Возник такой вопрос: Почему молитва называется наукой из наук, художеством из художеств?
В чем специфика приложения творческих сил, что сближает молитвенное делание с написанием картины и научной деятельностью?
Творческая мысль штука весьма иррациональная… Её характер отливается в какой-либо форме искусства, и впоследствии улавливается или не очень ценителем, и т.к. восприятие последнего индивидуально, и воздействие на него оказывается непредсказуемо. Реквием Моцарта может восприниматься унылым или жизнеутверждающим… тем лучше, когда ухо/глаз/органы чувств слушателя способны найти ключ к авторскому видению произведения на момент создания опуса… Искусство весьма свободно в воздействии на человека и понимании его им; среди этого проще осознать именно молитву как жемчужину в море внешних вод непостоянства.
А когда творческая мысль облагодатствуется - она ведь действенна и просит утверждающей реализации - приняв катафатическое свойство Божией благодати, оформляется в религиозном (или не религиозном) сакральном искусстве . Если наше восприятие открыто духовному, в молитвах святых находим это, ими же настраиваем первое на просвещение. Думаю, творческому уму экзальтированная мистика свойственна в некоторой мере; облагодатственная творческая сила нашего ума восприимчива и роднится с ангельскими, радующимися о Господе до самых экстатических проявлений оного веселия и любви (нередко встречаем, например, у католических святых).
Во 2ой Книге Царств гл.6 читаем о «скачущем и пляшущем пред Господом» св. царе Давиде, ковчег Божий несли в город «с восклицаниями и трубными звуками»… «Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно, и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем» (2Цар.6:16). Уничижила, потому заключено было её чрево для детей. Так же у нас: если рационально одёргиваем под корень творческую, зачастую «скачущую и пляшущую» в радости о Господе мысль, заключены для сакрального искусства.
Как связано сокрушение сердца с головой?
Сокрушенное сердце > ясная голова. Первые пришедшие на ум о сокрушенном сердце добродетели: страх (благоговение/этикет) Божий и Христово смирение (отблески знания о нём хранит ещё наше самое первое покаяние). (имхо)