Григорий Нисский рассматривает разумную деятельность и дар слова как признаки совершенной, живой души – «Совершенная же жизнь в теле усматривается в естестве словесном: разумею естество человеческое, питаемое, чувствующее, имеющее дар слова и управляемое разумом.» (гл.8 Об устроении человека)...
душу же лишенную разумных свойств, именует даже и не душой, а жизненной силой (гл. 15 Об устроении человека), которую он подразделяет на силу растительную и питательную, лишенную чувства, присущую растениям и чувственную деятельность и чувственное понимание, т.е. силу управляющую собой по чувству, как это бывает у животных..
соответственно дар слова и способность к мышлению это то, что делает человека человеком, т.е. душой живой и разумной, и то что выделяет его из ряда других тварей наделенных лишь жизненной силой – питательной, растительной, чувствующей ..
вред же от помыслов Григорий Нисский усматривает, не вообще в факте их существования, ибо без них человек не есть человек, а в том, что человек увлекаясь в сторону бессловесного (чувственного) унижает свою мыслительную деятельность, принуждая рассудок стать служителем страстей, вследствие чего он обрабатывая начатки страстей постепенно взращивает их в большем количестве – «сластолюбие имело началом уподобление бессловесному, но в человеческих поступках возросло, породив такое число разных грехов сластолюбия, какого нельзя найти в бессловесных. Так вожделение к раздражительности сродно со стремительностью бессловесных, возрастает же при содействии помыслов, ибо отсюда — мстительность, зависть, лживость, злоумышленность, лицемерие» (гл.18 Об устроении человека) ..
то есть беда не в самих помыслах а в том, что они взращиваются - худым деланием ума, и вред человек получает не от того, что он рождает и взращивает помыслы, а от того он рождает и взращивает их при худом делании ума, рабствующего страстям, соответственно и избавление от худого плода, состоит в том, что рассудок должен воспринять власть над неразумными движениями, которые присущи бессловесным, что бы каждое из них превратилось в соответствующий вид добродетели - « Так раздражительность производит мужество, робость — осторожность, страх — благопокорность, ненависть — отвращение от порока, сила любви — вожделение истинно прекрасного, а величавость нрава возвышает над страстями и образ мыслей сохраняет не порабощенным злу. Такой вид возношения духа восхваляет апостол, повелевая постоянно мудрствовать горняя (Кол. 3, 2)» (гл.18 Об устроении человека)