Исихазм

Автор Тема: о Любви  (Прочитано 29196 раз)

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: о Любви
« Ответ #120 : 21 Февраль 2011, 13:49:59 »
Может и я ошибаюсь, но в святоотеческом учении слово страсти может иметь различные смысловые оттенки, и его конкретный смысл нужно понимать так или иначе в зависимости от контекста. 

Но вообще предлагаю лучше задать этот вопрос elm, как знатоку с.о., и желательно  -- чтобы с точными цитатами в 3- максимум 4 строки.:)

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: о Любви
« Ответ #121 : 21 Февраль 2011, 14:09:34 »
  вообще  не  слышал чтобы о. Софроний (Сахаров), был причислен к лику святых отцов, но если уж обращаться к нему то в его книге "Старец Силуан" и более уравновешенные слова  о  состоянии возникающем при умалении благодати, найти можно, например - "Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его."
  боль и наслаждение, этот тот череда замкнутого круга чувственности, в котором человечество утопает со времен падения  Адама, об  Максим Исповедник пишет,  это  тоже со счетов не стоит сбрасывать..
 

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: о Любви
« Ответ #122 : 21 Февраль 2011, 14:17:02 »
На самом деле, в приведенных elm цитатах (за которые ему отдельное спасибо),  у Каллиста Катафигиота оно употребляется прямо, но оно там употребляется  в смысле «устремленность к Богу».  Любовь Божья, как  устремленность к Богу, действительно, в некотором смысле, является страстью.
Может и ошибаюсь, но по святоотеческому учению, страсти - это суть бесы, вселившиеся в душу....
а спасительные страсти Господа тоже суть бесы?
какое самое нестерпимое страдание было у Господа на кресте, так что он даже закричал?

Анна-Мария

  • Гость
Re: о Любви
« Ответ #123 : 21 Февраль 2011, 14:18:36 »
На самом деле, в приведенных elm цитатах (за которые ему отдельное спасибо),  у Каллиста Катафигиота оно употребляется прямо, но оно там употребляется  в смысле «устремленность к Богу».  Любовь Божья, как  устремленность к Богу, действительно, в некотором смысле, является страстью. делая из постижимого средство возжигать божественную любовь к непостижимому и обращая свое недоумение в орудие приобретения [разных степеней] любви.. Т.е берем то, что есть (чувство, страсть) и направляем на Бога.

 

SrgK!
"На самом деле" всё может быть и не так, как Вы поняли из приведенной цитаты elma... Вы пишете, что "берем то, что есть (чувство, страсть) и направляем на Бога". Но Каллист Катафигиот писал не о чувствах, а об УМЕ. (отдельное спасибо elmy за ссылки на  приводимые цитаты).

Интересное дается определение понятию "страсть" в википедии:
Цитировать
сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Основным признаком страсти является её действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Часто это слово используется как синоним слов «эмоция», «аффект».

Когда же мы говорим об "устремленности к Богу", то подразумеваем устремленность к нему в первую очередь ума, а вместе с ним и чувств и желаний человека. Ответом на эту устремленность и является "Любовь Божия".

Анахорет

  • Сообщений: 8
    • Просмотр профиля

Re: о Любви
« Ответ #124 : 21 Февраль 2011, 14:34:47 »
86.
О  безстрастии , –
и о том, чтó есть человеческое  безстрастие

К сказанному надлежит приложить здесь отчасти слово о  безстрастии  и совершенстве; потом еще немного, – и кончить настоящее наше писание. – О  безстрастии  св. Василий Великий  говорит : «Кто соделался любителем Бога и возжелал, хотя малейшее, причаститься Его  безстрастия , духовной святости, тихости, невозмутимости и кротости, и вкусить пораждаемаго сим веселия и радования, тот старается далеко отводить помыслы свои от всякой вещественной страсти, могущей возмутить душу, и чистым и не затененным окомобозревать божественныя вещи, ненасытно наслаждаясь тамошним светом. Установив же душу в таком навыке и в таком устроении, своим Богу становится, по возможному уподоблению Ему, и бывает Ему любезен и вожделеннейш, как мужественно подъявший такой великий и трудный подвиг, и возмогший, из среды своего с веществом растворения, чистою и некако отторженною от всякаго примешения телесных страстей мыслию, беседовать с Богом». – Это – о  безстрастии .

А о том, что есть человеческое  безстрастие , св. Исаак пишет так: « Безстрастие  не в том состоит, чтоб не ощущать страстей, но в том, чтоб не принимать их. Вследствие многих и различных добродетелей, явных и сокровенных, приобретенных святыми, страсти изнемогли в них, и нелегко могут возстать на душу: и мысль не имеет нужды непрестанно быть в разсуждении их внимательною; потому что во всякое время исполнена в помышлениях своих изучением и изследованием превосходнейших созерцаний, сознательно движимых в уме. И когда страсти начнут приходить в движение и возмущаться, мысль внезапно вземлется от близости к ним сознанием чего либо горняго, приникшаго в ум, и страсти остаются без воздействия на него, как сказал блаженный Марк: «ум, по благодати Божией, исполняя добродетельныя деяния, и приблизившись к ведению, мало ощущает того, что исходит из худшей и неразумной части души. Ибо ведение его восхищает его на высоту и отчуждает от всего, что в мире. У святых, по их непорочности, по тонкости, легкости и остроте ума их, а также по их подвигам очищается ум их и делается светозарным, так как плоть их изсохла от упражнения делами безмолвия и долгаго в нем пребывания. Сего ради легко и скоро прилагается каждому созерцание, которое, пребывая в них, руководит их к углублению в созерцаемое, с изумлением. В таком состоянии богатно множатся в них созерцания и мысль их никогда не бывает скудна предметами высшаго разумения. Таким образом никогда не остаются они без того, что составляет в них плод Духа. Долговременным же в сем роде навыком изглаждаются в сердце их воспоминания, которыми возбуждаются в душе страсти, и ослабляется сила диавольской власти. Ибо когда душа не сдружится со страстьми, помышлением о них: тогда, поелику непрестанно занята она иною заботою, сила страстей не может в когтях своих удержать духовных чувств ея» (Сл. 48, стр. 305–306).

И блаженный Диадох: « Безстрастие  есть не то, чтоб не быть бориму от бесов, ибо в таком случае надлежало бы нам, по Апостолу, изыти из мира (1 Кор. 5, 10); но то, чтоб, когда оне борют нас, пребывать непреоборимыми: подобно тому, как в латы облеченные воители и стрелянию противников подвергаются, и слышат звук от летящих стрел, и видят даже самыя стрелы, на них испускаемыя, не уязвляемы однакож бывают ими, по причине твердости воинской одежды своей. Но эти, железом будучи ограждены, не подвергаются уязвлению во время брани, мы же, посредством делания добрых дел, облекшись во всеоружие святаго света, и в шлем спасения, будем разсеявать темныя демонския фаланги; ибо не одно то приносит чистоту, чтоб не делать более зла, но паче то, чтоб всеусильною ревностию о добре в конец потребить в себе злое» (гл. 98).

 Святый   Максим   указывает   четыре   вида   безстрастия ,  говоря   так : «Первым  безстрастием  называю я то, когда телесное ко греху движение не производится в дело. Вторым  безстрастием  называю я совершенное отвержение страстных помыслов душевных, в силу коего увядает движение страстей, не имея воспламеняющих его к действенности страстных помыслов. Третьим  безстрастием  называю я совершенную неподвижность страстнаго похотения, которое обыкновенно и во втором имеет место, состоящем в чистоте помыслов. Четвертым  безстрастием  называю я совершенное отложение страстных в мысли мечтаний, по коему и третье получает свое бытие, не имея чувственных мечтаний, кои представляли бы страстные  виды ». – Еще: « Безстрастие  есть мирное устроение души, по коему она бывает неудободвижима на зло».
http://hesychia.narod.ru/xanth_81_100.htm

Любовь рождается от бесстрастия; бесстрастие от упования на Бога; упование от терпения и великодушия, сии последние от воздержания во всем; воздержание от страха Божия, страх от веры в Господа...

http://www.pagez.ru/lsn/0169.php

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: о Любви
« Ответ #125 : 21 Февраль 2011, 14:40:15 »
желательно  -- чтобы с точными цитатами в 3- максимум 4 строки.:)
я не знаток и пока не припомню где прямо писано у с.о. Насчет сораспинания Господу писали Апостолы, и Симеону столпнику сам Спаситель сказал: "ты же сраспинайся мне каждый день". Вдобаво еще Павел пишет Кол1:24 http://ru.wikisource.org/wiki/Послание_к_Колоссянам
Цитировать
24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, 25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, [чтобы] исполнить слово Божие, 26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, 27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, 28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; 29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
это подтверждает слова Софрония, а слова:
  вообще  не  слышал чтобы о. Софроний (Сахаров), был причислен к лику святых отцов, но если уж обращаться к нему то в его книге "Старец Силуан" и более уравновешенные слова  о  состоянии возникающем при умалении благодати, найти можно, например - "Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его."
слова не Софрония, а прп. Силуана (уточняю, чтоб никто не попутал), там он же говорит о том, что любить - "кровь проливать"
боль и наслаждение, этот тот череда замкнутого круга чувственности, в котором человечество утопает со времен падения Адама, об  Максим Исповедник пишет,  это  тоже со счетов не стоит сбрасывать..
не помню, может как раз и Максим писал что это страсть

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: о Любви
« Ответ #126 : 21 Февраль 2011, 14:46:11 »
слова не Софрония, а прп. Силуана (уточняю, чтоб никто не попутал), там он же говорит о том, что любить - "кровь проливать"

elm   Вы что хотите сказать. что книгу "Старец Силуан" сам   Силаун про себя написал..?

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: о Любви
« Ответ #127 : 21 Февраль 2011, 14:50:27 »
elm   Вы что хотите сказать. что книгу "Старец Силуан" сам   Силаун про себя написал..?
хочу сказать что слова "скучает душа моя о Господе" и прочие принадлежат Силуану. Вторая часть книги так и называется: писания. Софроний взял их и опубликовал в книге. Там есть еще и слова "пишу ради народа". В то, что Софроний ничего не переделывал из писаний Силуана, я верю.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: о Любви
« Ответ #128 : 21 Февраль 2011, 14:56:24 »
 направление мысли понял..

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: о Любви
« Ответ #129 : 21 Февраль 2011, 14:56:26 »
http://www.pravaya.ru/faith/117/4924
Но молитва о людях – вовсе не легкий труд: "молиться за людей — это кровь проливать", - говорит преподобный Силуан, — "кто больше любит, тот больше и страдает". Недостаточно просто вычитывать списки имен; мы должны ходатайствовать о людях со слезами и скорбью. "Молиться за всех" значит "плакать обо всех": « ...Сердце мое болит за весь мир, и молюсь, и слезы проливаю за весь мир, чтобы все покаялись», « И плачет душа моя за весь мир». «Господи, даруй мне проливать слезы за себя и за всю вселенную».

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: о Любви
« Ответ #130 : 21 Февраль 2011, 17:48:02 »
Может и ошибаюсь, но по святоотеческому учению, страсти - это суть бесы, вселившиеся в душу...
Я столько раз приводил эту цитату...кому надоело...не читайте :-)...
Цитировать
аввы Исайи († 491)
“Есть в нас по естеству вожделение (к Богу) - и без сего вожделения к Богу нет и любви: ради сего Даниил назван мужем желаний (Дан.9:23); но враг изменил его (вожделение по естеству) в срамное похотение, чтоб похотствовать всякой нечистоты. В уме по естеству есть ревность по Богу - и без ревности по Богу нет и преспеяния, как написано в Апостоле: ревнуйте о дарованиях больших (1Кор.12:31); но эта ревность по Богу изменилась в нас в ревность неестественную, чтоб ревновать друг против друга, завидовать и лгать друг другу. В уме есть гнев по естеству - и без гнева не бывает у человека и чистоты, если не будет он гневаться на все, всеваемое в него врагом (…), но в нас изменился такой гнев в другой, чтоб гневаться на ближнего из-за всяких вещей, ненужных и бесполезных. Есть в уме ненависть по естеству(…), и без ненависти к врагам честь (цена и достоинство) души не обнаруживается; но эта ненависть (естественная) изменилась в нас в неестественную, чтоб ненавидеть ближнего и с отвращением гнушаться им, и сия-то ненависть изгоняет из нас все добродетели. Уму свойственно высокомудрие по естеству пред врагами его, так: когда нашло оно на Иова, то он поношением покрыл врагов своих, говоря им: "безчестнии и похуленнии, скудни всякаго блага, ихже не вменях достойными быти псов моих стад" (Иов.30:4,1); но это высокомудрие пред врагами изменилось в нас: смирились мы пред врагами и возвысокомудрствовали друг пред другом, уязвляя себя взаимно и праведными себя считая паче ближних”(…)
===================================
=============================
"Пусть телесная любовь станет для тебя образом вожделения к Богу" (Иоанн Лествичник). "Как безумно влюбленный вожделеет к своей возлюбленной, не так ли Бог склоняется к душе, жаждущей покаяния?" (Нил Синайский)
============================================
=========================
Максим Исповедник
    Об именах Божиих (схолии), 4, 4.
Отсюда вывод Иоанна Лествичника:
    Блаженны те, в ком желание Бога уподобилось страсти любящего к возлюбленной…
    Иоанн Лествичник
    Лествица, 30-я ступень, 5. [24/25]
Сильнее, чем немилосердный голод и жажда, мучит пустынника влечение к Богу.
Непогрешимые страсти...
Я тут подумал...почитав цитаты, которые Ваня привёл(спасибо Ваня :-))...как же всё же проявляется...в чём проявляется...страдание в Любви Божией...а видимо в том что нельзя насытить Любовь Божию...с одной стороны "не взалчут вовек"...а сдругой стороны"Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать."(Сир.24,23)
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: о Любви
« Ответ #131 : 21 Февраль 2011, 18:05:49 »

Анахорет :-)...спасибо за подборку...с удовольствием читал :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: о Любви
« Ответ #132 : 21 Февраль 2011, 18:10:10 »
http://www.pravaya.ru/faith/117/4924
  "молиться за людей — это кровь проливать", - говорит преподобный Силуан, — "кто больше любит, тот больше и страдает"
Но...здесь речь о сострадании...сострадание=боль...а Любовь не равна состраданию...не тождественна...это РАЗНЫЕ чувства...

А вот такой соответственный вопрос...Имея Любовь...могу я НЕ иметь в данный конкретный момент сострадания...ведь что бы запустить механизм сострадания...должен быть пусковой помысел...а его может просто не оказаться конкретно сейчас...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Анна-Мария

  • Гость
Re: о Любви
« Ответ #133 : 21 Февраль 2011, 18:28:00 »
...Внутренние, но не личные.

Присутствие означает быть в настоящим моменте ( вместе с умом и всеми органами чувств).

Мысль пришла….подумалась- ушлаааа, другая пришлаааа- подумалась- ушлаааа.

Цитировать
Откуда все это к нам приходит? Из какого источника?
... думаю из Божественного источника :roll:

Olga! Получается, что Вы, практикуя присутствие, действуете как внешний наблюдатель за тем, что приходит к человеку из Божественного источника? Поправьте меня, пожалуйста! Мне так показалось из Ваших слов... Но тогда не понятно, Кто такой этот внешний Наблюдатель? Как Вы могли бы описать его из своих ощущений? Кто он? И как он связан с тем источником, откуда к нам приходят мысли, чувства и энергии? И еще, какая достигается цель практики, если она существует? Спасибо!

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: о Любви
« Ответ #134 : 21 Февраль 2011, 19:27:55 »
http://www.hesychasm.ru/library/kallist/text1.htm
Цитата: Каллист Ангеликуд
10...[Говоря] проще и короче, и он [Давид], и все другие боговдохновенные пророки всегда почти были погружены в созерцание Бога и славы лика Его и вкушали от благодати их как боговидные и на самом деле человеколюбивые и весьма много советовавшие и призывавшие всех других к подобному же делу, а именно к усердию к Богу посредством умного предстояния, мудрости, [являемой] от всего сущего, и созерцания, из которых просиявает согласно созерцающей душе подобный умному свет, посредством которого открываются врата божественной любви, которая есть страсть, похвальная и высочайшая из всего сотворенного для нас Богом и в высшей степени блаженная. Ибо, где божественная любовь, там уже появилось божественное сияние; сияние же есть обретение мудрого покоя и плод умиротворения.
но слова Силуана, Павла выше показывают, что мы разделяем страсти Господа, находясь в теле его - в церкви. Павел даже уточняет, что он "восполняет недостаток страданий Христовых". Александр ранее писал, что мученикам в подвиге приходится до дна испивать чашу страданий, несмотря на помощь свыше. Сегодня память Феодора Стратилата http://ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_(Димитрий_Ростовский)/Февраль/8
Цитата: мучения
Потом, взывая ко Господу, святой сказал:

— Господи, Ты мне еще прежде сказал: Я с тобою. Почему же теперь Ты оставил меня? Смотри, Господи, как дикие звери из-за Тебя всего меня истерзали: зеницы очей моих пробиты, тело мое раздробляется от ран, лицо уязвляется, зубы сокрушаются; одни только нагие кости висят на кресте; помяни же меня, Господи, претерпевающего ради Тебя крест: из-за Тебя я перенес и железо, и огонь, и гвозди; ныне же приими дух мой, ибо я уже отхожу из сей жизни.

Действительно, все тело Феодора было истерзано.

Ликиний, думая, что мученик скончался, оставил его висящим на кресте. Но вот, в первую ночную стражу, Ангел Господень снял святого мученика с креста и сотворил его целым и здравым, каким он был и прежде; приветствуя его, Ангел сказал ему:

— Радуйся и укрепляйся благодатью Господа нашего Иисуса Христа, вот — Господь с тобою; зачем ты сказал, что Он оставил тебя? Итак, соверши до конца подвиг твой, и ты прийдешь ко Господу приять уготованный тебе венец бессмертия.
самое тяжелое - чувство оставленности, какое Господь каждому дает по силам разделить с Ним, когда Он был оставлен Богом на смерть