Исихазм

Автор Тема: Режим молитвы  (Прочитано 23321 раз)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Режим молитвы
« Ответ #75 : 30 Октябрь 2010, 22:38:59 »
Я бы согласился и на иудейское толкование (если только не из разряда: только поц мог подумать, что Моше войдет в синагогу без кипы ;) )


Комментарий на Быт.17  р Ш.Р.Гирша

Цитата: Гирш
В следующем стихе  (тут по-еврейски )....... (обрезание) называется    (знаком завета). Обрезание — это символ завета, но исполнение завета есть нечто большее, чем просто обрезание. Такое сочетание символа и действия мы находим во всех еврейских законах. В этом сочетании различаются два аспекта:

В заповедях, включающих символический акт, этот акт не только символизирует вечность идеи. Само его исполнение является неотменяемым законом Б-га. Сохранение идеи, верность ей, ни в коем случае не может послужить основанием для отмены символического акта. Отказ от исполнения этого акта равносилен отказу от самой идеи. Тот, кто отказывается от символа завета, по существу, разрушает и сам завет (стих 14). А исполнение символического акта (стих 10) и есть “исполнение завета”.

С другой стороны, совершение символического акта вполне достигает своей цели только когда становится .......  — знаком, глубоко укоренившимся в сознании человека. Тем не менее даже простое исполнение этого акта является осуществлением первого этапа Б-жественной заповеди. Исполняя символический акт, мы черпаем из источника жизни, вновь и вновь возвращаясь к смыслу закона, которым все глубже проникается наше существование.

* * *

Наше тело должно быть не хозяином, но (тут опять по-еврейски .......), то есть слугой, посланником духа... Обрезая крайнюю плоть, мы запечатлеваем на нашем теле знак подчинения духу данного Б-гом нравственного закона. Именно на подчинении тела, а не духа основывает Б-г свой завет. Этот завет не допускает, чтобы дух человека парил где-то в высях, в то время как тело оставалось послушным любым своим влечениям. Первое условие завета — подчинение телесных влечений нравственному закону, продиктованному Б-гом. Только на этой почве может взрасти истинная духовность, духовная связь с Всевышним. Лишь в теле, не запятнанном нравственной нечистотой, может расцвести поистине Б-жественная духовная жизнь.

Не  ...... (отрезание), a  .......(обрезание, подрезка) — вот фундаментальная концепция Б-жественного завета. С точки зрения этого завета, целибат (безбрачие) или кастрация не менее отвратительны, чем разврат и распутство. Быть евреем — значит освятить, то есть посвятить Б-гу все физические проявления жизни, оставаясь верным Его нравственному закону.

Тут нет ничего, что бы противоречило моему восприятию. Кроме второго абзаца.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Режим молитвы
« Ответ #76 : 30 Октябрь 2010, 22:49:53 »
Вот еще комментарии:

Цитата: Сончино
союз Мой, который вы должны соблюдать

Смысл этого высказывания заключается не в том, что союз дает право делать обрезание, а в том, что обрезание является знаком наличия определенной духовной связи. Эта мысль явно выражена в следующем предложении: "И будет это знаком союза...". Так, радуга явилась знаком союза с Ноахом. Точно так же как радуга может оставаться для человека лишь явлением природы, так и обрезание может восприниматься как медицинская операция, имеющая значение исключительно для здоровья.

Цитата: Полонский
3. Обрезание: различие еврейского и греческого мировосприятия

В конце недельного раздела, окончательно становясь евреем, Авраам получает заповедь обрезания, и до нашего времени практически все евреи, и даже самые заядлые атеисты, придерживаются этой заповеди.

Но если немного задуматься, то смысл обрезания как заповеди содержит в себе противоречие: Бог призывает евреев проделать операцию над новорожденным ребенком - казалось бы, если Бог хочет, чтобы евреи были обрезанными, то пусть Он сделает так, чтобы они такими и рождались!

Известно, что эта заповедь была одной из особо ненавидимых греками, которые считали человеческое тело идеально красивым, а обрезание - варварской операцией, портящей эту красоту.

Здесь проявляется существенное различие в подходе к миру между еврейской и греческой цивилизациями. С точки зрения греков, мир идеально гармоничен в актуальности - такой, какой он есть, как его создала природа.

С точки зрения евреев, мир идеально гармоничен в потенциале, он идеален способностью к продвижению и исправлению; и задача человека - открыть в мире потенциально содержащийся в нем Б-жественный свет. Обрезание указывает на то, что человек и мир не рождаются идеальными; они требуют исправления, которое позволяет духовно реализоваться любому, даже самому материальному объекту или страсти в этом мире.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Режим молитвы
« Ответ #77 : 30 Октябрь 2010, 22:53:59 »
Цитировать
Быть евреем — значит освятить, то есть посвятить Б-гу все физические проявления жизни, оставаясь верным Его нравственному закону.

А вот цитата из текста Вас. Вас. Розанова "Ангел Иеговы у евреев":
Цитировать
"Мы люди простые, древние, серьезные. Нам разговоров не надо, а дело".
 
Старцы Талмуда дополнили собственно ясную мысль. Они о ней не сомневались, потому что чего же сомневаться, когда это "начало истинной религии на земле", и вместе - сухое, голое, одинокое обрезание.

Тогда они начали учить догмату, который знает всякий еврей и который решительно не открыт ни одному европейцу:
"В секунду обрезания Ангел Иеговы сходит на обрезаемого младенца и остается на нем до самой смерти".

Нас Ангел оставляет, когда мы грешим, обманываем, убиваем. Но ведь к еврею он сходит "не взирая на лицо" - только в силу обрезания: и, имея с ним только одним соотношение и связь, явно не оставит его в тюрьме, в воровстве, в грехах не только невольных, но и вольных. Евреи прощены заранее и во всем, как мы чувствуем себя прощенными после покаяния и причащения. Но у них это с самого младенчества и в силу обрезания. "Обрезания"? - "Что такое?"...

 Израиль "прощен" не за свои добродетели, но силою чрезмерной и исключительной к нему одному "любви супружеской"...
Грехи, преступления? Уголовные кодексы народов и стран? Законы русские, законы французские... Какое же все это имеет отношение к обрезанию? Это "в верхнем этаже человека", в его гражданской и социальной, в его моральной и головной части: тогда как обрезание по непререкаемому требованию "бога израилева" положено в нижний этаж.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Режим молитвы
« Ответ #78 : 30 Октябрь 2010, 22:56:27 »
Тут нет ничего, что бы противоречило моему восприятию. Кроме второго абзаца.
Хм. Тут вообще ничего нет.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Режим молитвы
« Ответ #79 : 30 Октябрь 2010, 22:56:38 »
А вот текст свят.Филарета Дроздова:

И сие будет знаком завета.

Обрезание есть знак трояким образом.

Знак союза. В древности при заключении союзов употреблялись знаки, как например, войны – копие, а мира – оливный жезл, или изображения сих вещей. Были также знаки, которые носили союзники, дабы узнавать друг друга. Подобно сему действием обрезания означается вступление в завет с Богом, а состоянием обрезания – неизменность сего завета.

Знак избрания. Вещи, избираемые и отделяемые от других, иногда замечаются знаком, или печатью, что делали, например, египетские священники над избираемыми в жерву животными.  Так обрезанием отличаются от прочих люди, избранные Богои из всех нароодов.

Знак печати или тайны. Под печатью скрывается тайна письма: так под видимым знамением обрезания скрывается тайна веры и благодати.

« Последнее редактирование: 30 Октябрь 2010, 23:08:37 от Elena »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Режим молитвы
« Ответ #80 : 30 Октябрь 2010, 22:58:55 »
Но у нас тема уехала далеко-далеко.

Может отделить это в отдельную ветку?

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Re: Режим молитвы
« Ответ #81 : 30 Октябрь 2010, 23:02:14 »
Цитировать
Если говорить напрямую, то кто тут из нас, будучи в здравом уме, может представить себе, чтобы Господь Любви, сотворивший человека по образу и подобию Своему вдруг потребовал бы от своего Творения отрезать нечто лишнее, какой-то рудимент, как, к примеру, раньше думали врачи про аппендикс?

Я сам когда-то дал по этому поводу сам себе :) такой ответ: это связано с родовым грехом, способом его передачи и, соответственно символическое его как бы подрезание, с одной стороны как селекция, с другой как нечто абсолютно не рациональное, не объяснимое - взрыв мозга, что очень важно в духовной жизни, а с третьей может просто юмор Господа :)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Режим молитвы
« Ответ #82 : 30 Октябрь 2010, 23:04:46 »
Цитировать
"В секунду обрезания Ангел Иеговы сходит на обрезаемого младенца и остается на нем до самой смерти".

В христианстве аналогичная идея - с момента  Крещения (т.е. с момента заключения личного завета со Христом)  христианину подается особая помощь свыше - ангел-хранитель.

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Re: Режим молитвы
« Ответ #83 : 30 Октябрь 2010, 23:05:43 »
И вопрос, уже касаясь меня:

Получается смотреть во внутреннее пространство, сходить в него, но это плохо вяжется с молитвой.

Молитва, она скорее связана с зонами тела, и с точками концентрации извне-внутрь. А смотрение внутрь - оно как-бы по другому глаза как бы смотрят в точку-центр головы, а затем взгляд спускается ниже ...

Как совместить схождение или смотрение внутрь с молитвой и надо ли? И сам этот внутренний взор, опыт связанный с этим какие имеет постепенности, стадии развития?

Обычно молитва и ощущение Господа в ней на уровне сердца, такое согревающее тонкое чувство, тепло, но не жар, даже не совсем тепло ...  А вот ум при этом как-бы молчит, нет его восхищения до высоты Господа.

Если же пытаешься восхитить ум - молитва останавливается, начинается сухое умствование.

Т.е. три вещи, пока не совместимые:

1. Умозрение - восхищение ума ко Господу
2. Смотрение внутрь, внутренний взор
3. И, получается молитва на уровне ощущений, но явно не полных (пока не умное делание, а глупое получается)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Режим молитвы
« Ответ #84 : 30 Октябрь 2010, 23:07:09 »
А ведь евреев обрезали дважды. Первый раз - Авраамово обрезание, и второй раз после 40 летнего шествия по пустыне. 40 лет евреи не делали этого. И только перед тем как войти в землю обетованную Иисусу было велено обрезать свой народ второй раз.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Режим молитвы
« Ответ #85 : 30 Октябрь 2010, 23:35:46 »
И вопрос, уже касаясь меня:

Получается смотреть во внутреннее пространство, сходить в него, но это плохо вяжется с молитвой.

Молитва, она скорее связана с зонами тела, и с точками концентрации извне-внутрь. А смотрение внутрь - оно как-бы по другому глаза как бы смотрят в точку-центр головы, а затем взгляд спускается ниже ...

Как совместить схождение или смотрение внутрь с молитвой и надо ли? И сам этот внутренний взор, опыт связанный с этим какие имеет постепенности, стадии развития?

Обычно молитва и ощущение Господа в ней на уровне сердца, такое согревающее тонкое чувство, тепло, но не жар, даже не совсем тепло ...  А вот ум при этом как-бы молчит, нет его восхищения до высоты Господа.

Если же пытаешься восхитить ум - молитва останавливается, начинается сухое умствование.

Т.е. три вещи, пока не совместимые:

1. Умозрение - восхищение ума ко Господу
2. Смотрение внутрь, внутренний взор
3. И молитва на уровне ощущений, но явно не полных (пока не умное делание, а глупое получается)



  Во-первых; НЕ ГОНИТЕ ТЕЛЕГУ ВПЕРЕДИ СЕБЯ. А то получится ни то, ни се-никуда не приедете.
Все имеет свою закономерность, и вытекающие из нее последствия.(я так назову). Сначала надо научиться, если Вы миновали словесную молитву, то  безмолвной, не произносимой в слух молитве, и не пытаться проделывать всяческие штуки с умом(восхищать). До этого долгий путь, и не каждому дается такое. А молчание ума во время молитвы-это хороший знак. Его и держитесь....а там сами увидите...
Что значит смотреть внутрь? Это не значит выпятить свои глазенки и пытаться там, внутри, что-то рассмотреть.
Пребывание внутрь, сродни тому, когда Вы зачитались книжкой и настолько погрузились в нее, что внешнее перестает существовать. Такова должна быть и молитва.  Полное погружение в сосредоточенном внимании на молитвенных словах. Иногда будут пробуждаться чувства, но не сразу, и на короткое время. И это уже неплохо....И вот так шаг за шагом топайте потихонечку, а не рвите удила.
  Написала о том, что поняла из Вашего поста.
И если она сначала вертится у Вас в голове-пусть. Она сама непроизвольно, в свое время уходит вниз, на уровень груди, где должно открыться "сердечное место"-место ее прибывания и свершения.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Режим молитвы
« Ответ #86 : 31 Октябрь 2010, 00:11:46 »
Цитата: iunija
И если она сначала вертится у Вас в голове-пусть. Она сама непроизвольно, в свое время уходит в низ, на уровень груди, где должно открыться "сердечное место"-место ее прибывания.

Цитата: Мидраш
Он задал такой вопрос: почему Тора в тексте "Шма" говорит: "И пусть эти слова  будут у вас на сердце"? Почему сказано "на сердце", когда надо было сказать "в сердце"? Почему они должны быть "снаружи"?

Он отвечает так, что, конечно, желательно, чтобы они были "в сердце", но оно закрыто, оно, как камень. Положите на сердце, и в тот момент, когда оно приоткроется, тогда они провалятся. Если человек хоть что-то изучает и, если он не прозевает тот момент, когда "сердце откроется", то - дело пойдет! Но иногда приходится ждать долгие годы.

В Шир-hа-Ширим (Песни Песней) Шломо (Соломон) говорит: "Не торопите любовь, пока она не проснется"
.
« Последнее редактирование: 31 Октябрь 2010, 00:36:58 от Elena »

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Режим молитвы
« Ответ #87 : 31 Октябрь 2010, 00:18:19 »
Ну да Elena, у Вас красивее получилось сказать.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Режим молитвы
« Ответ #88 : 31 Октябрь 2010, 00:30:05 »
заигрывания Elenы с Иудаизмом). :-)

Я воспринимаю закон как интимную заповедь, обращенную ко мне лично. На которую нутро откликается желанием послушания. Недавно это появилось. Очень ценю.

После спонтанной позиции противления любым внешне предъявленным требованиям (синдром подозрительности: вешают лапшу на уши, чтобы манипулировать в свою сторону) вдруг наконец поверила. Отдохновение для души, смогла расслабиться. Очень устала от прошлой блок-защиты. У меня не было отца (умер рано). А тут - реальное тепло усыновляющей благодати.

К чему я это. К тому, что закон - это мне как дар теперь. Чувствую себя как новоиспеченный иудей, который вдруг осознал, какой высокой цены дарованная ему ТОРА.  :)

А поводом для дотошного изучения стало катехизаторское служение. У нас целый этап посвящен совместному прохождению через ветхозаветные заповеди. Где-то около года. Сначала читаем Евангелия,  потом - ветхозаветные тексты, параллельно беседуя на всякие жизненные темы.

прозелит

  • Сообщений: 6133
    • Просмотр профиля

Re: Режим молитвы
« Ответ #89 : 31 Октябрь 2010, 02:54:43 »
кое-что есть у Сведенборга:
http://lib.ru/HRISTIAN/SWEDENBORG/uchenie_o_vere.txt

Цитировать
54.  Что  чрез  обрезание  изображено  очищение   от  зол  любви  чисто
натуральной,  это явствует  из мест  сих: "Обрежьтесь для Иеговы, и отнимите
крайнюю  плоть сердца вашего, да не изыдет ярость Моя  ради лукавства  деяний
ваших". Иеремия Гл. 4: 4. "Обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, и выи вашей
не ожесточайте более". Втор. Гл. 10: 16. Обрезать  сердце, или крайнюю плоть
сердца,  есть  очистить себя  от  зол. Отсюда, наоборот,  чрез необрезанного
,  или крайнеплотного , разумеется тот, кто  не
очищен  от  зол  любви  чисто  натуральной (природной,  плотской прим. изд),
следовательно,  кто не  находится в  любодетельности;  и,  поелику, нечистый
сердцем  разумеется  под  крайнеплотным,  то  сказано:  "Никто  необрезанный
(крайнеплотный)  сердцем,  и  необрезанный  (крайнеплотный)
плотью не войдет в  святилище Мое". Иезек.  Гл. 44:  9.  "Никто необрезанный
(крайнеплотный) - не будет есть  пасхи". Исход Гл. 12: 48; и, что он осужден
Иезек. Гл. 28: 10; Гл. 31: 18; Гл. 32: 19.

И здесь еще расширенное толкование обрезания тем же автором:
http://www.biblemeanings.info/Words/Body/Circumcision.htm

Из него интересно, имхо, вот что(простите за перевод):

Цитировать

[3]
Цитировать
Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших.(Иеремия 4: 4)
Обрезать себя Иегове, и удалить крайнюю плоть сердца - значит удалить то, что препятствует Любви Божьей. Обрезание сердца - это внутреннее, и это [внешне] обозначено обрезанием крайней плоти. У Моисея:
Цитировать
16. Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны;
17. ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров,
18. Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду.

откуда также ясно: чтобы очитстить крайнюю плоть сердца от зла грязной любви и от ошибок, оттого происходящих. Небесные же деяния любви описаны как деяния милосердия, а именно - давать суд сироте и вдове, и любить пришельца, и давать ему хлеб и одежду."Втор 10: 16-18

***
[6]Что обрезание - это знак завета, ясно видно из того факта, что подобное находим и насчет плодов деревьев. Эти плоды также обрезали, согласно Моисею:
Цитировать
23. Когда придете в землю, [которую Господь Бог даст вам], и посадите какое-либо плодовое дерево, то плоды его почитайте за необрезанные: три года должно почитать их за необрезанные, не должно есть их;
24. а в четвертый год все плоды его должны быть посвящены для празднеств Господних; Лев. 19:23-24
фрукты, подобно сердцу, представляют и означают милосердие, как можно увидеть во многих отрывках Слова; итак, их крайняя плоть означает нечистоту,  заграждающую и оскверняющую милосердие.

Но были и иные соображения у некоторых совр.исследователей, что обрезание, (как бы потом толкователи ни вертели его симолическими смыслами) - это выторгованная иудеями подмена: клочок крайней плоти вместо прежде повсеместно практиковавшейся в тех краях жертвы первенца мужского рода.

У меня просто в голове не укладывается - как внутреннее делание обрезания сердца может символизироваться кровавым клочком крайней плоти. А вот замена бОльшей жертвы(первенца мужского рода) на мЕньшую (кусок плоти всякого младенца мужского рода) - это более понятно. Такая эволюция происходила повсеместно - человеческие жертвы богам со временем (и с реформами) сходили на нет почти повсюду. Неизбежно.
« Последнее редактирование: 31 Октябрь 2010, 02:53:09 от прозелит »