Исихазм

Автор Тема: О совершенстве  (Прочитано 19705 раз)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О совершенстве
« Ответ #30 : 13 Сентябрь 2015, 18:39:04 »


Если человечество не проявит через себя Свет, то это сделают другие Его формы, но в любом случае, это неизбежно.
А как же природа  свободы?

А свобода тут как раз обоюдно не нарушается :) . Чем и сохраняется природа.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

kinozritel

  • Сообщений: 198
    • Просмотр профиля

Re: О совершенстве
« Ответ #31 : 13 Сентябрь 2015, 21:09:22 »
Родион, вы не отвергаете трансцендентность природы Бога и инаковость природы творения и для вас свобода это естественно. Для Владимира нет отличий природ  - все проявление Бога, вот  и хочу понять где свобода.

Колхозник

  • Сообщений: 3111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: О совершенстве
« Ответ #32 : 14 Сентябрь 2015, 07:29:06 »
Кинозритель, я ток учусь мыслить не дуальными категориями. А ты мне задаешь вопрос уже заведомо несущий в себе двойственность. И ответить на него, не приводя разнополюсных образов невозможно, а если и возможно, то такой ответ будет не логичным.

Когда человек приходит в разум истины, вопрос о его свободе уже не стоит? Так? Просто "разум" сеет смерть и рабство (стадия пробуждения), а "разум истины" дает свободу и жизнь (уже пробудился). Все это игры ума (разума). Даже не игры, а переход от примитивного состояния сознания (состояния сна) к состоянию пробуждения (метано́йя). Сознание, окончательно проснувшееся от сна- божественно! Посему те, кто окончательно пробудился говорят, что Они и Бог Одно.

Христос сколько раз говорил что Его не слышат и не понимают? Спящий разум видит все в кривом зеркале, но всему дает свое определение, пишет книги, учит написанному других. Для него проснувшиеся кажутся безумцами. Для него есть Бог и творение, добро и зло, свобода и рабство и т.д..

Твое право, называть пробуждающиеся сознание рабским или же божественным, но не проснувшимся ("все вы боги").

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О совершенстве
« Ответ #33 : 14 Сентябрь 2015, 12:08:26 »
Родион, вы не отвергаете трансцендентность природы Бога и инаковость природы творения и для вас свобода это естественно. Для Владимира нет отличий природ  - все проявление Бога, вот  и хочу понять где свобода.

Может Бог тоже был когда то творением, и создал мир по своему тварному образу и подобию, с тем творческим посылом, что бы кто хочет, то тоже смогли бы стать трансцендальными Богами.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: О совершенстве
« Ответ #34 : 14 Сентябрь 2015, 15:54:13 »
Спящий разум видит все в кривом зеркале... Для него есть Бог и творение, добро и зло, свобода и рабство и т.д..

Видение Бога и творения Его,  добра и зла, свободы и рабства – это не видение в кривом зеркале спящего разума. Это просто видение человека, ищущего Бога. На каждой ступеньке совершенствования или пути к Богу, границы осознания этих вечных вопросов бытия не исчезают полностью, они просто расширяются.  Кривизна или искажения выражаются в другом – в ложном видении и принятии этого видения за Истину.  Если человек по мере продвижения делает свой выбор между Богом и творением, между добром и злом – то это не говорит о том, что его разум спит. Отнюдь. Это всего лишь говорит о движении… о приближении или о…пробуждении, говоря Вашими словами.)) Спящий разум отличается от не спящего тем, что отказывается делать подобный выбор, заранее считая, что уже знает, что есть добро, а что – зло. Поэтому он и спящий, что находится в иллюзии сна – вне сознательного движения, вне осознанного выбора…

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: О совершенстве
« Ответ #35 : 14 Сентябрь 2015, 17:13:46 »
каждый из нас наверняка уже не тот, что был 10 лет назад, и если будет продолжать в том же Духе, ещё через 10 лет будет совершенно иной в духовном смысле, есть же метаморфозы. Так вот в чём они? Что нас делает ближе к Богу, к соединению с Ним, к обожению?

Если понимать под изменениями в духовном смысле приближение к Духу, к Богу, то метаморфозами будет осознание себя не столько развивающейся личностью, сколько частичкой Духа – душой живою. Поэтому думаю, что ближе к Богу нас делает именно такое осознание тесной связи со своей собственной душой, со своей сокровенной сутью… Эта связь внутренняя, внешне человек за 10 лет может не сильно изменить к примеру, свои привычки, образ жизни, окружение, внешне не сильно поменяется… А вот внутренние изменения – они и будут говорить о таком приближении. Т.е., иными словами, поиск себя истинного делает нас ближе к Богу, поиск в себе именно той частички, которая неразрывно связана с Богом и которая дает  возможность быть самим собой.

Антоний Сурожский:  «Свобода, по существу, есть ничто иное, как возможность беспрепятственно следовать глубинному зову своего естества и тем осуществлять призвание, назначенное Творцом. В этом смысле русское слово “свобода” очень показательно. Оно состоит из двух корней: “сво”, т.е. свой или сам, и “бод”, т.е. быть; эти два понятия соединяются в одно слово “свобода”, означающее “быть самим собой”.» http://www.hesychasm.ru/library/praksis/antony.htm

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О совершенстве
« Ответ #36 : 14 Сентябрь 2015, 19:25:17 »
Антоний Сурожский:  «Свобода, по существу, есть ничто иное, как возможность беспрепятственно следовать глубинному зову своего естества и тем осуществлять призвание, назначенное Творцом. В этом смысле русское слово “свобода” очень показательно. Оно состоит из двух корней: “сво”, т.е. свой или сам, и “бод”, т.е. быть; эти два понятия соединяются в одно слово “свобода”, означающее “быть самим собой”.» http://www.hesychasm.ru/library/praksis/antony.htm

Как то сомнительно, получается что кого то Бог предопределил к гибели и они к ней стремятся, а кого то предопределил к спасению, или у стремящихся к гибели Бог отнял свободу стремиться к спасению, или не Бог отнял а они сами выбрали несвободу.

kinozritel

  • Сообщений: 198
    • Просмотр профиля

Re: О совершенстве
« Ответ #37 : 14 Сентябрь 2015, 21:47:17 »

Предлагаю уйти от дуальности и не-дуальности, это части единого и не бытийствуют поодиночке.  Возможна  интуиция, как непосредственное знание минующее время и избегающее процесс мышления и логику. К единому Сознанию (не принадлежащему никому но используемое всеми) добрались еще греки, и диалектика как метод мышления сочетающий и логику и интуицию легла на бумагу с их помощью, а родилось она с осознания мифа ( мифа как жизни сознания в бытии). Зациклившись на не-дуальности и на Сознании, можно упустить что сознание не исчерпывает все бытие всю жизнь, всю любовь, всю свободу, все стремление … . Если зациклится только на имманентности Бога, то можно упустить и отрезать существенную Его часть.

kinozritel

  • Сообщений: 198
    • Просмотр профиля

Re: О совершенстве
« Ответ #38 : 14 Сентябрь 2015, 22:15:30 »


Может Бог тоже был когда то творением, и создал мир по своему тварному образу и подобию, с тем творческим посылом, что бы кто хочет, то тоже смогли бы стать трансцендальными Богами.


Рассмотрите событие перехода от неорганической материи к живому.
Краткое и поверхностное описание живого:
существует,
питается окружающей средой для поддержания себя,
самовоспроизводится – размножается.
Вариантов ответа на то, как такое случилось – три.

Первый – случайно.
Вероятность такого процесса чрезвычайно мала (к примеру, нет никого мыслящего, лишь некие хаотические силы, предметы – атомы, молекулы и т.п. И вот благодаря их случайному воздействию вдруг соберется современный компьютер. Вероятность такого события мала сама по себе, а любая живая клетка на порядки сложнее компьютера.  Человечеству, даже со всей его технологической мощью и научным знанием структуры живого, до сих пор не удалось воспроизвести ни одной живой клетки из неорганического материала.).
Вероятность того, что в следующий миг живое уничтожится такая же как и предыдущего события.
Вероятность того, что одновременно с живым возникнет питательная среда, или она возникнет до живого, еще на порядок снижает вероятность случайного возникновения живого.
Вероятность того, что живое возникнет сразу же и самовоспроизводящимся - приближает к нулю случайность появления живого.

Второй вариант – переход осуществили существа более высокоорганизованные чем человек. И откуда тогда они сами? Из первого варианта следует, что не из неорганического вещества.

Третий вариант – Творец, который и могущ, и умен. Вероятность такого ответа, как ни странно, стремиться к единице. Он мог такое сделать. И так как мы существуем - видимо так и поступил :-).

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Re: О совершенстве
« Ответ #39 : 15 Сентябрь 2015, 06:19:07 »
Если человечество не проявит через себя Свет, то это сделают другие Его формы, но в любом случае, это неизбежно.
А как же природа  свободы?
Недуальность -  это, имхо, скорее, целостность, непротиворечивость  - «камень»  («петр»),   а не гомогенность ( «однородность»).

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О совершенстве
« Ответ #40 : 15 Сентябрь 2015, 11:12:51 »

Рассмотрите событие перехода от неорганической материи к живому.
Краткое и поверхностное описание живого:
существует,
питается окружающей средой для поддержания себя,
самовоспроизводится – размножается.
Вариантов ответа на то, как такое случилось – три.

Третий вариант – Творец, который и могущ, и умен. Вероятность такого ответа, как ни странно, стремиться к единице. Он мог такое сделать. И так как мы существуем - видимо так и поступил :-).

Знание о Творце, не противоречит предположению о обожении твари, если допустить учение о Троице.

Отец предвечно рождающий Сына, если конечно есть на то свободное согласие сына.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: О совершенстве
« Ответ #41 : 15 Сентябрь 2015, 12:11:56 »
Понимая всю относительность пространственно-временных выражений, когда говорим о духовном, мы не должны бояться использовать при общении подобных этим фраз: «ближе-дальше», «выше-ниже».  Святые отцы нисколько не смущались говорить образно о пути как о летнице, где каждая из ступенек приближает человека к совершенству.

Например, Николай Сербский так говорит о степенях совершенства: «Умный человек столько же выше разумного, сколько разумный выше чувственного.»  Эту мысль, так просто выраженную святителем, мы можем встретить практически у каждого святого, кто посвятил свою жизнь умному деланию. «Умный человек»,  в данном случае,  используется в святоотеческом значении. Это человек, который живет умной душой, той своей сокровенной частью, которую он смог отыскать в себе,  и с которой сумел полностью отождествиться, наладить неразрывную связь и которая подчинила себе все другие составы души: разум, чувства и волю.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: О совершенстве
« Ответ #42 : 15 Сентябрь 2015, 12:20:36 »
Хотелось бы уточнить: может ли человек быть не просто с Богом, а ближе-дальше от Него? Если да, то как определяется степень близости, какой, так сказать, критерий? Чистота и уровень молитвы: словесная-умно-сердечная-сердечная-зрительная-восхищение?

Когда-то интересный материал на форуме был выложен о ступенях молитвы. Можно перечитать, если интересно: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2864.0

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: О совершенстве
« Ответ #43 : 15 Сентябрь 2015, 20:48:44 »
Интересно. Спасибо, Грация.
В этом смысле русское слово “свобода” очень показательно. Оно состоит из двух корней: “сво”, т.е. свой или сам, и “бод”, т.е. быть; эти два понятия соединяются в одно слово “свобода”, означающее “быть самим собой”.
Тоже интересно.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О совершенстве
« Ответ #44 : 15 Сентябрь 2015, 21:07:28 »
Интересно. Спасибо, Грация.
В этом смысле русское слово “свобода” очень показательно. Оно состоит из двух корней: “сво”, т.е. свой или сам, и “бод”, т.е. быть; эти два понятия соединяются в одно слово “свобода”, означающее “быть самим собой”.
Тоже интересно.

У сатирика Задорнова много таких препарирований слов с целью найти их "истинный смысл", неприятно читать такие перлы у епископа.