Тем не менее, немного упорядочил хаос, исправил опечатки.
Все-таки не каждый день нам приходят ответы с Афона. И чтобы кто там ни говорил, а Афон - это древнейшая молитвенная школа и равного Афону молитвенного центра в мире, на данный момент, не существует.
Из беседы со старцем Лукой (духовным племянником Иосифа Исихаста) из монастыря Филофей.
Вопрос: что значит ум опустить в сердце? Нужно ли это понимать буквально, якобы представляя себе сам орган сердце, или как-то по другому самому пытаться куда-то погрузиться?
Ответ: сердце возлюбит Бога и ум сам опуститься в сердце. То, что любит человек, о том и думает ум (Что любит человек, о том и думает). Молитва это тема не техники, а любви. Если сердце насыщено миром, то для Бога ничего не остается. Мы хотим, что бы сердце было поделено на мир и на Христа, если корабль разрезать пополам то неужели он сможет плыть? Техникой молитву не приобретешь, её дает Бог. Это святые пользовались техникой, а мы разве святые? Какая у нас жизнь? Молиться нужно в слух, в голос, уста выражают то, что в сердце и на уме.
Вопрос: геронда, как я понял, самому не нужно стараться куда то погрузить ум?
Ответ: Конечно. Техникой мы как бы хотим купить у Господа молитву. Но ведь разве так делается? Вот, что значат слова Святых опустить ум в сердце:
Первое: нужно очистить сердце от худых помыслов, никого не обидеть, не согрешать, быть в мирном расположении ко всем, ни держать ни на кого обиды и зла.
Второе: вот, и это состояние называется очистить сердце, далее мы в таком состоянии начинаем молиться в слух. Ум наш начинает слышать слова и просыпается. Далее появляется мирное расположение ума, чистые помыслы, ум ими занимается.
Третье: после ум сам опускается обратно в сердце. Сам без какой-либо нашей специальной помощи. И тогда наступает большая радость.
Вопрос: ого, эта такая работа?!
Ответ: все даёт Господь, всё по Его расположению. Не нужно учиться техники. Дело не в том, что кто делает и сколько...а как делает.
Смирение - это состояние души.
Труд - это попечение тела.
К сожалению, мы делаем ударение на технику, как бы вынуждая Христа дать нам молитву. Когда человек начинает где-то тонко чувствовать, что стал лучше или чего-то добился - ПРЕЛЕСТЬ.
Когда человек творит молитву, а сердце не чисто, это подобно тому если бы мы позвали Господа к нам в Гости, но посадили бы Его в сарае.
Мы призываем Господа молитвой, а куда Он придет? Сердце-то наше не чисто.
Вопрос: Геронда, что вы скажете о разного рода видениях во время молитвы?
Ответ: это всё от лукавого.
Из беседы с о. N. (из духовного братства Иосифа исихаста)
Вопрос: с утра, сразу как осознаю себя, начинаю (молиться?) примерно час лёжа, в течение дня стараюсь поддерживать всё время, в обед 1,5-2 часа сосредоточенно с закрытыми и открытыми(попеременно) глазами сидя или при хотьбе, в относительной тишине и полумраке, несколько лет назад примерно подсчитывал получилось 6 часов (вместе с молитвой во время работы)...вечером после работы, отдыхаю 3-4 часа - форумское общение, или чтение Святых Отцов, или работа по дому...
Ответ: вот смотри, начало всему уже нехорошее, это своеволие и наложение и придумывание себе самому какого-то правила и подвига. Все это по тонкой гордости.
Вопрос: никаких правил ...только в храме в субботу и воскресение читаю с клироса и пою в хоре кое что...чтение утренних молитв отпало как-то само собой...не хочется самое лучшее время - утро, тратить на чтение устами... А вечером ум устаёт, тут уж не до чтения...
Ответ: то, что у этого человека нет молитвенного правила - это очень плохо. Это внушение беса, мол, не читай ничего кроме Иисусовой молитвы.
Вопрос: причастие каждую субб. и воскр... т.е. 2 раза в неделю...
Ответ: причастие 2 раза в неделю - если это благословение духовника, то еще ничего, а если это наше придумывание, то это очень плохо.
Вопрос: соблюдаю всегдашний пост (без хранения целомудрия пока, работаю над этим), утром 5-10 овсяных пряников с морсом, вечером чуть меньше литровой банки гречки, морс, салат из огурцов-помидоров...т.е. одно и то же около 5 лет...
Ответ: домашний пост, опять же таки, если он наложен нам, самими, то это плода под собой не несет.
Вопрос: Можно ли из-за отсутствия духовного руководителя, на интернет форуме описывать, что происходит в молитве и после, с целью получить совет у более опытных и для сверки со святоотеческим наследием?
Ответ: выкладывать на вот таких форумах свои переживания, опыт и свои советы - крайне опасно для души. Дьявол этим воспользуется. Форум - это большая каша, которая постоянно засасывает, как в болото. Духовной пользы от него нет. А если нам кажеться, что есть... то эта мизерная польза, по сравнению с тем вредом, который несут такие переписывания, просто незаметна. За такими переписываниями сокрыто тонкое тщеславие и тонкая гордость, когда мы знаем чье-либо духовное состояние, и подсознательно сравниваем себя, то дьявол подсовывает тонкое тщеславие, которое мы не замечаем. Таковые форумы - это удобные сети для дьявола. Куда попадаются очень много душ. Они якобы пришли к вере, к православию, дьявол видит что на даном этапе он их упустил, но тут для него предоставляеться возможность запутать эти души.
Вопрос: Геронда, что вы скажете о разного рода видениях во время молитвы?
Ответ: всякого рода видения, разные, во время молитвы Иисусовой и других молитв - это бесовские штучки. Он таким образом играет с нами, подсовывая мнимые видения, ублажения, какие-то изображения, видения, и заставляет нас этому подыгрывать, направлять туда или обратно мысли, что-то видеть. За этим паралельно стоит прелесть. И она приходит быстрее, когда мы об это еще кому-то рассказываем.
Вопрос: Нужно ли сосредотачивать внимание на неких чувствах возникающих во время молитвы, нужно ли их рассматривать и распознавать, отыскивать и возгревать хорошие чувства в себе, любовь, радость, благоговение?
Ответ: на чувствах сосредотачивать внимание не нужно. Это бесовские сети. Купить молитву у Бога не возможно. Первое это нужно очистить сердце..
Вопрос: Можно ли из-за отсутствия духовного руководителя, на интернет-форуме описывать что происходит в молитве и после, с целью получить совет у более опытных и для сверки со святоотеческим наследием?
Ответ: нужно обязательно найти духовника. Главное это не творить свою волю, как только мы будем творить волю другого, все начнем понимать и никаких "шариков" не будет и разных видений тоже. Обсуждение на форумах и поучение на форумах не допустимо и даже можно сказать пагубно.
Из беседы с о. N. (из духовного братства Иосифа исихаста)
Вопрос: Может ли, так называемый, "монах в миру" послужить Господу не менее, чем монах в монастыре, принявший постриг?
Ответ: Такого понятия как монастырь в миру нет. Если человек хочет создать семью он жениться, если хочет уйти в монастырь - уходит. В России в начале 20-го века это было как снисхождение и то единично, и по благословению. Повторяю это не правильно - это великое исключение.
Вопрос: На чем более должно быть сконцентрировано служение "монаха в миру"? На своем внутреннем делании или на какой-то внешней деятельности, как то на просвещении и миссионерском служении, на социальном поприще и др.?
Ответ: Спаси Господи рабу Божию за вопрос! Но она более концентрируется на просвещении других нежели о себе. Себя в начале нужно укрепить. От страстей и худых помыслов нужно избавиться. И не ждать последних времен ни войны, ни бедствий, жить своим днем, и стараться не грешить. Вот это наше делание - душу свою очищать.
Вопрос: Как на бытовом плане лучше отстроить свою жизнь "монаху в миру", следует ли ему менять работу, если она не связана с Церковью или надо продолжать нести то мирское послушание, которое послано Господом на данный момент времени, используя возможности этого послушания для своего духовного роста и просвещения своих ближних?
ответа нет.
Из беседы с о. N. (из духовного братства Иосифа исихаста)
Вопрос: после причастия как бы не хочется молиться а просто пребывать в умилении без молитвы.
Ответ: если Господь сподобил человека Причаститься, и такой человек благоговейно к этому отнесся должной подготовкой. То после причастия Господь ниспосылает такому человеку утешение - мирное радостное пребывание, благодатное. Хочется плакать и со слезами Славословить Господа, благодарить его, и просить помиловал нас. В такой момент хочется пребывать и пребывать в Боге. И уста сами начинают произносить молитву - которая и связывает нас с Господом. При молитве, благодать посетившая нас, еще более приумножается, душа это чувствует, и желает не прекращать молитву или молиться.
Вот если молиться не хочется или если начав молиться состояние мира уходить, и как нам кажется благодать покидает - это из-за помыслов. Это состояние после причастия не было истинное оно было навеяно врагом. И когда мы начали молиться, то враг потерпев поражение уходит, и таким образом уходит яко бы благодатное состояние, состояние мира. Бывает и от того, когда мы принимаем тонкий помысл после причастия. После которого уходит истинное благое состояние, но враг не дремля подсовывает мнимое... при этом мнимом мы замечаем что как-то не молится.
Если после причастия став на молитву состояние мира уходит это из-за помыслов, из-за того что мы приняли тонкий помысел. Напротив после причастия душа рвется к молитве, и непрестанно желает молиться.
Есть святые для которых молитва стала бессловесным созерцанием - но это святые. Разве мы живем жизнью святых? Они достигли совершенства, они избавились от гордости, тщеславия, и оставив молитву они не просто пребывают в тишине, они преображаются, и ум их находиться не здесь. Нам же грешникам молитва нужна как воздух, без нее мы погибнем, кому как не врагу хочется что бы мы не молились.
ИЗ БЕСЕД ЕЩЕ С ОДНИМ АФОНСКИМ СТАРЦЕМ N.
- главное это не озлобиться в современном мире.
- подвиги которые мы сами себе налагаем это все от гордости, тщеславия и самомнения.
- от телевизора нужно избавляться, и никакую музыку не слушать. Нужно стараться приидти к тому что бы ниодино наше чувство не услаждать. Относительно музыки хорошо написал (обязательно почитайте):
Владимир Мартынов
1) О музыке дохристианской
2) О классике и народной музыке
3) Об ангелоподобном пении.
- не ищите радости на земле
- никогда не сравнивайте себя с человеками, а только со святыми.
- самое первое это смирение.