Исихазм

Автор Тема: О ДУХОВНИКЕ  (Прочитано 134876 раз)

Новичок

  • Сообщений: 273
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #705 : 07 Ноябрь 2011, 17:24:36 »
А в это время Питирим собирается с мыслями :-) .

Кристина

  • Сообщений: 561
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #706 : 07 Ноябрь 2011, 17:32:29 »
Новичок, экий вы нетерпеливый)))

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #707 : 05 Декабрь 2011, 02:10:14 »
Какая разница между духовником и старцем?
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #708 : 05 Декабрь 2011, 17:09:59 »
   Старец на Афоне это официальный держатель келии, скита, монастыря - и не важно какой у него возраст и длинна бороды (это древняя традиция)... Греки среди старцев ищут наиболее опытных или наиболее старых, дабы после нескольких лет смиренной помощи старику, унаследовать официально келию. Кто, что ищет...
   Если в монастырь приходит человек и не почитает наместника за старца (начальника) он тут долго не проживет. Старец же в душу не лезет, к братии относится как к своей семье. Если кто спрашивает совет старца, в основном как у друга и старшего по званию товарища.

  В России навязан следующий образ: Старец - это святой с длинной и седой бородой, над головой свечение  :roll: он знает все про все, и может взять перед Богом ответственность за нас. Все люди не нашедшие старца, ходят неприкаянные, и безответственные...  :-D
  Некоторые "нелицеприятные", и особо чуткие могут по физиономии определить уровень благодатности старца  :-o 
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #709 : 05 Декабрь 2011, 20:25:24 »
Духовник может вовсе и не быть старцем, а старец может вовсе и не быть духовником...  :-) и вообще и моим, в частности... :wink:
Кстати, мне нынче приятельница рассказала, как они на днях побывали у старца...правда, я даже имя не запомнила...она сказала, что батюшка служит в маленьком храмике где-то на граница Московской и Владимирской областей...поехать была инициатива мужа...когда они увидели, сколько к нему пришло народу и с какими скорбями, болезнями идут к нему люди, то им стало просто неловко беспокоить его своими проблемами, отнимая время у других...она лишь причастилась у него на Литургии и с тем и уехали... без вопросов... :-)

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #710 : 19 Январь 2012, 20:31:16 »
Вы всё равно ищите людей высокой духовной жизни это дело жизни и смерти..Какое окружение ваше..Мне жалко иногда бывает покидать монастыри где я встречал очень духовных людей которые ничего не решают в монастыре и не ищу в них протаже или какое то рекомендательное письмицо оно еще больше раззозлит администрацию..Обычное дело исповедь идет по 1 минуте на прихожанина если монахиня то уходит 30 минут,что они там в монастыре делают что не могут за минуту отчитаться перед Богом как все..Уже вся служба прошла --зовут игумена в трапезную дать звон сигнал к еде и чтению святого писания жития святых,..Он бежит в трапезную-пробыв всю службу в исповедальне...На приходах где по 100 человек так батюшка быстро управляется -всё у всех хорошо..Я рад беседовать с монахами из Афона,у них есть время для меня грешного..Но очень редкие встречи..Рад и с другими священиками и епископами говорить о спасении души,и они к этому разговору готовы..Есть священик ученик Меэрдорфа и Шмемена учился при них в семинарии-у него очень интересные проповеди..Хорошая школа и результаты такие..

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #711 : 19 Январь 2012, 22:02:44 »
Вы всё равно ищите людей высокой духовной жизни это дело жизни и смерти..
Христа ищите.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #712 : 19 Январь 2012, 22:04:44 »
Вы всё равно ищите людей высокой духовной жизни это дело жизни и смерти..
Христа ищите.

Является ли Христом, всякий христианин помазанный миром?

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #713 : 23 Январь 2012, 17:44:02 »
Тут в другой теме была дана ссылка на статью диакона Павла Сержантова "Православие и харизматизм". Фрагмент из нее мне показался полезным для продолжения разговора:

Цитировать
...поговорим о степенях руководства.

Начинается всё с хождения на исповедь к исповедальным священникам. Здесь священник помогает воевать на исповеди за покаяние - чтобы не оправдывать себя, не осуждать других, не рассказывать о своих проблемах вместо грехов; может подсказать, как бороться со страстью. Так после жизни по своему усмотрению прорастает жизнь по рассуждению с советом от священников. На основе регулярной исповеди может сложиться больше взаимопонимания с кем-то из дежурных священников, чьи советы оказываются достаточно подходящими из-за трезвого взгляда на духовность. (Не стоит путать трезвый с суровым. Суровый взгляд порой оборачивается всеядностью к нездоровой мистике, если соблюдается строгий устав, как бы заменяющий собой аскезу.) Священник этот, после основательного с ним знакомства, может стать духовником, будет давать советы более прицельно. А если со временем от одной исповеди до другой с помощью духовника удастся тянуть ниточку - прослеживать и покаяние и борьбу со страстями, в которых каялся, то может зародиться внимательная христианская жизнь.

Среди сонма духовников встречаются редкие духовные отцы (1 Кор 4:15). Отцы не оттого, что их батюшками зовут. Отец сообщает чаду неведомую ему жизнь, духовно рождает и воспитывает чадо по законам духовной жизни, пытаясь уловить, что Бог замыслил о нём, и помочь замыслу состояться. Не навязывает свой замысел, не поощряет инфантилизм бессчётными благословениями. Духовный отец и чадо - люди одного духа, их взаимопонимание может порождать предвестники послушания: не сверхисполнительность в ответ на приказы, а взаимное внимание всем существом словам, интонациям и опыту другого. Это не игра в послушание; объединяет отца и чадо жизнь по совету.

Среди редких духовных отцов может встретиться исключительный руководитель - благодатный старец. (При оскудении послушничества в древности стало оскудевать и старчество: "Ныне только спрашивают, но не делают того, что слышат. Потому Бог отнял у старцев благодать слова" (авва Филикс[12]).) После углублённой проверки, когда брат искусит старца, а старец - брата, может начаться монашеская жизнь по послушанию. Старец ведёт послушника кратчайшим, но узким путём восхождения, страхуя каждый его шаг. Это непрестанный подвиг не приходской исповеди, но откровения помыслов (для упражнения во внимании к себе, для проверки опыта послушника старцем, для очищения от помыслов), не монастырского послушания, но отсечения воли (для навыка творить волю Божию, даже когда она непонятна и нежеланна). Благодатный старец не встретился многим аскетам. Преподобный Силуан не обрёл на Афоне такого старца в руководители. Его воспитанник печалился, что на Святой Горе монахи по 40 лет живут без духовного друга, не говоря о духовном отце...

У меня проблема с пониманием смысла выделенных слов.

"Творить волю Божию, даже когда она непонятна и нежеланна"

Насчет нежеланна - это принимаю. При том, что желание исполнить волю Бога перевешивает и пересиливает собственное нежелание. Бывает изначально нежелание, но когда однозначно понимаешь, что это задание от Бога, тогда нежелание меняется на желание.

Но как можно сотворить Божью волю, когда она непонятна? Пока не понял, как сотворить? Какое реальное жизненное событие может здесь подразумеватся? Может, кто даст примеры...

В Ветхом Завете, знаю, были такие случаи - когда пророк приказывал себя избить (физически). Без раскрытия причин и целей избиения.

А сейчас подобные "задания от Бога" могут иметь место?

Простите.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #714 : 23 Январь 2012, 18:18:33 »
Цитировать
После углублённой проверки, когда брат искусит старца, а старец - брата, может начаться монашеская жизнь по послушанию. Старец ведёт послушника кратчайшим, но узким путём восхождения, страхуя каждый его шаг. Это непрестанный подвиг не приходской исповеди, но откровения помыслов (для упражнения во внимании к себе, для проверки опыта послушника старцем, для очищения от помыслов), не монастырского послушания, но отсечения воли (для навыка творить волю Божию, даже когда она непонятна и нежеланна).

Я допускаю возможность следовать совету старца, даже когда он непонятен. Когда доверяем человеку, когда неоспоримо осознаем, что он лучше "слышит" волю Бога - тогда можем делать по его совету  и то, чего не понимаем. Но это в случае, если взаимоотношения "старец-послушник" уже сложились.

А как может быть реализован навык творить непонятую волю Божию без старца?

Простите, что настойчиво спрашиваю. Вопрос послушания очень для меня важен. Не могу понять, что это такое.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #715 : 24 Январь 2012, 00:26:12 »
Елена, может быть имеется в виду не "не понятно, ЧТО делать", а "не понятно, ДЛЯ ЧЕГО"? Человек иногда сопротивляется воле Божией не потому, что не знает, в чем она, а не понимает, ДЛЯ ЧЕГО это ОН должен терпеть, ПОЧЕМУ это ИМЕННО С НИМ. У меня так бывает...
Христос воскресе, радость моя!

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #716 : 24 Январь 2012, 01:27:05 »
А как может быть реализован навык творить непонятую волю Божию без старца?

Простите, что настойчиво спрашиваю. Вопрос послушания очень для меня важен. Не могу понять, что это такое.


Вопрос в том, нужно ли относиться к Божьей воле как к некоему потоку зашифрованных директив, которые надо научиться расшифровывать и четко выполнять. Или же следует нести крест свободы и ответственности.

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #717 : 24 Январь 2012, 03:43:23 »
Прежде всего Божья воля дана нам в заповедях. Это наша свободная воля дарованная нам Богом и наша ответственность исполнять заповеди или нет, любить того кто рядом или нет. Это наш крест - постоянный выбор между добром и злом.

Послушание старцу это условие больше необходимое для жизни в монастырях, маленьких общинах, или когда старец и  ученик живут рядом иначе совмеснтная жизнь не возможна.

Это как в хорошей семье муж и жена знают все мысли друг друга, тогда жить легко и просто - иначе проблемы. или в продолжительной экспедиции люди живут в мире и согласии если знают что внутри друг у друга. Проверено на опыте.

Человек на котором Дух Божий никогда не будет от вас требовать следовать его советам, он может сказать что для нас лучше
а что хуже, остальное наш выбор.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #718 : 24 Январь 2012, 04:03:50 »
Духовник видит рост и падение каждого своего ученика и даёт послушания на исправление его духовной жизни..А бывают послушания под себя -хочет устроить себе хорошо,либо угодить начальству,либо долги отбить хоть церковь закрывай иные говорят-денег нету,надо выжать а с кого и как-послушаниями...Всякое в жизни бывает..Особенно где брани,где подход со стороны злых духов которые обозлены иной чем к тем которые их смешат...Все Христа нашли сразу у протестантов -очень быстро..

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Re: О ДУХОВНИКЕ
« Ответ #719 : 24 Январь 2012, 06:21:15 »
Еlena, "Творить волю Божию, даже когда она непонятна и нежеланна" не следует, не надо много мудрости что бы понять простую вещь, нельзя в жизни делать то что нам непонятно и нежеланно. Я рискну сказать что это не воля Божия, это воля тех людей советам которых мы следуем. Попробую обяснить на примере.

Самый простой пример это апостолы и Христос. Они последовали его призыву или совету, потому что ожидали мессию, им были видны и понятны его дела, по Его деалам они видели что это от Бога, хотя они не понимали Его конечной цели и не подозревали о том что Он принест себя в жертву. Поэтому если мы хотим следовать советам старца мы должны видеть его дела, мы должны видеть что это дела любви, что он делает и учит тому, что делал и чему учил Христос. Мы должны убедиться в этом на своем собственном опыте, а не опираться на слова людей, слухи и сплетни в интернете.

Я тоже долго искал ответ на вопрос что такое послушание, и кто такой духовник, был в монастырях, беседовал с монахами, священниками и обычными людьми. На собственном опыте я понял что послушание кому-то пусть даже мудрому старцу может помочь, но не освобождает меня от гордыни, и не ведет к Богу. Путь к Богу через покаяние и исполнение (слушание) заповедей, об этом вся Нагорная проповедь и никакой самый духовный старец не может к ней что-то добавить или отнять.