Для меня "рабочая гипотеза" сейчас такова. По одному из с.о. определений, смирение=самоуничижение. То есть,это Божий дар, дающийся в результате нашего постоянного целенаправленного умаления – своей самости до "ничто". А затем (что также очень важно) – надо отбросить саму концепцию этого оставшегося в осадке "ничто".
Если не устранить самость, нет в нас места для Бога. Ему просто негде быть – все занято самостью.
Прежде смирения идет смиренномудрие – и оно тоже дар Божий.
Это постоянное рассуждение-ведение того, что ты сам на самом деле есть, пред Богом. И чего стоит всё твое самостное. Без битья в грудь, без душевненького изврата. Внутренняя констатация, для себя, прежде всего. Постоянное памятование. Из этого рождается смирение.
Прозелит по духу мне близка ваша концепция. Но по букве не понятно словосочетание
"рассуждение-ведение".
Ведение приходит не от рассуждений, а от благодати, как первичное, прОстое, не основанное на том, что было известно. Говоря словами Лествечника, ведение приходит, как
"достоверное извещение о неизвестном". Раньше не знал и не мог даже рассуждать, но благодать блокирует рассудок и дает ведение, и ты понимаешь, что это не помысел от лукавого, а достоверное извещение, которое стало твоим убеждением без аргументов и рассуждений.
Рассуждения о самости, о ничто, о памятовании необходимы, но не из них рождается смирение. Смирение скорее рождается после сокрушения всех построенных рассудком теорий о смирении. И сокрушает благодать.
В недавно представленной Александром книге благодати Симеона Благодатного говорится:
2.56 Разум, возгордившийся в тяжких трудах и упорных сражениях, с трудом смиряется [до тех пор], пока он не будет сокрушен благодатью.К вашей рабочей гипотезе о необходимости рассуждений хочется добавить еще одно направление постоянной деятельности ума, как элемент умного делания - это
благодарение. Об этом уже говорил Александр. Приведу боле развернутый ответ о.Иоакима на вопрос как смириться:
"Святитель Григорий Палама говорит, что для того чтобы победить гордость, человек должен смириться. И для того, чтобы смириться, нужно быть благодарным. Причина. почему мы горды, потому что мы не смиренны. И мы не смиренны потому, что мы не благодарны.
Если ты благодаришь Бога за все, и ты осознаешь, что абсолютно все, включая каждый вдох, который ты делаешь – это дар Божий, а твоя жизнь – это не твоя жизнь, она Божья, и ты благодарен за то, что Он позволяет тебе жить, то ты смиряешься потому, что будучи благодарным, ты чувствуешь себя должником.
Гордость возникает из-за того, что мы самонадеянны. Гордость – это всегда видение себя прежде всех. Это отсутствие признания того, что все для тебя что-то сделали, и в первую очередь для тебя что-то сделал Господь Бог. Так что, если утром ты просыпаешься и благодаришь Бога за все и не останавливаешься в течение дня, твоя гордость растает. Попробуй."