Исихазм

Автор Тема: О молитве эгрегору  (Прочитано 33820 раз)

Alex-naon

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

О молитве эгрегору
« : 21 Октябрь 2010, 22:35:41 »
Из статьи в Википедии:
Цитировать
Эгре́гор (др.-греч. ἐγρήγοροι, «стражи») — в оккультных и новых (нетрадиционных) религиозных движениях — душа вещи, «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие.

Давно уже меня мучили мысли о том, что всегда рядом с нами есть искушение подмены Богообщения поклонением эгрегору, этому своего рода коллективно созданному богу. Особенно, когда этот эгрегор имеет православный вид. Ведь если обратить внимание, то современные явления поклонения младостарцам, канавкам, котелкам и т.д., всё это последствия того, что человек совершенно заменил общение с реальным Богом, на общеиие с эгрегором. Ведь эгрегор тоже может выдавать некие чудесные явления, которые могут быть приписаны благодати Божией. "Сила эгрегора определяется не только тем, насколько отдельный индивид или масса убеждены в том, что информация, заложенная в эгрегор, истинна, но и тем, сколько именно людей считает так."

Но если подобные псевдоправославные злоупотребления очень наглядны и вызывают благородное негодование или тщеславное индульгирование у "нормальных" христиан, то более тонкие явления невидимы и для них. Что если представить, что исихастская "безобразная" (естественно как думает о ней наш падший разум) молитва есть точно такая же подмена общения с Богом? Здесь опять-таки мы можно благородно откреститься от "неумеренного увлечения техникой", но боюсь, что и это не спасёт нас от постоянного искушения наши представления о Боге принять за самого Бога.

Я очень хотел бы, чтобы все форумчане высказали своё мнение по этому поводу, а пока сам выражу своё резюме. Итак, на мой взгляд, совершенно необходимое, можно сказать, ежесекундное делание человека состоит в том, чтобы постоянно стремиться прорваться сквозь тучи эгрегоров, в которых он волею или неволею живёт, к Истинному Солнцу.Это некая постоянная неупокоенность ни в чём (в правилах, молитве, уставе, богослужении, чтении и жизни вообще). Яркой иллюстрацией этого делания могут служить слова пророка Давыда "Помяни, Господи, Давыда и всю кротость eго. Яко клятся Господеви, обещася Богу Ияковлю. Аще вселюся в селение дому моего, ли взыду на одр постели моея. Аще дам сон очима моима и векома моима дремание, и покой скраниам моим. Дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Ияковлю.".  Одним словом, страшно заснуть в "духовном" сне, покуда не обретено "место Господеви".
За молитвъ святыхъ отецъ нашихъ Господи Iсусе Христе Сыне Божiй помилуй нас. Аминь.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О молитве эгрегору
« Ответ #1 : 21 Октябрь 2010, 23:09:02 »
Одним словом, страшно заснуть в "духовном" сне, покуда не обретено "место Господеви".
Да, именно так и есть! Вот только что поместил в соседней ветке: "рыдание по необретённому ещё Господу должнo раздирать нашу грудь ежесекундно".

Думаю и верю, что обретение Господа не спутать ни с чем иным. Он - Полнота Жизни, Любви и всех чувств вообще. Он - ясность и отточенность молчаливого Ума. Он - Радость, не передаваемая никакими словами.

И ещё - Он освобождает от всех заморочек и эгрегоров, в том числе. Освобождает абсолютно!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: О молитве эгрегору
« Ответ #2 : 22 Октябрь 2010, 19:02:20 »
Итак, на мой взгляд, совершенно необходимое, можно сказать, ежесекундное делание человека состоит в том, чтобы постоянно стремиться прорваться сквозь тучи эгрегоров, в которых он волею или неволею живёт, к Истинному Солнцу.Это некая постоянная неупокоенность ни в чём (в правилах, молитве, уставе, богослужении, чтении и жизни вообще).

Совершенно согласен с этим.
Неупокоенность ни в чем - это двигатель всего человечества. Она рождена неосознанной тоской о Боге, полустертой памятью об утраченном рае и желанием снова обрести золотой век - Царство Небесное.
Вопрос в том, как мы этой неупокоенностью распоряжаемся, к чему мы ее направляем.
Если мы стремимся к Богу,  то неупокоенность всегда даст нам знать, что останавливаться рано, что мы пришли пока не к Богу, а к очередному идолу-эгрегору.

Ученик

  • Сообщений: 126
    • Просмотр профиля

Re: О молитве эгрегору
« Ответ #3 : 22 Октябрь 2010, 22:18:03 »
Alex-naon 
Цитировать
Итак, на мой взгляд, совершенно необходимое, можно сказать, ежесекундное делание человека состоит в том, чтобы постоянно стремиться прорваться сквозь тучи эгрегоров, в которых он волею или неволею живёт, к Истинному Солнцу.
С этим легко согласиться, но как прорваться? Вы предлагете неупокоенность.
Цитировать
Это некая постоянная неупокоенность ни в чём (в правилах, молитве, уставе, богослужении, чтении и жизни вообще).
Антиквар и Леонид тоже за неупокоенность
Леонид - рыдание по необретённому ещё Господу должнo раздирать нашу грудь ежесекундно
(Сильно и с  болью сказано!)
Антиквар - Она рождена неосознанной тоской о Боге
Не возможно не согласиться с такой неупокоенностью о Господе.
Но
Аниквар - Вопрос в том, как мы этой неупокоенностью распоряжаемся, к чему мы ее направляем.

Вы уточняете это направление неупокоенности – в правилах, молитве, уставе, богослужении, чтении и жизни вообще. Мне показалось (возможно, я неправильно вас понял?), что это скорее стремление к новизне, как очередному эгрегору.
В.СвенцицкийКогда юный пустынник поселяется в уединении, первое искушение, которое его посещает, заключается в том, что место, выбранное им, ему начинает казаться неудобным для подвига. Если он поддастся искушению и выберет другое место - погиб. Враг его замотает. Так и начнет водить с одного места на другое, пока не вымотает душу.
Поспешное, преждевременное оставление устоявшихся правил, молитв, устава, богослужения, основанное на стремление к прорыву к Господу одним рывком, мне кажется, опрометчивым. Правила, уставы, богослужения вырабатывают терпение и выправляют по назначению своему.
Св. Феофан Затвориник - Все правила могут оставлять лишь те, у коих умная молитва стала непрестанною
[Сказанное] об отложении пения для умной молитвы, то относится к затворникам и к тем лицам, у коих раскрылась умная молитва и стала непрестанною. Эти могут делать и все вместо церковной службы и келейного правила... Чтение молитвы тогда прекращается само собою. Таким образом, отложение пения к нам с тобою не относится, нам надо и церковные службы выстаивать, и что определено для келейного молитвословия исполнять.


Мне кажется, что по отношению к правилам, уставам, богослужению, чтению и жизни вообще
лучше следовать совету
Антиквар - Правило должно быть живым, "пульсирующим" как сердце - в какие-то периоды увеличиваться, в какие-то сокращаться.

Alex-naon, простите, если я не правильно вас понял.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: О молитве эгрегору
« Ответ #4 : 22 Октябрь 2010, 23:58:52 »
Антиквар - Вопрос в том, как мы этой неупокоенностью распоряжаемся, к чему мы ее направляем.

Вы уточняете это направление неупокоенности – в правилах, молитве, уставе, богослужении, чтении и жизни вообще. Мне показалось (возможно, я неправильно вас понял?), что это скорее стремление к новизне, как очередному эгрегору.
В.СвенцицкийКогда юный пустынник поселяется в уединении, первое искушение, которое его посещает, заключается в том, что место, выбранное им, ему начинает казаться неудобным для подвига. Если он поддастся искушению и выберет другое место - погиб. Враг его замотает. Так и начнет водить с одного места на другое, пока не вымотает душу.
Поспешное, преждевременное оставление устоявшихся правил, молитв, устава, богослужения, основанное на стремление к прорыву к Господу одним рывком, мне кажется, опрометчивым. Правила, уставы, богослужения вырабатывают терпение и выправляют по назначению своему.

Как раз сегодня я для себя вспоминал этот пример о послушнике, которого водит дьявол.
Думаю, должна быть внешняя статика при внутренней динамике. Внешняя статика - это несение своего креста по жизни - в семье, на работе, в общении и т.д. Семья, работа, круг общения, даже отношения с земной церковью - все это восстает против внутренних перемен в тебе (пусть даже везде к тебе прекрасно относятся и желают добра). То есть надо не искать себе лучшей кельи во внешнем мире, а оставаться там, где застал тебя зов Господа. Иначе "дьявол замотает" и будешь ходить "от эгрегора к эгрегору".
Оставаясь на месте, начинаешь глубже проникать в себя и острее чувствовать окружающий мир. Этот мир начинает распинать тебя ежедневно и ежечасно множеством самых обыденных ситуаций.
Но условием для этого явлется внутренняя динамика или неупокоенность. Неудовлетворенность собой, все более острое ощущение страстей, стянувших тебя ремнями и привязавших к миру, неспособность совладать со своим умом, слабость молитвы, ужас от осознания того, что в тебе самом таится черная бездна, готовая тебя поглотить - очень многое, что трудно выразить словами.
А также понимание того, что все найденное тобою в себе самом и кажущееся на первый взгляд жемчужинами, на самом деле  - мишура или мусор, и все это не идет ни в какое сравнение с тем, что обязательно должно быть где-то, с тем запредельным, что однажды должно нам открыться.
Озарения, благостность, покой, радость - все это в лучшем случае слабые отблески, которыми не стоит очаровываться, в лучшем случае оазисы в пустыне, но и вода в оазисах может быть отравлена.








Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О молитве эгрегору
« Ответ #5 : 23 Октябрь 2010, 00:25:40 »
Озарения, благостность, покой, радость - все это в лучшем случае слабые отблески, которыми не стоит очаровываться, в лучшем случае оазисы в пустыне, но и вода в оазисах может быть отравлена.
А мне кажется всё гораздо проще.

Все наши проблемы "пути" и "обретения" содержатся в уме. Ум, для поддержания своего статуса как единственного лидера в нашем целостном организме, в состоянии конструировать и доводить до психосоматики (т.е. до "реальных" переживаний) любые мыслимые и немыслимые ситуации.
К примеру, начитался Свенцицкого, а ум услужливо выстроет соответствующую "картинку" в подтверждение своей же правоты, или тот, уже приводимый мной пример с Карлосом Кастанедой, когда его "последователи" начинали пожирать декоративные кактусы и видеть световые шары вокруг людей.

Мне было 15 лет, и я шёл по Москворецкому мосту с девушкой, в которую был влюблён. В руке у меня был здоровенный гвоздь, которым я вёл по гранитному парапету, заговаривая ей баки. Когда гвоздь раскалился от трения, я охладил его своими пальцами, а потом коснулся им предплечья подруги. Ожог был нешуточный, как надо, с волдырём. Она была взбешена. Нужны ли объяснения?

Когда я говорю, что Христос освобождает абсолютно, то имею прежде всего ввиду, что освобождает Он от любых фантомов ума, не важно каких, но и "благочестивых", в том числе. Избавляет также и от надежд, доставляя вместо них трезвое видение мира как он есть на самом деле. Это видение уподоблю,  пожалуй, самому Боговидению, т.к. мир без миражей ума уже не в состоянии  заслонить Господа собою.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О молитве эгрегору
« Ответ #6 : 23 Октябрь 2010, 00:43:05 »
Леонид

Цитировать
Когда я говорю, что Христос освобождает абсолютно, то имею прежде всего ввиду, что освобождает Он от любых фантомов ума, не важно каких, но и "благочестивых", в том числе. Избавляет также и от надежд, доставляя вместо них трезвое видение мира как он есть на самом деле. Это видение уподоблю,  пожалуй, самому Боговидению, т.к. мир без миражей ума уже не в состоянии  заслонить Господа собою.

  Да, это так, Леонид. Но за этим следует следующий, многострадальный этап :-(: сам мир начинает отвергать человека.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О молитве эгрегору
« Ответ #7 : 23 Октябрь 2010, 00:54:34 »

Давно уже меня мучили мысли о том, что всегда рядом с нами есть искушение подмены Богообщения поклонением эгрегору, этому своего рода коллективно созданному богу. Особенно, когда этот эгрегор имеет православный вид.

А Вы псалмы пр. Давида читайте,
в них нет никакого эгрегора и коллективного сознания,
их сам Иисус Христос всю жизнь читал.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О молитве эгрегору
« Ответ #8 : 23 Октябрь 2010, 00:58:40 »

Но если подобные псевдоправославные злоупотребления очень наглядны и вызывают благородное негодование или тщеславное индульгирование у "нормальных" христиан, то более тонкие явления невидимы и для них. Что если представить, что исихастская "безобразная" (естественно как думает о ней наш падший разум) молитва есть точно такая же подмена общения с Богом?

Бог Он Велик :-D

И общение с ним ВЕЛИКОЕ дело, так что не ошибётесь его отличить от подмены.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О молитве эгрегору
« Ответ #9 : 23 Октябрь 2010, 00:59:25 »
Да, это так, Леонид. Но за этим следует следующий, многострадальный этап :-(: сам мир начинает отвергать человека.
Да и пёс с ним!

Мы же понимаем, что мир есть супер-эгрегор, супер-фантом, поддерживаемый представлениями о нём миллиардами сознаний. Это именно он отверг и распял Господа, пришедшего в мир ради людей.
Туда и нам дорога. Если с неё свернуть, то лучше вовсе не дёргаться, а быть как все и честно продвигаться ко гробовой доске и Вечной Гибели.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О молитве эгрегору
« Ответ #10 : 23 Октябрь 2010, 01:02:44 »
 Мне бы твой оптимизм, если бы все это не было так больно.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: О молитве эгрегору
« Ответ #11 : 23 Октябрь 2010, 01:12:05 »
Леонид

Избавляет также и от надежд, доставляя вместо них трезвое видение мира как он есть на самом деле.

Вот, это хорошо сказано. А то приходится часто читать и слышать о надеждах, чаяниях и упованиях тех христиан, кому имхо давно пора бы по мере их делания избавиться от всяческих надежд и упований, оставшись в "трезвом видении мира как он есть"...

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О молитве эгрегору
« Ответ #12 : 23 Октябрь 2010, 01:13:08 »
Мне бы твой оптимизм, если бы все это не было так больно.

Вы что то путаете, человек изгнанный за правду блаженствует,
это когда действительно урода и придурка изгоняют, то он страдает.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: О молитве эгрегору
« Ответ #13 : 23 Октябрь 2010, 01:16:03 »
Здравствуйте, а кто определяет, что он - действительно урод и придурок?

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О молитве эгрегору
« Ответ #14 : 23 Октябрь 2010, 01:17:15 »
Здравствуйте, а кто определяет, что он - действительно урод и придурок?

По науке, теория вероятности, как повезёт вообщем.