. Но и это не главное. Главное, что приходящие туда люди со страшными страстями и грехами преображаются. В большинстве своём. Как пример - там же организован психо-наркологический кабинет для помощи людям, где верующий врач основу лечения ставит на вере, воцерковлении, христианской жизни. И на областном собрании наркологов были вынуждены признать, что нигде в области, кроме этого центра, полного исцеления наркозависимых людей не было. Ну и в свете этого вопроса подумалось именно о том, что может быть именно в этом всё дело. Т.е. вполне можно организовать общину при Храме, но если они не встретят Бога в Таинствах, не почувствуют "яко Благ, Кроток и Многомилостив", то это будет просто кружок, наподобие сект с самовнушением всяких духов, и с которого хорошего ничего не будет.
Как то так.   
не стал бы - у нее огромный разрушительный потенциал в развитии.
И это абсолютно верно. Кроме немногих мыслей при недолгом рассуждении об этом вопросе, всё остальное стараюсь молитвой прогонять как вражьи помыслы.

Искренне и по братски Вас целую!
Спаси Господь за понимание и "спокойные" ответы!
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Плоды Причастия.
« Ответ #13 : 22 Август 2010, 22:57:09 »
Это сомнений не вызывает.
В вопросе упор стоит на абсолютной не пропорции между деланием (какого почти и нет) и Дарами Божиими, которые в полном смысле слова даются даром. Т.е. испытываем мы долготерпение Божие в таком случае, или идём к Любви Его, желающей нашего исцеления и соединения с Ним.

  подход у Вас такой, что ни да, ни нет не скажешь..
  если правильно понимаю с одной стороны у Вас некое собственное делание  т.е. индивидуальное хозяйство, а с другой  Любовь т.е. упование на милость, вхождение в радость и прочее, причем опять индивидуальное, и спрашивается,  что из двух верно ..
  имхо  ни первое, ни второе , мы действительно призваны к воссоединению, но этот призыв отнюдь не приглашение смыть с себя грязь, искупавшись в сияющем океане Света и Любви - Царство Божие нудиться..
  мы призваны возделывать рай, который внутри нас, именно рай, а не наши  3 сотки, нет нашего личного куска, и кроме того, призваны мы не просто окультурить, а  создать - Царство Божие, а это то, что может создать лишь Новый Человек, не только возрожденный во Христе, но и способный  к деятельности в Духе,  пока, же идет процесс возрождения о каком-либо делании говорить весьма преждевременно, равно как и желать  испробовать сладости тех плодов которые  может вырастить и употребить лишь человек, ставший Новой Тварью во Христе..

   по поводу действительности причастия, вопрос  в общем нормальный на мой взгляд – слепая вера, это тоже не вариант..  но это момент тонкий  разбираться надо иначе можно дров наломать,  если в общем смысле то надо просто понимать, что есть  люди которые обладают даром благодати священства,  а есть те которые обладают только - правом совершать священнослужения, таинство будет действительным  при  его совершении как 1-м, так и 2-м, но вот  индивидуальные ощущения от приобщения к такому действительному таинству, может быть очень различным имхо

margav

  • Гость
Re: Плоды Причастия.
« Ответ #14 : 23 Август 2010, 09:39:30 »
...  индивидуальные ощущения от приобщения к такому действительному таинству, может быть очень различным имхо
и зависеть сие индивидуальное ощущение будет от того, сумел ли причастившийся во время и успешно отбить помысел о влиянии мнимой безблагодатности руки, держащей лыжецу, на подаваемую ему лично Господом благодать Святых Тайн Христовых...Если не успел отбить, то именно помысел и может воспрепятствовать приятию или сохранению подаваемой Господом благодати...имхо...