Исихазм

Автор Тема: Слова ободрения на пути умного делания -о. Матта аль-Мескин  (Прочитано 26853 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Позвольте привести несколько выдержек из из книги о. Матфей Бедный (о.Матта аль-Мескин, игумен монастыря преп. Макария Великого) «Православная молитвенная жизнь»
______________________________

Действенность молитвы

Дары христианской жизни многоразличны: второе рождение, прощение и очищение от греха, оправдание благодатью, освящение Кровью Христа, дары любви, смирения, благочестия. Однако, сила и действенность этих даров не может быть явлена без молитвы.

Действие Христа оправдания и спасения нас от греха и дарования победы над злом не может осуществиться без молитвенной жизни с нашей стороны. ... Без жизни в молитве все попытки деклараций этих божественных действий становятся ложными теоретическими продуктами нашей эгоистической воли. Эти божественные действия могут быть осуществлены только когда молитва становится нашим главным делом, первейшей заботой, которая перевешивает все другие заботы, нашей обязанностью которая превосходит все другие обязанности. Нам следует молиться на всякое время, во всех обстоятельствах, на всяком месте, в любых условиях. Молиться в неутолимой жажде непрестанной связи с Христом в духе, всегда вдохновляясь Его словами, делами и Его образом - "Научитесь от Меня".

Согласно свт. Григорию Нисскому, молитва есть разговор от сердца к сердцу, всегда активный со стороны Бога, и всегда медленный с нашей стороны. Обе стороны взывают и обе отвечают, однако инициаитива всегда исходит от Него: "Весь день Я простирал к вам руки Мои" (Ис.65.2) Таким образом, молитва начинается со стороны Бога как сокрытое в нас воззвание предстать перед Ним. Мы начинаем молиться свободно отвечая на зов. Сперва молитва действует как покаяние и очищение, но впоследствии достигает своей конечной цели, становясь жертвой любви и смирения которая приготовляет нас для союза с Богом.

....
Чем дальше мы идём по пути молитвенной жизни, тем больше мы ощущаем единство с Богом. ... В начале мы боремся в поте лица и ищем со слезами и печалью, желая чтобы все наши мысли, слова, действия и страсти были согласны с волей Божией. Но в конце пути мы обнаружим что обрели всё это. Бог поставит стражу нашим устам и глазам, уши станут как бы вратами Божественной крепости, пропускающими только чистое. Сердце не будеь желать ничего кроме любви к Богу.

Продвигаясь по пути молитвенной жизни, человек внезапно осознаёт что он обрёл бесценную жемчужину на поле Евангелия после того как он вспахал его с усердием, настойчивостью и рвением. И в этой великой радости для него становится по истине легко продать всё что он имеет чтобы удержать неописуемый дар - Христа который превыше всякого разумения.

Что-то из страстей или славы этого мира может цепляться к нашему сердцу, уму или телу. Но в конце концов ценность всего этого становится как ничто в наших глазах. Будь это богатство, знания, уважение, слава, удача, власть, удовольствия, - всё становится как горстка пыли, как нечистота от которой хочется избавиться. Даже сам для себя человек становится как бы ничем. ...

В молитве наша воля встречается и покоряется воле Божией. Воля Христа сосредоточена на нашем спасении и обновлении. Ничто не может воспрепятствовать воле Христа кроме нашего отказа от молитвы. Бсе больные, слепые, увечные и парализованные которые молились и просили Христа исцелить их были исцелены. Вечно действующая воля Христа всегда желает и способна совершенно спасти всех кто прибегает к Нему путем молитвы веры. ... Без молитвы человек не может узнать в чём состоит воля Божия о нём.

Поэтому тот кто не молится пусть не ожидвет ничего от Бога - ни спасения, ни обновления, ни руководства, ни благодати. Он останется преданным прихотям и фантазиям своего ума, воле своего эго и водительству своих мыслей. Такой становится человеком который отверг вмешательство Бога в свою жизнь и прячется от Духа Божия. Он не желает стать обновлённым и спасённым. Он духовно отступает каждый день, путы которые привязвают его к земле и плоти незаметно упрочняются, его эго остаётся источником всех его желаний и амбиций. Что касается его отношений со Христом, то они остаются искусственными и внешними, не имеющими силы изменить что-либо. Возможность отвергнуть Христа в моменты искушений, опасности, болезни, бедности или гонения становится почти неизбежной. ...

Молитва - единственная нить связывающая нас с Богом. Молитва - путь к открытию в нас божественного образа на которое прикладывается печать Пресвятой Троицы. ... Без молитвы человек теряет смысл своего существования и предназначение для которого он был создан.... Бог привлекает нас к себе через молитву, и через молитву мы тайно приближаемся к нему путём который слишком глубок чтобы его описать или понять. Через молитву мы привлекаем Бога к себе, и он приходит в нас и сотворяет в нас обитель Себе. Для Бога молитва - отдача Себя нам, в молитве Он отдаёт Себя нам, предлагает союз с Собой так что Он становится целиком нашим, а мы - Его. ...Через молитву глаза человека открываются заново чтобы увидеть в духе древо жизни, которое есть Христос - "Святость без которой никто не может видеть Бога". Путём чистой молитвы рука человека протягивается вперёд через покаяние чтобы сорвать слова Евангелия с древа жизни и вкушать их во всякое время непрестанно. Таким образом он обновляется и живёт, чтобы никогда не погибнуть.


Обновлённый человек созданный по подобию Бога не может жить, возрасти и окрепнуть без вселения Христа в его сердце. Это может произойти только посредством молитвы, веры, выбора воли: "Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею."(Ефес.3.16). Истинная, постоянная и близкая связь между нами и Христом, который присутстует в нас, осуществляется через молитву. Человек должен полностью открыть себя в молитве Христу с тем чтобы Он смог вселиться в самые глубины нашего духа. Христос становится водителем человеческого духа посредством частой молитвы и полного отречения от себя в любви к Нему. Открыв в себе Христа, человек никогда не найдёт покоя себе ни в чём ином кроме как только во Христе, где образ находит покой с своём первообразе. Поскольку человек был создан для бессмертия, то он найдет во Христе, когда соединится с Ним, свою наивысшую радость и вечную жизнь.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Слова ободрения на пути умного делания
« Ответ #1 : 03 Апрель 2005, 06:09:30 »
Путь по пустыне умного делания.


Плоды молитвенной жизни не появляются сразу как разряд молнии, но проникают в нашу жизь поначалу незаметно. Они похожи на свет восходящего солнца. Сперва слабый луч восхода пронизывает покров тьмы – медленно но уверенно, но затем он распространяется пока не заполнит всё, рассеивая тьму пока не взойдёт солнце.

Чтобы достичь плодотворной молитвенной жизни, нам не следует ожидать быстрых плодов. Мы должны идти по этому пути медленными, но уверенными шагами, и нам предстоит долгая борьба требующая усилий и дисциплины. Не сомневайтесь, свет обязательно взойдёт в сердцах ваших рано или поздно, как бы долго он не был скрыт от вас. Когда мы принуждаем себя в нашей борьбе, проливаем слёзы и пот, сражаемся с сомнениями, идя вперёд не смотря на кажущуюся темноту внутри нас, нам видится в себе только слабость и грех. Однако, глаза Божии видят бесценные признаки роста – «Сила Моя в немощи совершается»(Кор.12.9), «Блаженны не видевшие и уверовавшие»(Ин.20.29).  

Многие думают что молитвенный путь устлан розами и цветами – ни в коем случае. Путь проходит по безводной пустыне, это то что Христос назвал узким путём. После того как вы пройдете часть пути, вас охватит страх и сомнения. Вы спросите себя – «Действительно ли я приближаюсь к Богу? Где же Он?». И это лишь начало испытаний через которые вашей душе предстоит пройти на этом пути. Вы испытаете невозможность получить помощь от кого либо из людей, почувствуете себя лишёнными какого–либо духовного утешения, даже единого слова обещания или ободрения. Здравый смысл станет вашим противником. Так ваша вера и самоотвержение будут испытаны и вы научитесь жить одной только верой.

Во времена духовной сухости многие не могут выносить вида трудного пути впереди. Они поворачивают назад. Они растерянно говорят словами Нафанаила – «Из Назарета может ли что быть доброе?»(Ин.1.46). Но благословенны те кто верой продолжают путь в таких условиях. «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь Славу Божию?» (Ин.11.40)

Однако вы должны знать что и вера ваша не будет постоянной по мере прохождения пути. Иногда она может ослабевать и даже оставлять вас, и на пути по пустыне вы будете вспоминать и искать ваши прежние удовольствия. Ваше сердце будет тосковать по оставленному Египту и его сытости. Ваше эго будет вопрошать вас: «Зачем ты меня вывел в пустыню, чтобы убить меня?». Вы будете голодать по мясу, искать знаков и знамений на пути, но не дастся вам. Многие спросят: «Где мы, какова цель этого пути, зачем мы вообще по нему пошли?» Это – вопрошание сомнения, крик поражения. Многие повернули обратно до того как достигли земли обетованной, потому что предпочли жить видимым, показав отсутствие веры и вернувшись в суету этого мира, потому что страх сковал их, когда они поняли что им придётся идти одной верой, а не видимым.

Если бы не Моисей, Израиль не достиг бы земли обетованной, хотя для этого и потребовалось сорок лет пути по безводной пустыне поддерживаемого одной верой и надеждой. Потому только под руководством веры – духовного Моисея - мы можем заставить себя идти по пути внутренней пустыни вдоль которого ничего не видно. Каким бы долгим не оказался путь к Богу, мы должны продолжать путь, потому что знаем что в конце испытаний лежит небесный Иерусалим прготовленный как Жених для невесты. Но пока мы на пути, будем помнить, что Бог верен Своим обещаниям и Своему завету, и будем удовлетворены тайными одобрениями которые Он даёт нам на пути, и Его голосом в сердце говорящим к нам из вечности.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Evgeny, а где издана эта книга? Очень захотелось прочитаь, но в Москве я ее не встречал

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Цитата: GeorgiZ
Evgeny, а где издана эта книга? Очень захотелось прочитаь, но в Москве я ее не встречал


Георгий, эта книга на русский не переводилась и в России не издавалась. Она издана в Свято-Владимирской семинарии Американской ПЦ под названием Fr. Matthew the Poor "Orthodox Prayer Life". Я просто перевёл отрывки из неё. Книга и правда замечательная.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Понял. Спаси Господи!

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Evgeny, !

Все мы нуждаемся в таких словах ободрения. Может быть Вы могли бы перевести еще какие-нибудь фрагменты? А потом еще  :D

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Цитата: GeorgiZ
Evgeny, !

Все мы нуждаемся в таких словах ободрения. Может быть Вы могли бы перевести еще какие-нибудь фрагменты? А потом еще  :D


Благодарю за поддержку. Как нибудь соберусь с силами и переведу кое что ещё. Там есть очень хорошая глава об искушениях, написано глубоко и из собственного опыта автора.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Присоединяюсь к просьбе GeorgiZ.  

Еще чуть-чуть :)

Валентин

  • Сообщений: 21
    • Просмотр профиля

Дары христианской жизни многоразличны: второе рождение, прощение и очищение от греха-----Однако, сила и действенность этих даров не может быть явлена без молитвы.

Поверте мне,в моей жизни произошли определенные события,после которых меня не остовляет ощущение что я родился заново.До этого я совершенно не ходил в Храм,не молился.Не скажу что я не верил,но все казалось мне ,каким-то далеким, т.е. есть жизнь,есть Бог.И молиться я стал пробовать после того как.....
В Добротолюбии,не помню у кого,написано что каждый человек приходит к Вере по разному,один приходит общим путем а другой судьбами Божиими.
 Разъясните кто нибудь?
А книгу эту почитать было-бы очень интересно.
С уважением.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Цитата: Валентин
Поверте мне,в моей жизни произошли определенные события,после которых меня не остовляет ощущение что я родился заново. В Добротолюбии,не помню у кого,написано что каждый человек приходит к Вере по разному,один приходит общим путем а другой судьбами Божиими.
 Разъясните кто нибудь?


Пути Божии неисповедимы, и каждого Он приводит к Себе своим путём. Многие испытывают подобное рождение заново в Духе. См. также здесь http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=114

"Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.  Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.  Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше." (Ин.3)

Валентин

  • Сообщений: 21
    • Просмотр профиля

о. Матфей Бедный .          -Однако, сила и действенность этих даров не может быть явлена без молитвы. -



я  хотел сказать что в моем примере призошло обратное,молитва стала следствием.
Господи помилуй.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Продолжение выдержек из из книги о. Матфей Бедный (игумен монастыря преп. Макария Великого) «Православная молитвенная жизнь»
______________

Препятствия в молитвенной жизни.

Препятствия в молитвенной жизни встречают как начинающие, так и опытные молитвенники. Мы остановимся на препятствиях и проблемах которые испытывают те кто уже имеют некоторый опыт молитвенной жизни. Надо однако отметить прежде всего, что препятствием для молитвы часто может быть ослабление организма вызванное болезнью, умственной усталостью, стрессом, черезмерной загруженностью работой, черезмерным постом или недосыпанием. Эти проблемы требуют исследования с рассуждением и поиска правильного лечения. Помимо умственной и физической усталости, известны три главных препятствия в молитвенной жизни:
-   духовная сухость
-   духовная апатия
-   потеря цели молитвы

Есть существенная разница между  духовной сухостью и духовной апатией. Духовная сухость – опыт, часто сопровождающий молитвенную жизнь. Она не останавливает молитву или духовное чтение, но лишает их какого-либо утешения или радости. Духовная же апатия парализует саму духовную активность. Молитва останавливается  и способность продолжать какую либо духовную деятельность утрачивается. Когда мы пытаемся в такие моменты заставить себя молиться или читать, нам не удаётся сконцентрировать ум, а сердце становится чужим и нам не подчиняющимся, так что духовная жизнь становится не просто трудной, а практически невозможной.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Духовная сухость

Когда человек впервые испытывает духовную сухость, он бывает немало обескуражен, особенно если до этого он предпринимал искренние и сердечные попыытки служить Богу. Такой человек часто пытается понять почему это произошло и искать ошибки со своей стороны. Однако духовная сухость обычно не есть следствие каких либо ошибок. Это лишь важная фаза духовной жизни, через которую каждый должен пройти, и которая является неким очищением и подготовкой души для более глубокой духовной жизни независящей уже от эмоциональных настроений или субьективных удовольствий. Духовная сухость – это твёрдая пища которую зачастую трудно переварить, но которая черезвычайно полезна, поэтому если мы перенесём эти периоды с терпением, вниманием и верой в промысел Божий, и не позволим себе отступить из-за отсутствия утешения, мы непременно станем более зрелыми духовно. Мы приобретём опыт любви которая не ищет своего удовольствия и не расчитывает на получение, но удовлетворяется жертвованием и отданием.

Сухость лишь касается чувств и эмоций, но не влияет заметно на решимость и волю к молитве, она лишь лишает молитву теплоты и радости. Поэтому лишь изнеженные утешениями и ожидающие радостных и чудесных ощущений смущаются от духовной сухости.

Опасностью всякого испытывающего сухость является сомнение в правильности выбранного пути, в помощи Божией, и, как результат сомнения, остановка молитвы. Однако сухость, вызванная деятельностью в нас благодати,  никогда не препятствует молитве, не паралиует способность молится. Поэтому не следует смущаться в периоды сухости и останавливать молитву. Сухость – существенный этап духовной молитвы, который способен привести нас на уровень чистой молитвы, лишенной какой либо плотской чувственности и эмоциональности. Таким образом, когда вам кажется что благодать оставила вас, будьте уверены в её скрытом действии. Продолжайте продвигаться дальше, и в последствии вы найдете в себе способность полагаться на Бога и упокоиться в Нём без какого то ни было эмоционального удовлетворения.

Самый лучший совет в такие периоды – принять духовную сухость как призыв к смирению. Мы должны полагать что мы не достойны какого-либо утешения. Даже если вы рассматриваете сухость как своего рода наказание, это полезно для вашей души, хотя сухость – скорее очищение, чем наказание.

Остановка и анализ причин которые привели вас в состояние сухости бесполезны. Также бесполезно удваивать усилия в молитве или посте, чтобы выйти из этого состояния. Такие попытки не только не исправят положения, но более того, помешают плану очистительной работы благодати в нас.

Лучшее что мы можем сделать – это принять это духовное испытание и продолжать духовную работу со спокойствием, постоянством и терпением, продолжать путь по духовной пустыне не ускоряя черезмерно, но и не замедляя шаг, и не оглядываясь назад на удовольствия города чувственных радостей который остался позади. Духовная сухость – это положенное для всех испытание и особенность узкого пути.

Важно отметить, что способность к эмоциям и чувствам собственно не является центральной частью нашей души. Только воля представляет дух человека. Поэтому человек не отвечает за свои помыслы или эмоции, но отвечает лишь за то, что принимается его волей. Это очень важный факт который освобождает человека от чувства вины за духовную сухость – чувства которое часто пытается обвинять в сухости себя, и дает понимание что отношение между волей и способность к молитве остается неповреждённым во времена духовной сухости.

Если вы продолжаете молитвенную жизнь в эти периоды, благодать приучает вашу душу к освобождению от всех привязанностей к чувствам, эмоциям, мечтаниям, настроениям, поскольку они на самом деле являются настоящим препятствием к духовному общению души с Богом. Сущность нашей души никогда не сможет найти покой в Боге пока она эмоциональна, мечтательна и полагается на умственную активность. Как только душа отвергается и освобождается от таких привязанностей к умственному и чувственному, она вступает в область чистоты, и тогда уже ничто в мире не может отделить её от Бога, поскольку сущность, сердцевина души соединилась с Богом без посредства какого-либо внешнего пособия или помощи со стороны разума или чувства. И тогда душа созерцает Бога без какой либо помехи, или наоборот, какой либо помощи со стороны чувств и эмоций которые подвержены ошибкам, изменениям и искажениям.

Таким образом, ясно что духовная сухость – это опыт через которыый нас проводит благодать чтобы мы могли возрости в нашем непосредственном духовном созерцании Бога. Это достигается остановкой всяких вторичных действий в душе которые отвлекают нас от духовного видения, а именно, утешений, эмоций, удовольствий, настроений, воображения и мечтаний.

E.N.P.

  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля

Цитата: Evgeny
Цитировать
Духовная сухость
Как всё тут правильно сказано.
Цитировать
Поэтому лишь изнеженные утешениями и ожидающие радостных и чудесных ощущений смущаются от духовной сухости.
Думаю что все через это проходили. Когда ожидали повторения неких ощущений полученых в начале.
 "знамения" даются один раз. (потом бывают другие, и неожиданные. Если на правильном пути)

Это было моё личное мнение.

Евгений.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Спасибо, Evgeny!