Исихазм

Автор Тема: О помыслах  (Прочитано 26598 раз)

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #135 : 28 Сентябрь 2011, 15:04:44 »
Григорий Нисский   рассматривает  разумную деятельность и дар слова как признаки совершеннойживой души – «Совершенная же жизнь в теле усматривается в естестве словесном: разумею естество человеческое, питаемое, чувствующее, имеющее дар слова и управляемое разумом.» (гл.8 Об устроении человека)...

душу же лишенную разумных свойств, именует даже и не душой, а жизненной силой (гл. 15 Об устроении человека),  которую он подразделяет на  силу растительную  и питательную,  лишенную чувства, присущую  растениям и чувственную деятельность и чувственное понимание, т.е. силу управляющую собой по чувству, как это бывает у животных..

соответственно  дар слова и способность к мышлению это то, что делает человека  человеком, т.е. душой живой  и разумной,   и то что  выделяет его из ряда других тварей наделенных лишь  жизненной силой – питательной, растительной, чувствующей ..

вред же от помыслов Григорий Нисский усматривает, не вообще в факте их существования, ибо без них человек не есть человек, а в том, что человек  увлекаясь в сторону бессловесного (чувственного) унижает  свою мыслительную деятельность, принуждая  рассудок стать служителем страстей,  вследствие чего он обрабатывая начатки страстей постепенно взращивает их в большем количестве – «сластолюбие имело началом уподобление бессловесному, но в человеческих поступках возросло, породив такое число разных грехов сластолюбия, какого нельзя найти в бессловесных. Так вожделение к раздражительности сродно со стремительностью бессловесных, возрастает же при содействии помыслов, ибо отсюда — мстительность, зависть, лживость, злоумышленность, лицемерие» (гл.18  Об устроении человека) ..

то есть   беда не в самих помыслах а в том, что  они взращиваются -  худым деланием ума, и вред человек  получает не от того, что он рождает и взращивает помыслы, а от  того он рождает и взращивает их  при худом делании ума, рабствующего страстям, соответственно и избавление от худого плода,  состоит в том, что рассудок должен  воспринять власть над неразумными движениями,  которые присущи  бессловесным, что бы каждое из них превратилось в соответствующий вид добродетели -   « Так раздражительность производит мужество, робость — осторожность, страх — благопокорность, ненависть — отвращение от порока, сила любви — вожделение истинно прекрасного, а величавость нрава возвышает над страстями и образ мыслей сохраняет не порабощенным злу. Такой вид возношения духа восхваляет апостол, повелевая постоянно мудрствовать горняя (Кол. 3, 2)» (гл.18  Об устроении человека)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #136 : 28 Сентябрь 2011, 15:11:31 »
В состоянии чистоты сердца нет как раз ИМ, а мысли есть: божественные мысли, озарения, созерцания и всякого рода ведение божественного мира в мысленном раю души. А ИМ (как намеренного делания) нет потому, что находясь на стадии созерцания нельзя себя насильно возвращать на  стадию просвещения. Средство не нужно там, где достигнута цель. Надо состредотачиваться тогда на созерцании, или точнее сказать, оно само тогда в себе сосредотачивает все душевные силы созерцателя и ведет его так, как Богу будет угодно

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #137 : 28 Сентябрь 2011, 15:56:35 »
...Такой вид возношения духа восхваляет апостол, повелевая постоянно мудрствовать горняя (Кол. 3, 2)»...
Интересно, какие  у с.о. конкретные методы и рекомендации по поводу постоянно мудрствовать горняя?
« Последнее редактирование: 28 Сентябрь 2011, 16:30:17 от palomnik »

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #138 : 28 Сентябрь 2011, 17:22:47 »
не  вполне понял вопрос, поэтому отвечу в общем смысле - мудрствовать горняя,  возможно лишь для ума пребывающего в соответствующем состоянии,  а соответствующее состояние при  котором сила ума актуализирует себя как мудрость  возникает от действия благодати  и при посредстве  соответствующего аскетического делания, направленного на очищение  и соединении с благодатью, собственно - умное делание и является одним из таких  конкретных методов..

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #139 : 28 Сентябрь 2011, 17:23:26 »
  « Так раздражительность производит мужество, робость — осторожность, страх — благопокорность, ненависть — отвращение от порока, сила любви — вожделение истинно прекрасного, а величавость нрава возвышает над страстями и образ мыслей сохраняет не порабощенным злу. Такой вид возношения духа восхваляет апостол, повелевая постоянно мудрствовать горняя (Кол. 3, 2)» (гл.18  Об устроении человека)
000 :-)...фенькс :-)...
Занёс в ежедневник...
Я так понял преображение страстей идёт по определённой закономерности...и помогать этой закономерности-синергия :-)...
Хотелось бы прокомментировать следующее:
\\\\ сила любви — вожделение истинно прекрасного\\\
Имеется в виду вожделение к Богу, "сего ради Даниил был назван мужем желаний"(пр.Исайя)...
Ато можно понять что к живописи например тяга или к музыке...истинно прекрасное как то по разному можно понять...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #140 : 28 Сентябрь 2011, 17:25:43 »
В состоянии чистоты сердца нет как раз ИМ, а мысли есть: божественные мысли, озарения, созерцания и всякого рода ведение божественного мира в мысленном раю души.
Не согласен...в том смысле, что не стоит уравнивать чистоту сердечную и созерцательную молитву...чистота сердечная это состояние бесстрастия...и в этом состоянии возможна и молитва и много чего...даже согрешить можно :-)...если захочется...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #141 : 28 Сентябрь 2011, 17:27:41 »
...Такой вид возношения духа восхваляет апостол, повелевая постоянно мудрствовать горняя (Кол. 3, 2)»...
Интересно, какие  у с.о. конкретные методы и рекомендации по поводу постоянно мудрствовать горняя?

Вообще апостол пишет о созерцании Бога в душе, испытавшей через Христа рождение в Духе:

1  Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;   
2  о горнем помышляйте, а не о земном

А Гр. Нисский, действительно, пишет, скорее, о средствах достижения этой цели:

"величавость нрава возвышает над страстями и образ мыслей сохраняет не порабощенным злу. Такой вид возношения духа восхваляет апостол, повелевая постоянно мудрствовать горняя (Кол. 3, 2)"

в отношении ума и разума (рассудка), о которых пишет выше.

Добродетель рассудительности, относящаяся к разуму и к деятельным добродетелям, приобретается, согласно отцам, рассудочным богословским познанием.  А добродетель мудрости, относящаяся к уму и созерцательным добродетелям, то есть способность непосредственного постижения истин веры, логосов Писания, приобретается "поучением в Писаниях" и внимательной ИМ, в которых участвует не рассудочное познание, а заключение ума в словах Писания и в молитве

Эти две добродетели отец, по-видимому, имеет ввиду, когда пишет о "величавости нрава"  и "образе мыслей". Они позволяют делателю "постоянно мудрствовать горняя", соединяя богословское рассуждение с богословским созерцанием истин веры, там где рассуждение является недоступным, выращивая в душе у делателя, как бы, сад из таких размышлений и созерцаний. Этот сад возвышает над страстями даже человека маленького роста, то есть небогатого остальными добродетелями, подобно тому, как Закхей взобрался на смоковницу, чтобы созерцать проходящего Спасителя, и услышал в ответ: "Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме", то есть в горнице твоей души. Тогда надо оставить богословское созерцание и молитву и принимать у себя в душе Христа, подающего силы для восстановления в душе и остальных добродетелей, так как и Закхей воскликнул: "Воздам всем вчетверо" -- по числу четырех  основных христианских добродетелей
« Последнее редактирование: 28 Сентябрь 2011, 17:38:15 от Евгений »

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #142 : 28 Сентябрь 2011, 21:03:20 »
А Гр. Нисский, действительно, пишет, скорее, о средствах достижения этой цели:

"величавость нрава возвышает над страстями и образ мыслей сохраняет не порабощенным злу. Такой вид возношения духа восхваляет апостол, повелевая постоянно мудрствовать горняя (Кол. 3, 2)"

в отношении ума и разума (рассудка), о которых пишет выше.

Добродетель рассудительности, относящаяся к разуму и к деятельным добродетелям, приобретается, согласно отцам, рассудочным богословским познанием.  А добродетель мудрости, относящаяся к уму и созерцательным добродетелям, то есть способность непосредственного постижения истин веры, логосов Писания, приобретается "поучением в Писаниях" и внимательной ИМ, в которых участвует не рассудочное познание, а заключение ума в словах Писания и в молитве
Интересно, есть ли какие нибудь рекомендации (методики, техники) по этому деланию (заключение ума в словах Писания)?
Я знаю только две рекомендации: 1) прочитывать в день одну главу Евангелия и 2) несколько недель размышлять над одной притчей (это скорее, что-то восточное).
Если читать слишком много, то действительно наступает подвисание сознания (примерно такое, о котором пишет Marfa), наверное, из-за того, что не успеваешь переваривать(ся). Интересно, какими критериями нужно руководствоваться?

Анна-Мария

  • Гость
Re: О помыслах
« Ответ #143 : 28 Сентябрь 2011, 21:23:33 »
Интересно, какими критериями нужно руководствоваться?

"С утра надлежит, упраздняясь от всего, пребывать в памяти Божией молитвою и сердечным безмолвием, и — первый час терпеливо молиться; потом второй — читать; третий — петь; четвертый — молиться; пятый — читать; шестой — петь; седьмой — молиться; восьмой — читать; девятый — петь; десятый — вкусить пищи; одиннадцатый — отдохнуть, если имеется нужда; двенадцатый — петь вечерню. Так, добре проходя поприще дня, угождает он Богу." Григорий Синаит

 :-) простите, зачиталась...

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #144 : 28 Сентябрь 2011, 21:28:10 »
А Гр. Нисский, действительно, пишет, скорее, о средствах достижения этой цели:

"величавость нрава возвышает над страстями и образ мыслей сохраняет не порабощенным злу. Такой вид возношения духа восхваляет апостол, повелевая постоянно мудрствовать горняя (Кол. 3, 2)"

в отношении ума и разума (рассудка), о которых пишет выше.

Добродетель рассудительности, относящаяся к разуму и к деятельным добродетелям, приобретается, согласно отцам, рассудочным богословским познанием.  А добродетель мудрости, относящаяся к уму и созерцательным добродетелям, то есть способность непосредственного постижения истин веры, логосов Писания, приобретается "поучением в Писаниях" и внимательной ИМ, в которых участвует не рассудочное познание, а заключение ума в словах Писания и в молитве
Интересно, есть ли какие нибудь рекомендации (методики, техники) по этому деланию (заключение ума в словах Писания)?
Я знаю только две рекомендации: 1) прочитывать в день одну главу Евангелия и 2) несколько недель размышлять над одной притчей (это скорее, что-то восточное).
Если читать слишком много, то действительно наступает подвисание сознания (примерно такое, о котором пишет Marfa), наверное, из-за того, что не успеваешь переваривать(ся). Интересно, какими критериями нужно руководствоваться?

Если серьезно этим заниматься, то Евангелиста в день. Но лучше Псалтирь (это тоже Писание) за раз, что, кстати, и легче. Такова древняя практика, сохранявшаяся, например, и у русских подвижников в 19 в. При этом, разумеется, не надо размышлять над словами Писания (это надо делать в другое время). Суть делания в непосредственном созерцании логосов Писания, заключая ум, как говорят, в слова молитвы. Дело достаточно долгое, но очень полезное, так как ум от него просветляется, а поучение в Писаниях становится, как бы, постоянным деланием ума безо всякого чтения. Эта стадия созерцательной способности ума называется у отцов мудростью, и является надежным средством для привлечения благодати, необходимой для перехода к стадии созерцания (уже не логосов Писания, а внутреннего мысленного рая души)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #145 : 29 Сентябрь 2011, 09:17:33 »
"С утра надлежит, упраздняясь от всего, пребывать в памяти Божией молитвою и сердечным безмолвием, и — первый час терпеливо молиться; потом второй — читать; третий — петь; четвертый — молиться; пятый — читать; шестой — петь; седьмой — молиться; восьмой — читать; девятый — петь; десятый — вкусить пищи; одиннадцатый — отдохнуть, если имеется нужда; двенадцатый — петь вечерню. Так, добре проходя поприще дня, угождает он Богу." Григорий Синаит

 :-) простите, зачиталась...

 :-) хороший совет чтобы приучить себя к богомыслию и постоянному предстоянию. Но к нашему образу жизни плохо "прикручиваемый". Посему понимая смысл - и выбирать доступное. Внимательное чтение действительно тормозит деятельность рассудочную и переключает мозг на "проживание" событий евангельских - при чтении. И совет читать Псалтирь - тоже хороший совет. Ну хотя бы по три в день, меньше если - то и толку меньше имхо. Человек помимо всего - существо гормональное, и чтобы "совершалась работа" - нужно время и на вход в состоянии и на нахождение в этом состоянии. Так что чтобы серьезно этого достигать, имхо нужно учитывать что менее 20-25ти минут пассажи просто не эффективны. При этом я не говорю что такое занятие механистическое, ни в коем случае. Но учесть временную компоненту нужно. Причем чтение занимает "больше ресурсов" чем прочтение по памяти или краткая молитва, и значит левым помыслам меньше места остается, посему думаю на некотором этапе оно даже полезнее (в плане обретения навыка). Потом, имея навык состояния и молитва краткая (да еще если с дыханием) приобретает иную окраску и действие.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #146 : 29 Сентябрь 2011, 10:24:02 »
Очищение имеет границы и называется это чистое сердце, думаю этому состоянию и соответствует отсутствие мыслей кроме ИМ.
Думаю неточно отмечено...
У бесстрастных есть помыслы...просто они чистые...и думаю есть сорастворение с Богом...всегдашнее пребывание ума в Боге...чувств в Боге...телесной части в Боге...

Я хочу здесь сконцентрировать внимание на моменте, перед вхождением Святого духа.
И здесь именно внимательная молитва постепенно приводит к такому состоянию.

После того как вошел Святой дух он есть генератор мыслей. До этого момента грех генератор мыслей и чем его меньше тем и мыслей меньше.

 Думаю что обожение характерно для людей занимающихся конкретной аскетикой, где именно за посты бдения и т.д. идет очищение от греха выжиганием.
А для такого любителя халявы как я есть другой способ, внимательная ИМ и смирение.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #147 : 29 Сентябрь 2011, 13:17:57 »
Цитата: palomnik
Интересно, есть ли какие нибудь рекомендации (методики, техники) по этому деланию (заключение ума в словах Писания)?

Я учу Евангелие наизусть (по благословению). Сама не ожидала того, что сейчас получаю. Приступала, имея целью вложить текст в память до состояния "наизусть". На опыте это открылось как особая молитвенная практика. Когда учишь  - сознание как-то меняется, привлекаешься глубиной и там сознанием  пребываешь. Как правило, останавливаешься умом в одной фразе (или слове) - как ступор какой-то...  Размышлений (словесных по поводу текста) нет, а есть "тяжесть" слова, прямое его воздействие на ум.

P.S. Задним числом вспомнила, что что-то такое было описано у Жанны Гийом в "Опыте молитвы". Но по описанию Гийом, мне было не понять и не войти в состояние, ею описанное. Вход открылся, когда стала учить наизусть.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #148 : 29 Сентябрь 2011, 13:58:25 »
Наверно, есть разница - осознавать смысл при беглом чтении, или  учить наизусть. Помещение слов в долговременную память - наверно это вскрывает глубинный слой сознания.

Если серьезно этим заниматься, то Евангелиста в день. Но лучше Псалтирь (это тоже Писание) за раз, что, кстати, и легче. Такова древняя практика, сохранявшаяся, например, и у русских подвижников в 19 в. При этом, разумеется, не надо размышлять над словами Писания (это надо делать в другое время).

Беглое чтение уводит от размышления самим своим темпом - уму дается задание бежать, чтобы не успеть пуститься в размышления. А тут (когда наизусть учишь) - там такая тяжесть слова актуализируется, что ум этим "пригвождается" и на время лишается двигательной способности.

P.S. Учу на славянском.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О помыслах
« Ответ #149 : 29 Сентябрь 2011, 15:41:48 »
Согласен с Родионом, менее часа(по моему :-)) менееэффективно...а дольше 3-х часов ум видимо может начать уставать и эффективность так же снижается...
Я когда читаю(псалтирь или канон\акафист) стараюсь вмещать ум в смысл читаемого, при этом стараюсь прочувствовать мысли...и не допускать приходящие помыслы...
Т.е. при чтении слежу за периферией что бы на входе не прошли...и слежу за внутренним, что бы прочувствовались слова...не забывая о понимании смысла(иначе нечего будет прочувствовать :-))...
Так же слежу за тем что бы ум не увлекало в ассоциативный ряд...например слово лодка ассоциируется скажем со словом рыба, а рыба в свою очередь со словом рыбалка...в одну секунду ум может утащить в заоблачные дали :-)...а псалтирь забудется напрочь, при этом продолжая голосом произносить слова, без малейшего понимания смысла(размышляя о рыбалочке :-))...

Опыт псалмопения отличен от практики и.м...но всё же идёт с ней "в ногу"...у кого то из святых прочёл фразу "нужно внешней молитвой просить о внутренней"...и...до сих пор её не понимаю :-)...но стимулирует к внешней молитве :-)...

И тем не мене фразу "нужно внешней молитвой просить о внутренней" понимаю так-
Не бывает отдельно внутренней и отдельно внешней молитвы...они взаимосвязаны...и хорошо бы научиться использовать преимущества разных видов молитвы...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.