Исихазм

Автор Тема: О помыслах  (Прочитано 26661 раз)

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

О помыслах
« : 11 Июль 2011, 09:53:23 »
Отделено от: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2794.msg101866#msg101866
---


Цитата: ГеоргийA
высший факт самотречения и смирения лежит через отречение своей мысли и воли, думаю именно это состояние называется нищии духом.

На мой взгляд, духовная нищета - это иное.

Изначальное ваше высказывание - что думать вредно.

Смотря как и о чем думать. Разумность - это одна из сил души и она должна быть включена в процесс синергии с Богом.

Кардинальный отказ от процесса мышления может привести ум к состоянию "чисто выметенной горницы", куда может вселиться совсем не то, что предполагали.  :-)

Вот почитайте это отсюда http://www.isihast.ru/?id=1857

Полное отречение от помыслов, желаний и страстей делает сердце цельным и духовным, оно сразу схватывает суть вещей, безпрестанно приобретая в силе познания.
----------------------------------------
Сердце, в котором живет Христос

     Искусство борьбы с помыслами открывает путь к спасению души. Это искусство отвергает привязанности и состояние задержки на помыслах – это основной момент.

Главное, не задерживаться умом ни на одном помысле. Неважно, какими приемами духовной тактики в мысленной брани вы овладели: если вы позволяете уму задержаться на помысле, вы проиграли в борьбе за чистоту сердца и за спасение. Важно так обучить ум, чтобы он не задерживался ни на одном помысле...

Стяжите чистоту сердца и это сердце узрит Бога и обретет Божественную Любовь. Если вы не избавите сердце от болезни – многочисленных помыслов, что бы вы ни предпринимали, ничего хорошего не выйдет.

 Очищайте свое сердце и достигните наивысшей цели – Божественной Любви, ибо «Бог есть Любовь» (1 Иоан. 4:16). Это есть вечная Жизнь и Безсмертие. Когда вы обретете чистое сердце, вы будете подобны светлому оку, которое проникает все бытие.

     Как только вы постигли что-то, не давайте ему оставаться в вашем сердце. Всякое суетное знание станет пылью, как только вы оставите его в своем сердце. Тем более не стоит говорить о ложном знании. Поняв все принципы, не дайте ни одному из них задержаться, как помыслу, в своем сердце.

Отсеките помыслы один за другим, сохраняйте ваше сознание прикрепленным к непрестанной молитве в чистоте сердца, чтобы ваши действия направляла Божественная благодать.

Если вы не достигните этого состояния, вы едва ли обретете Божественную Любовь. Если вы мысленно привяжетесь к искусству борьбы с помыслами – это тоже болезнь сознания.

Если вы привяжетесь к написанию книги, занимаясь этим с привязанностью – вы заражены писанием книг. Когда ваше сердце свободно от помыслов и исполнено благодати, что бы вы ни делали, у вас не будет затруднений.

Благодатное сердце ничто не может застать врасплох. Оно совершенно во всем. Сила благодати есть неуклонное следование чистоте Любви. Сердце, исполненное Божественной Любви – это сердце, в котором ничего не осталось, кроме Христа – только Любовь!

 Все остальное отсечено навсегда. Люди, читающие и изучающие книги, не понимают значения сердечной чистоты. Они озабочены исключительно приобретением теоретического знания. Сердце, занятое лишь приобретением теоретического знания, не пребывает в высшем состоянии Любви и не знает вечной Жизни.
« Последнее редактирование: 11 Июль 2011, 17:48:31 от Alexander »

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #1 : 11 Июль 2011, 17:17:55 »
Elena
Цитировать
Помыслы и мысли - это разное.

Мысль - это движение ума к истине. Разумная сила вложена в ум Богом, она должна быть использована.

Иначе может получиться безмыслие вне мудрости.


Елена, хорошо. :-) А что тогда "помыслы"?
« Последнее редактирование: 11 Июль 2011, 17:40:20 от Alexander »
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Анна-Мария

  • Гость
О помыслах
« Ответ #2 : 11 Июль 2011, 17:25:59 »
У Паисия Афонского написано, сначала уйдут плохие мысли, потом уйдут и хорошие, потом наступит Просвещение.       

Да, верно:

Цитировать
В начале духовной жизни подвизающийся прогоняет плохие помыслы духовным поучением, непрестанной молитвой и усердным подвигом. Потом приходят уже только благие помыслы. Позже останавливаются и благие помыслы и чувствуется некая пустота, и затем приходит к человеку Божественное просвещение.

Но он также говорит и о важности благих помыслов, без которых просвещение может быть и не достигнуто:

Цитировать
Если хочешь стать исихастом, чтобы пребывать в покое, стяжи прежде с помощью благих помыслов внутреннюю тишину посреди внешнего шума.


А в дневнике последнего старца Оптиной пустыни сейчас читаю:
Цитировать
Батюшка сам начал говорить и спрашивать меня. Я говорю:
—...Конечно, приходят мысли...
—Без этого нельзя, ум не может быть без мыслей, как человек не может не дышать. Это его потребность. Но о чем думать? Иной представляет себе блудные картины, услаждается этой живописью. А вы пришли сюда искать Бога, и все ищут Бога. Найти Бога — это цель монашеской жизни.

Михаил! Где Вы прочли о вреде мышления? Вы можете вспомнить свой первый помысел, родивший эту мысль? Каким он был? Предположу, что это был помысел о необходимости безмолвия. Если это так, то почему мысль о необходимости достижения тишины ума породила мысль о вреде любого мышления для этого достижения? Ведь сама мысль - это всего-лишь выражение того, что видит наш ум. Видит нечисто -  и мысли нечистые соответственно. А если ум устремлен к Богу - то и мысли благие. Как Вы это понимаете?
« Последнее редактирование: 11 Июль 2011, 18:16:16 от Анна-Мария »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #3 : 11 Июль 2011, 17:27:36 »
Вы цитируете:
Главное, не задерживаться умом ни на одном помысле. Неважно, какими приемами духовной тактики в мысленной брани вы овладели: если вы позволяете уму задержаться на помысле, вы проиграли в борьбе за чистоту сердца и за спасение. Важно так обучить ум, чтобы он не задерживался ни на одном помысле...
Вот именно. Раз ум вцепился в мысль – и вот, уже принял помысел. Пусть ум скользит по мыслям, не вцепляясь в них. А каким приемом этого достигают – не суть важно...

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #4 : 11 Июль 2011, 17:40:41 »
Цитата: iunija
Елена, хорошо.  А что тогда "помыслы"?

Помыслы - случайные мысли, не "встроенные" в движение ума к Богу.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #5 : 11 Июль 2011, 17:47:30 »
Елена, я повторю свое мнение)))
Помысл имхо – это любая мысль, за которую ум зацепился, притянулся вниманием.
В результате появляется желание, омрачающее сердце.


Что касается Вашего вопроса о "полезных мыслях", удаленного при создании новой темы, ответ тоже здесь:
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2794.msg101847#msg101847

Цитировать
Как только вы постигли что-то, не давайте ему оставаться в вашем сердце. Всякое суетное знание станет пылью, как только вы оставите его в своем сердце. Тем более не стоит говорить о ложном знании. Поняв все принципы, не дайте ни одному из них задержаться, как помыслу, в своем сердце.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #6 : 11 Июль 2011, 17:51:19 »
Цитата: прозелит
ум вцепился в мысль – и вот, уже принял помысел. Пусть ум скользит по мыслям, не вцепляясь в них.

А если мысль ценная, и ее стоит развить (или запомнить на будущее)? Чтобы, оперевшись на открывшийся смысл, стать способным лучше видеть...

Скользить по глубоким мыслям - это бросать бисер свиньям.

Погружение в некоторые богословские тексты (с усилиями ума воспринять смысл) - это "двигает" ум в нужном направлении (к Богу). Не имею в виду схоластические тексты по догматике (хотя и они полезны) - я говорю о таких словесных трудах, где форма изложения ориентирует ум на состояние "восхищенности", где понимание смысла сопряжено с реальным восхождением ума. Для меня такие тексты - Григория Богослова (не все) и Максима Исповедника (почти все).

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #7 : 11 Июль 2011, 17:54:27 »
Цитата: прозелит
Как только вы постигли что-то, не давайте ему оставаться в вашем сердце.

Лук.2

19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #8 : 11 Июль 2011, 18:28:24 »
Бальтазар пишет:
http://www.catholic.uz/tl_files/library/books/Ti_imeesh/page33.htm
Цитировать
В душе Девы достаточно места, чтобы укрыть в себе все слова Божий: и те, которые благовестил Ей Ангел, и те, которые были возвещены пастырям на поле, пересказавшим Ей затем возвещенное. Эти известия совпадают, ведь в конечном итоге они суть слова Божий, и все они сосредоточены на младенце, которого Дева Мария выносила во чреве и который возлежит теперь перед Нею, пока что не умея говорить. Хранимые Ею в сердце слова Божий едины со Словом Божиим, приведенным Ею в мир. Так что и после рождества Она не перестала носить Слово в себе самой! Но с другой стороны, Слово, навечно сохраняемое Ею в себе, отделилось от Нее, одновременно оставаясь как Словом Божиим, так и Ее собственным.
###
Вот и Дева Мария сохраняет в Своем сердце сначала непонятное для Нее слово двенадцатилетнего Отрока. Она созерцает его со всех сторон. Дева живет в вере, а вера самовозрастает.
Она родила Слово, продолжала носить Слово, хранила Слово. А мы?

К тому же, где тут помыслы? тут речь именно о созерцании – "со всех сторон"
И Симеон говорит: "не дайте ни одному из них задержаться, как помыслу, в своем сердце."
Значит, он говорит вот о чем: постиг что-либо (а до этого возможно и был помысл)– не оставляй его как помысл в сердце. Созерцай и сердце будет чисто.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #9 : 11 Июль 2011, 18:55:17 »
Цитата: прозелит
Симеон говорит: "не дайте ни одному из них задержаться, как помыслу, в своем сердце."
Значит, он говорит вот о чем: постиг что-либо (а до этого возможно и был помысл)– не оставляй его как помысл в сердце. Созерцай и сердце будет чисто.

Не очень представляю, что значит "оставить как помысл".

Внутри себя вживляю что-то вроде "смысла". Это как кость, которая держит и которая не сокрушится. Можно воспользоваться образом камня, на который имеем возможность опереться и на котором строим дом (храм молитвы).

Мелкие "слова" (смыслы) складываются в более общие, получается какое-то обобщающее знание, цельное представление мира.

Цитата: прозелит
Она родила Слово, продолжала носить Слово, хранила Слово. А мы?

Мы тоже призваны к этому.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #10 : 11 Июль 2011, 19:01:07 »
Цитата: прозелит
Как только вы постигли что-то, не давайте ему оставаться в вашем сердце.

Лук.2

19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

Именно так. Мне понравилось как Вы, Елена, здесь на форуме размышляли (не помню где и не дословно) о «творящей силе слова» и созидаемой им «внутренней умной реальности» - и за эту реальность – за её чистоту и организованность (или кажущееся отсутствие) в ответе перед Богом мы.
 Святая Дева слагала «слова сии» в сердце. Есть Евангельские места, откуда ясно, что Дева и Апостолы и вовсе не смогли уразуметь слов Христа сразу, но сложили в сердце. Не нахожу полезным делать из них (Девы и Апостолов) отличных от нас людей, а идолов-богов всесторонне созерцающих Слово-Христа.
От Луки Святое Благовествование, глава 3:
49. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
50. Но они не поняли сказанных Им слов.
51. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #11 : 11 Июль 2011, 20:29:39 »
И Симеон говорит: "не дайте ни одному из них задержаться, как помыслу, в своем сердце."
Всё так, но отражение Симеоном НБ помыслов и парение его ума в гимнах и богословских словах – друг другу способствовало. Мне кажется (имхо), обсуждение здесь в теме об этих "двух" друг другу способствующих.
 Во внешней тишине и молитвенном настрое (ещё бы на природе :roll:), проникаясь в слова от отцов явно не приземлённых (а парящих умом весьма высоко и далеко, например во временном пространстве - на тысячилетия), созидаешь свою "внутреннюю умную реальность", и на более низком уровне строишь свой "ментальный дом".
 Но отцы молитвенники (тот же Симеон НБ) молитву ставят выше чтения, как созидающую (наше спасение) силу...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #12 : 11 Июль 2011, 20:31:23 »
Мы уже неоднократно отмечали на этом форуме присутствие в нашем сознании безстрастного и спокойного "наблюдателя", который именно и позволяет нам отслеживать движения ума.
Наблюдатель этот позволяет нам видеть приближение любой мысли к уму [неважно, очень "ценная" она или помысл любой степени негативности], а также отслеживать захват умом этой мысли.

Геронды, которые говорят своим ученикам о неизбежности продуцирования умом мыслей - не понимают сути работы ума, который живёт сам по себе [без Царя в голове] и вынужден постоянно "доказывать" свою значительность и необходимость путём произвоства мыслей [особенно хороша его уловка по имитированию благочестивого мышления - следованию, якобы, советам великих православных писателей и подвижников]. 

Чтение Св. Отцов имеет только один смысл - модулирование ума в определённом направлении, ориентация его на вневременные ценности [лежащие вне усилий и возможностей постижения их умом], а пережёвывание умом вычитанных мыслей, даже самого высокого наполнения, только прибавляет уму самомнения и ложной значимости. 
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Анна-Мария

  • Гость
Re: О помыслах
« Ответ #13 : 11 Июль 2011, 21:23:44 »
Геронды, которые говорят своим ученикам о неизбежности продуцирования умом мыслей - не понимают сути работы ума...

Леонид, хочу предварить свое сообщение, адресованное Вам, словом благодарности за Ваши последние посты на форуме. То ли я меняюсь, то ли Вы, то ли мы вместе, но я просто зачитываюсь ими, настолько в них ярко и чисто выражены Ваши мысли, спасибо!  :-)

Позвольте только не согласиться с вышепреведенной цитатой... И вот почему:

Геронда давал этот ответ послушнику, который только около года как стал монахом в Оптиной. Думаю, что его ответ полностью соответствовал духовному уровню подвижника.
 
Да и то, что на этом форуме собрана информация, которая адресована не только новоначальным, совсем не говорит о том, что необходимо как можно быстрее и полнее ее усваивать. Так же и с чтением святых отцов.

Вообще считаю, что любая входящая в человека информация должна быть им пережита по максимуму, это означает, что одного ментального постижения недостаточно, но обязательным условием является сердечное постижение. А оно невозможно без личного опыта успокоения ума хотя бы на короткое время, когда есть возможность услышать не только мысли…

Ведь когда мы говорим о сердечном человеке, то это вовсе не означает, что он должен быть не мыслящим. Мы же  не забываем, что во Христе происходит объединение как ума так и сердца человека. Когда такое объединение уже становится единым органом познания, включая и волю человека.

Но на то и дан духовник, как я понимаю, чтобы подводить послушника к этой мысли постепенно, иначе неверное понимание чревато бессмысленной борьбой с тем, что должно не исчезнуть, а преобразиться – с мыслью человеческой.

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #14 : 11 Июль 2011, 21:42:05 »
Я думаю что мысли как и эгоизм должны придти к самоуничтожению, хотя на определенном этапе они играют положительную роль.

В Страннике написано что помыслы бывают слева и справа, плохие и как бы хорошие.
Цель их одна увести человека от молитвы внимательной которой собственно и уничтожаются все страсти методом борьбы с помыслами.