Георгий, и Вы сами ответьте, что такое верность и что такое методы? Укажите место методам в церковной, богослужебной, монашеской, уставной жизни православия? Покажите на примерах, может ли жить, работать и развиваться человек, не используя методов?..
Да, это-то можно, но хотел дождаться ответа от Евгения
О «верности» коротко уже писал в своей записи.
А вот о методах, думаю, писать возможно, только исходя из личного опыта, хотя считаю, что это область сугубо личная. Ведь, каждый христианин, наверное, обязан проповедовать не методы, а Евангелие - и словами и делами. А Евангелие от начала и до конца пронизано призывом к покаянию, вере в Спасителя, упованию только на Него, верности Ему, которая выражается в исполнении заповедей блаженства, которые суть: духовная нищета, смирение, кротость, милосердие, терпение, необидчивость, миротворение, любовь, радость во Христе. Об этом нам и надо говорить, это и надо стараться исполнять на деле. Самим по себе это всё не исполнить, тут никакие методы не помогут. А как человек обретает благодатную верность я немного уже писал (повторяюсь) в записи по открытию этой темы.
Итак Писание не оставило нам четких методов, процедур, систем, алгоритмов по сближению себя с Богом, обретения Ему верности. Правда, святые отцы Церкви (в основном монашествующие) оставили нам свой некоторый опыт постоянного пребывания во Христе через смирение (опять же), постоянное внимание к себе, борьбу с помыслами, и постоянное призывание имени Христова. Но эти осторожные рекомендации тоже рассчитаны больше на тех, кто уже прилепился ко Христу через покаяние, веру и упование на Него и ищет теперь пребывания только в Нем. Поэтому, думаю, почти все отцы делают упор на первое, а потом уже на второе (то есть на «методы»).
Но, зато мы видим полно разных практик у язычников. Признаюсь и я когда-то ими увлекся (в ранней молодости. крещен в РПЦ МП во младенчестве). Да, тогда я искал Бога вне Христа, вне Церкви, изучал разные восточные религиозные течения, духовные практики, методы по духовно-нравственному совершенствованию, раскрытию внутренних способностей, и т.п. Особенно одно время увлекся аутотренингом. И, считаю, достиг неплохих результатов. Так по конец мне уже не доставляло труда через этот метод почти сразу же вводить себя в полное расслабление (не говорю уже о трансе), самовнушением добиваться потепления и прохлады в любой точке тела, засыпания, когда захочу, невесомости или падения или парения в любом представляемом себе свете и цвете, и т.д. Иногда даже страшно становилось, поэтому не позволял себе проваливаться дальше.
Да, от таких вот методов и знаний восточных религий было какое-то успокоение, чувство избранности, тщеславия, но в тоже время чувство одиночества и тревоги. Да и пороки оставались.
Не знаю, чем бы это все закончилось, если бы мне не стали попадаться появившиеся книги православных подвижников. Прочитав некоторые из них, я изумился, что и они-то говорят почти о том же (о любви, смирении, терпении, борьбе со страстями…), только всё во Христе. Тогда я срочно, как говорят, воцерковился
Но всё равно это было всё поверхностно, пока Господь через череду скорбных обстоятельств не дал мне осознать, что же такое есть истинное покаяние, истинное упование, истинная вера в Него, истинная радость от ощущения, что Он рядом, истинная радость от того, что на самом деле можешь быть смиренным и кротким, терпеливым и необидчивым, милосердным и даже любить врагов. После этой перемены все эти методы и методики мне показались такими мелочными и никчемными, хотя при внутреннем делании (а оно у меня, считаю, постоянно) они (рекомендации отцов) сами по себе как бы выполняются. Я не хочу сказать, что я победил все страсти. Я живу в миру, работаю, имею семью, ничем не отличаюсь от окружающих. Может быть даже хуже их по поведению, но я теперь изнутри свободен, я постоянно нахожусь во Христе, я постоянно радостен, спокоен, необидчив. Я постоянно в молитве, чтении Писания, чтении отцов, которые мне теперь стали понятными как никогда. Я чувствую единый Дух, который связывает Писание, всех отцов, и меня немного к ним причастным. Много можно было бы еще сказать, но это больше сокровенное, да и хвастаться не хочется. Всё ведь от Бога идет, а не от нас и наших методик.
Да, это чудесно быть, хоть немного верным Христу! Но пока мы еще живем в смертных наших телах и работы над собой непочатый край. Вспомним дневники святого Иоанна Кронштадского (которого так любит Евгений), который даже под конец жизни жаловался на свои согрешения. До гроба предстоит нам борьба со своею похотью, гневливостью, соблазнами мира сего, с искушениями лукавого. Но, когда мы во Христе, и борьба не страшна, и цель ясна, и средства (методы) церковные благодатные всегда под руками…