Любовь и наслаждение. Грешно ли стремиться к наслаждению?
Наверное, кто-то скажет, что грешно. Буддисты, возможно, также не одобрят.
Но способность получать наслаждение заложена в нашем сознании. В том числе и удовольствие от "светлых", скажем так, вещей. И если считать, что получать наслаждение как дар, например, свыше - не грешно, а вот стремиться к такому положению вещей грешно, то такое учение кажется лукавым.
Нет удовольствий самих по себе, удовольствие есть результат какого-то процесса, который воспринимает наше сознание и который отчасти происходит в нашем сознании. Вопрос в том, какой процесс ведет к удовольствию.
Предположу, что есть омраченный и есть неомраченный гедонизм. Негрешно стремиться получать наслаждение от многих проявлений природы, даже от ее иноматериальной подоплеки. Не грешно наслаждаться, вдыхая запах осенней листвы, купаясь в море, созерцая горы. Совершенно не грешно, по-моему, и стремиться к подобному состоянию сознания. Это наполняет силами, отчасти очищает душу. Процессы, которые ведут здесь к наслаждению, не несут в себе греха, ничем не омрачены.
Может возникнуть вопрос, не грешно ли стремиться к неомраченному наслаждению в ущерб иным делам, например, в ущерб семье. Полагаю, что наслаждение тут следует рассматривать отдельно, а долг, например, перед семьей также отдельно. И если кто-то начнет забывать свой долг перед близкими, предпочитая этому долгу неомраченные наслаждения, то причина здесь будет не в стремлении к светлым наслаждениям (которые не могут сами по себе навредить душе) а в том, что душа и до того была подпорчена, эгоизм проявился бы в других условиях иначе.
Если говорить о сексе, то он конечно отравлен и очистить его до конца на земле невозможно.
Вместе с тем, плотская любовь порой несет в себе какой-то неясный светлый полюс. Тоску по каким-то преображенным формам сближения людей, что ли. Впрочем, редко.
Секс в браке ли или между любовниками... не в этом суть. Значение имеет состояние душ, имхо.