Кое-что "о различии Царствия Божиего и Царствия Небесного" на примере беседы Христа с Никодимом, тема на мой взгляд, интересная
+++о пресловутом "большем" отцы как раз умолчали или говорили иносказательно, что без ключа не поймешь. Христос говорит Никодиму :" Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? " О чем же земном идет речь: "истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия." " Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. " Очевидно, что земное - это то, что нужно сделать человеку при жизни здесь - это необходимый минимум.
На мой взгляд, правильно сказано. Этот минимум есть то, что у отцов называется началом аскетической стадии "просвещения". Это рождение для Царствия Небесного, второе, духовное крещение, о котором пишут отцы, например, если я правильно помню, Григорий Синаит. Это не замена первому и единственному крещению, а его возобновление. Каковым возобновлением является и покаяние, но только это рождение -- покаяние в более глубоком, аскетическом смысле, к которому больше подходит греческое слово "метанойя", перемена ума, переводимое обычно как покаяние. Перемена ума заключается в том, что ум, привыкший прежде вращаться в окружающем нас мире, больше похожем на очень темную комнату или темницу для ума, обнаруживает вдруг для себя мир необычайно светлый. Это все равно, как если бы в темнице приоткрылась щель, и через нее стал пробиваться свет. Непривычные к этому свету глаза будет ломить, а любые образы в нем будут видны, если вообще видны, не отчетливо. Но все равно заключенный в этой темнице понимает, что вне нее находится целый мир, для которого он, как бы, заново рождается.
Конечно, в случае с умом речь идет не о видимом свете, а о невидимом, умном, но, вместе с тем, и о таком, который действует и на органы чувств, хотя и особым образом.
И вот это второе (по сравнению с крещением) рождение ума -- это всего лишь земное рождение, рождение ума для Небесного Царства, без которого, как говорит Спаситель, нельзя затем увидеть и Царствия Божиего, так как между Небесным Царством и Царством Божиим тоже есть свое для ума различие, хотя и нет разделения (как пишет об этом Максим Исповедник). Так вот, чтобы достичь Царствия Божиего, то есть обОжения и не посредственного богобщения, нужно сначала родиться и усовершиться в Царствии небесном.
Говоря же аскетическим языком, речь здесь (и в беседе Никодима со Спасителем, по моему разумению) идет о начальной и конечной стадиях аскетического пути, то есть о стадии просвещения и стадии богобщения