Позвольте привести несколько выдержек из из книги о. Матфей Бедный (о.Матта аль-Мескин, игумен монастыря преп. Макария Великого) «Православная молитвенная жизнь»
______________________________
Действенность молитвы
Дары христианской жизни многоразличны: второе рождение, прощение и очищение от греха, оправдание благодатью, освящение Кровью Христа, дары любви, смирения, благочестия. Однако, сила и действенность этих даров не может быть явлена без молитвы.
Действие Христа оправдания и спасения нас от греха и дарования победы над злом не может осуществиться без молитвенной жизни с нашей стороны. ... Без жизни в молитве все попытки деклараций этих божественных действий становятся ложными теоретическими продуктами нашей эгоистической воли. Эти божественные действия могут быть осуществлены только когда молитва становится нашим главным делом, первейшей заботой, которая перевешивает все другие заботы, нашей обязанностью которая превосходит все другие обязанности. Нам следует молиться на всякое время, во всех обстоятельствах, на всяком месте, в любых условиях. Молиться в неутолимой жажде непрестанной связи с Христом в духе, всегда вдохновляясь Его словами, делами и Его образом - "Научитесь от Меня".
Согласно свт. Григорию Нисскому, молитва есть разговор от сердца к сердцу, всегда активный со стороны Бога, и всегда медленный с нашей стороны. Обе стороны взывают и обе отвечают, однако инициаитива всегда исходит от Него: "Весь день Я простирал к вам руки Мои" (Ис.65.2) Таким образом, молитва начинается со стороны Бога как сокрытое в нас воззвание предстать перед Ним. Мы начинаем молиться свободно отвечая на зов. Сперва молитва действует как покаяние и очищение, но впоследствии достигает своей конечной цели, становясь жертвой любви и смирения которая приготовляет нас для союза с Богом.
....
Чем дальше мы идём по пути молитвенной жизни, тем больше мы ощущаем единство с Богом. ... В начале мы боремся в поте лица и ищем со слезами и печалью, желая чтобы все наши мысли, слова, действия и страсти были согласны с волей Божией. Но в конце пути мы обнаружим что обрели всё это. Бог поставит стражу нашим устам и глазам, уши станут как бы вратами Божественной крепости, пропускающими только чистое. Сердце не будеь желать ничего кроме любви к Богу.
Продвигаясь по пути молитвенной жизни, человек внезапно осознаёт что он обрёл бесценную жемчужину на поле Евангелия после того как он вспахал его с усердием, настойчивостью и рвением. И в этой великой радости для него становится по истине легко продать всё что он имеет чтобы удержать неописуемый дар - Христа который превыше всякого разумения.
Что-то из страстей или славы этого мира может цепляться к нашему сердцу, уму или телу. Но в конце концов ценность всего этого становится как ничто в наших глазах. Будь это богатство, знания, уважение, слава, удача, власть, удовольствия, - всё становится как горстка пыли, как нечистота от которой хочется избавиться. Даже сам для себя человек становится как бы ничем. ...
В молитве наша воля встречается и покоряется воле Божией. Воля Христа сосредоточена на нашем спасении и обновлении. Ничто не может воспрепятствовать воле Христа кроме нашего отказа от молитвы. Бсе больные, слепые, увечные и парализованные которые молились и просили Христа исцелить их были исцелены. Вечно действующая воля Христа всегда желает и способна совершенно спасти всех кто прибегает к Нему путем молитвы веры. ... Без молитвы человек не может узнать в чём состоит воля Божия о нём.
Поэтому тот кто не молится пусть не ожидвет ничего от Бога - ни спасения, ни обновления, ни руководства, ни благодати. Он останется преданным прихотям и фантазиям своего ума, воле своего эго и водительству своих мыслей. Такой становится человеком который отверг вмешательство Бога в свою жизнь и прячется от Духа Божия. Он не желает стать обновлённым и спасённым. Он духовно отступает каждый день, путы которые привязвают его к земле и плоти незаметно упрочняются, его эго остаётся источником всех его желаний и амбиций. Что касается его отношений со Христом, то они остаются искусственными и внешними, не имеющими силы изменить что-либо. Возможность отвергнуть Христа в моменты искушений, опасности, болезни, бедности или гонения становится почти неизбежной. ...
Молитва - единственная нить связывающая нас с Богом. Молитва - путь к открытию в нас божественного образа на которое прикладывается печать Пресвятой Троицы. ... Без молитвы человек теряет смысл своего существования и предназначение для которого он был создан.... Бог привлекает нас к себе через молитву, и через молитву мы тайно приближаемся к нему путём который слишком глубок чтобы его описать или понять. Через молитву мы привлекаем Бога к себе, и он приходит в нас и сотворяет в нас обитель Себе. Для Бога молитва - отдача Себя нам, в молитве Он отдаёт Себя нам, предлагает союз с Собой так что Он становится целиком нашим, а мы - Его. ...Через молитву глаза человека открываются заново чтобы увидеть в духе древо жизни, которое есть Христос - "Святость без которой никто не может видеть Бога". Путём чистой молитвы рука человека протягивается вперёд через покаяние чтобы сорвать слова Евангелия с древа жизни и вкушать их во всякое время непрестанно. Таким образом он обновляется и живёт, чтобы никогда не погибнуть.
Обновлённый человек созданный по подобию Бога не может жить, возрасти и окрепнуть без вселения Христа в его сердце. Это может произойти только посредством молитвы, веры, выбора воли: "Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею."(Ефес.3.16). Истинная, постоянная и близкая связь между нами и Христом, который присутстует в нас, осуществляется через молитву. Человек должен полностью открыть себя в молитве Христу с тем чтобы Он смог вселиться в самые глубины нашего духа. Христос становится водителем человеческого духа посредством частой молитвы и полного отречения от себя в любви к Нему. Открыв в себе Христа, человек никогда не найдёт покоя себе ни в чём ином кроме как только во Христе, где образ находит покой с своём первообразе. Поскольку человек был создан для бессмертия, то он найдет во Христе, когда соединится с Ним, свою наивысшую радость и вечную жизнь.