Благодать на уровне состояний (то есть на чувственно-душевном уровне) вообще нельзя отличить от прелести. Поэтому все, что здесь ни говорилось о состояниях можно смело считать прелестью (потому, что так намного полезнее, даже если это в редких случаях, не так; на чувственном уровне намного полезнее себя считать всегда пребывающим в состоянии прелести, а не в состоянии благодати, иначе не будет никакого продвижения)
По-настоящему благодать от прелести начинаем (но только начинаем) отличать на уровне света. Божественный Свет он один, а демонический, астральный свет совершенно другой (даже и особенно если он приносит всяческую радость, сладость и т. д. и т. п.) Отличаем по собственному опыту и по описаниям отцов. Свет этот невидимый, относится уже не к чувственно-душевному уровню, а к уровню духа (если воспользоваться такой терминологией), но на чувства тоже оказывает влияние, хотя и не такое как видимый.
Намного более точно (почти безошибочно при определенном опыте) благодать от прелести отличается только на уровне богообщения, то есть на уровне прямого разговора и видения божественных и демонических сил. Для различения их существуют специальные рекомендации на этот счет отцов, и свой собственный опыт в короткое время поможет это сделать, хотя осторожность при этом надо сохранять всегда
Вот, на мой взгляд, три уровня, на которых отличается или не отличается благодать от прелести. Поэтому находящимся, например, на уровне состояний необходимо в первую очередь приобрести опыт видения Света, за которым, вместе с которым или вместо него непременно последует и опыт видения демонического света. В первых двух случаях, при определенной внимательности к себе и руководстве со с стороны отеческих писаний, он со временем приобретет опыт их различения. В третьем случае придется руководствоваться только писаниями, здравым смыслом и терпением. Опыт же Света приобретается, наверно, только через ИМ со вхождением в сердце. При этом методы могут быть в разной степени опасные, но и в разной степени (с точки зрения их продолжительности) эффективные. Каждому, наверно, придется выбирать самому наиболее пригодный для него с точки зрения его индивидуальных особенностей и образа жизни