Исихазм

Автор Тема: Внутрь-пребывание  (Прочитано 48684 раз)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #195 : 25 Август 2011, 17:44:27 »
Если это в самом себе рассматривать, то что такое произволение? Воля ? Или воля + желание?

Да, произволение, это примерно так, воля+ желание. То есть, если говорить богословски строго, природная и общая для всех воля естества, на которую накладывается индивидуальное, особенное для данной ипостаси желание

Господь желал низвести Огонь на землю... Я понимаю огонь желания(вожделение Бога) зажигает волю

Да, природная воля (такая, какая она была у Адама) состоит в свободном стремлении к Богу (и через Него к обожению творения), но грехопадение Адама и индивидуальное падение каждого человека оставили в нем от свободы только произвол, а от стремления к Богу устремление во все тварное и самообожение. Это и называется (в отличие от свободы воли в Боге) тлением произволения. Грехопадение Адама, кроме тления произволения, еще и ввело тление (то есть смертность и болезни) в человеческое естество, которое передается затем каждому человеку посредством рождения. Аскеза (на ее первоначальном этапе) возвращает природную волю в ее первоначальное состояние стремления только к Богу (и к творению только через Него), освобождая подвижника от тления души, то есть тления произволения. На втором же этапе исцеляет (через нетление произволения) и тление естества. Первый этап лечит преимущественно душу, второй же тело, и потому в нем перенесение (в Боге) телесных страданий играет особенную и даже решающую роль

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #196 : 25 Август 2011, 19:34:26 »
Цитата: Евгений
Святые же все (практически), имея тление произволения (так как никто не безгрешен), восприняли заслуженно как добровольные страдания, так и невольные.

А все людские страдания оцениваются как "заслуженные"? Вопрос с моей стороны личный. По жизни много сталкивалась с детскими смертельными болезнями. И до сих пор не могу представить вины, за которую. полагалось бы такое страдание (смертный приговор, реализующийся медленым мучительным угасанием).

Цитата: Родион
А переносить болезни с радостью - ну подумайте сами, это единственный разумный метод перенесения болезней. Другого просто нет. Если уж есть болезнь - то переносить ее придется. И если не с радостью - то ты сам себе враг.  За все благодарите. Пока живы. Это ж закон. Любой другой вариант - это уже ропот и богоборничество.

Скажите это ребенку, который умирает от удушья, без ноги, все кости которого и все легкие изъедены метастазами. И все равно ребенок очень хочет жить, не хочет умирать... Только вот радоваться по этому поводу не может - может только страдать.
« Последнее редактирование: 25 Август 2011, 19:51:14 от Elena »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #197 : 25 Август 2011, 19:49:25 »
Однако преображение они наблюдали врятли чувственными. Да и слова Господа "вам дано видеть тайны ..." думаю тоже не к чувственным очам относилось... Ну так - на вскидку и как минимум.
Это и интересно, что можно по благодати Духа даже Свет узреть, а Сына и Отца – не ведать. Что же до слов "вам дано видеть тайны ...", то когда дано – не было сказано...имо, существенно позже.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #198 : 25 Август 2011, 19:51:38 »

Скажите это ребенку, который умирает от удушья, без ноги, все кости котрого, все легкие изъедены метастазами. И все равно ребенок очень хочет жить, не хочет умирать... Только вот радоваться по этому поводу не может - может только страдать.

Вы считаете что такому ребенку лучше будет слушать слова жалости, сожалении итд... убаюкивать его чувственным вниманием ?..еще сильнее его садить на иглу чтоб еще сильнее страдал...

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #199 : 25 Август 2011, 19:59:20 »
Цитата: Евгений, иерей Андрей
- что такое произволение? Воля ? Или воля + желание?

- Да, произволение, это примерно так, воля+ желание.

Я как-то уже приводила на форуме цитату из игуменьи Арсении

...произволение спасения есть единственная деятельность духа человеческого, необходимая в деле спасения. Не оно спасает человека, но оно необходимое условие в спасении. И предваряет его призвание Божие и утверждает его сила Божия, но все-таки оно от человека, хоть самое немощное, как и все человеческое.

Тут термин "произволение" используется в ином смысле, не как у отцов. Это желание, не поддержанное наличием волевых сил. Это желание принимается  Христом и процесс спасения совершается Его силой.

Как определить это, каким термином назвать  - наше немощное желание спастись? Я знакома со святоотеческой теорией волевого акта, но не могу разобраться, куда именно это отнести... Помогите разобраться.
« Последнее редактирование: 25 Август 2011, 20:17:06 от Elena »

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #200 : 25 Август 2011, 20:01:44 »
Скажите это ребенку

Скажите это Адаму, который внес разрушение во всю первозданную природу, в том числе и болезни в человеческую. И себе это скажите, когда совершаете грех, внося свою лепту в разрушение природы и в детские болезни. Вы не осознаете, каким это конкретно образом Вы ответственны за эти чужие мучения? Но от этого они не становятся меньше, а только больше. Все ответственны за всех, и говорите это прежде всего себе. Начинайте с себя, чтобы мир менялся к лучшему

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #201 : 25 Август 2011, 20:06:55 »
Цитата: Elena, Monte More
- Скажите это ребенку, который умирает от удушья, без ноги, все кости котрого, все легкие изъедены метастазами. И все равно ребенок очень хочет жить, не хочет умирать... Только вот радоваться по этому поводу не может - может только страдать.

 - Вы считаете что такому ребенку лучше будет слушать слова жалости, сожалении итд... убаюкивать его чувственным вниманием ?..еще сильнее его садить на иглу чтоб еще сильнее страдал...

Я не могла сказать в подобой ситуации своему сыну - "радуйся и благодари за это Бога". Он от Бога ждал,  наоборот, исцеления. Так и говорил за неделю перед смертью: "я все жду, жду, когда Бог меня исцелит, уже устал ждать"... Мне кажется, он более прав в оценке страданий - они не от Бога (по Божъему попущению, но не от Бога).

Цитировать
убаюкивать его чувственным вниманием

Мне бы хотелось, чтобы меня в подобной ситуации убаюкивали "чувственным вниманием". Приняла бы это как утешение от Господа.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #202 : 25 Август 2011, 20:09:24 »
Цитата: Евгений
Скажите это Адаму, который внес разрушение во всю первозданную природу, в том числе и болезни в человеческую.

Адаму можно сказать. А невинному ребенку - нет.

Я обратила внимание на употребление термина "заслуженные" в оценке людских страданий. Хотела уточить сферу применения этого термина. Озвучить мысль, что не все страдания - "заслуженные" (если рассматривать в рамках индивидуального жизненного пути).

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #203 : 25 Август 2011, 20:15:36 »
Христос своей крестной смертью восстановил волю естества, и наша природная воля, восстановившись в Нем, стала как у Адама.

На пути умного делания мы преобразуем в синергии свои страстные "индивидуальные желания" и воссоединяемся с Христом, входя в общую волю естества, восстановленную и преображенную Его подвигом. Так и приходим к нетлению произволения – ни в нашей свободе от  желания (бесстрастии), ни в воле отныне нет больше тления. Потому я не вижу на этом этапе надобности в вольном поиске страданий...

Цитировать
Святые же все (практически), имея тление произволения (так как никто не безгрешен), восприняли заслуженно как добровольные страдания, так и невольные. Но и последние им, умертвляющим собственное произволение, вменяются милостью Божией как добровольные, приводя, и те, и другие, к нетлению естества
Для меня здесь ключевое – умертвляющие собственное произволение. А это вполне может быть без добровольных страданий (как одного из возможных приемов).

Про нетление естества и "огонь нетления" очень интересно. Это, видимо, взаимосвязано с тем этапом, про который  Александр рассказывал как про "земное покаяние". Я полагал раньше, что процесс преображения, производимое в нас вселением Духа, начинает захватывать на более поздней стадии и тело.
« Последнее редактирование: 25 Август 2011, 20:34:41 от прозелит »

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #204 : 25 Август 2011, 21:36:54 »
Об огне нетления говорит ангел Лествичнику (Леств. 27, 47), когда он интересуется, как раз, состоянием плоти Спасителя одесную Отца (а значит и святых в состоянии обожения плоти). Но его нельзя достичь, имхо, без добровольных страданий (или невольных, которые к ним приравниваются). Как огонь божественной любви, если затрагивает душу, делает ее ненасытимой этим огнем, так и огонь нетления, если касается тела, делает его ненасытимым всем тем, что этот огонь поддерживает и вызывает. Душа насыщается молитвой, а тело нечем таким насыщать, кроме как добровольными страданиями. Поэтому мученики к ним стремились и великие аскеты ими насыщались

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #205 : 25 Август 2011, 21:51:31 »
А переносить болезни с радостью - ну подумайте сами, это единственный разумный метод перенесения болезней. Другого просто нет.

Родион, если у вас вдруг (не дай Бог) зверски разболится зуб, сфоткайте себя в зеркало и явите обществу гримасу радости неизреченной как доказательство метода разумного :)

Вы считаете что такому ребенку лучше будет слушать слова жалости, сожалении итд... убаюкивать его чувственным вниманием ?..еще сильнее его садить на иглу чтоб еще сильнее страдал...

Тяжело больному надо уметь сострадать, а еще - уметь давать ему надежду. Но для этого надо сильно верить самому. Если не надеешься сам, то и другому не сможешь дать надежды. А надежда черпает силы в любви.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #206 : 25 Август 2011, 23:27:54 »
Цитата: Евгений
Душа насыщается молитвой, а тело нечем таким насыщать, кроме как добровольными страданиями. Поэтому мученики к ним стремились и великие аскеты ими насыщались

"Добровольные страдания" - это не телесное понятие, а душевное. "Добровольные" -  это аспект свободного волеизъявления, в чисто телесные рамки не вставляется. 

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #207 : 25 Август 2011, 23:59:18 »
знаю женщину под 60 лет...аскетикой не  занимается...но спокойно переносит боль зубную...реально с улыбкой...не так уже все страшно.... :-)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #208 : 26 Август 2011, 00:22:08 »
Как огонь божественной любви, если затрагивает душу, делает ее ненасытимой этим огнем, так и огонь нетления, если касается тела, делает его ненасытимым всем тем, что этот огонь поддерживает и вызывает. Душа насыщается молитвой, а тело нечем таким насыщать, кроме как добровольными страданиями.
То есть, одного огня Любви Божьей недостаточно, чтобы преобразовать всё в нас, в том числе избавить от тления естества, и зародить в нас нового нетленного младенца (или совлечь ризы кожаные – не знаю, как процесс представляется в православии)? Этот "огонь нетления" – некий иной огонь, тоже Божественный, но не огонь Любви?

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #209 : 26 Август 2011, 01:25:59 »
В Боге ничего не бывает достаточным, а вместе с тем достаточно все. В Нем ни одного Имени нет без его дополнения-противоположности, мы это уже не раз обсуждали. Имена Божии -- это различные пути к Нему (не разные религии -- пути к одному Богу, а Имена Божии -- разные пути к Нему). Некоторые (святые) проходят один путь, другие -- другой, а иные, более опытные и совершенные, сразу несколько, вместе или чаще один за другим, так как в Боге нет разделения, но есть определенный (для каждого) порядок движения. Некоторые пути затрагивают одни душевно-телесные составы, другие -- иные.

То же самое относится и к диаде: наслаждение (Богом) - страдание (в Боге).  Огонь телесного нетления -- это не огонь Любви, это ее антипод, но наслаждает душу не меньше, чем она. Так же как божественная Любовь иногда причиняет страдания телу. Это различные пути к Богу. Лучше проходить их все, в определенном порядке, или пройти хотя бы только один, или, на худой конец хотя бы понимать, что эти пути существуют и надеяться на лучшее