Исихазм

Автор Тема: Смирение – прежде всего  (Прочитано 17019 раз)

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Смирение – прежде всего
« Ответ #30 : 06 Сентябрь 2011, 14:53:59 »

Вот только некоторые вопросы…

проявление верности может быть таким же мертвым как и метод... также и метод в живой вере является живым...

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Смирение – прежде всего
« Ответ #31 : 06 Сентябрь 2011, 14:57:23 »
Аскетика вообще очень сильно связана с вероисповеданием и сама по себе ценности особой не имеет. Как две стороны одной медали - имхо.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Смирение – прежде всего
« Ответ #32 : 06 Сентябрь 2011, 15:06:47 »
возможно будет уместным такой образный пассаж... :-)

вера это воздух...аскетика дыхание...чтоб дыхание осуществлялось и воздух поступал в организм мы пользуемся методом вдоха и выдоха...
можно веру разбить на методы, а можно методы собрать в вере...два образа действий...два образа ума...

p.s. могу ошибаться но вроде как воздух(кислород) приводит к старению организма...если так..то на этом можно увидеть..что одного воздуха и дыхания не достаточно для полноценной жизни... вот ту и есть место для Бога как раз... :-) ...

« Последнее редактирование: 06 Сентябрь 2011, 15:32:17 от Monte More »

Георгий

  • Сообщений: 134
    • Просмотр профиля

Re: Смирение – прежде всего
« Ответ #33 : 06 Сентябрь 2011, 15:57:17 »
Георгий, и Вы сами ответьте, что такое верность и что такое методы? Укажите место методам в церковной, богослужебной, монашеской, уставной жизни православия? Покажите на примерах, может ли жить, работать и развиваться человек, не используя методов?..

Да, это-то можно, но хотел дождаться ответа от Евгения :)
О «верности» коротко уже писал в своей записи.
А вот о методах, думаю, писать возможно, только исходя из личного опыта, хотя считаю, что это область сугубо личная. Ведь, каждый христианин, наверное, обязан проповедовать не методы, а Евангелие - и словами и делами. А Евангелие от начала и до конца пронизано призывом к покаянию, вере в Спасителя, упованию только на Него, верности Ему, которая выражается в исполнении заповедей блаженства, которые суть: духовная нищета, смирение, кротость, милосердие, терпение, необидчивость, миротворение, любовь, радость во Христе. Об этом нам и надо говорить, это и надо стараться исполнять на деле. Самим по себе это всё не исполнить, тут никакие методы не помогут. А как человек обретает благодатную верность я немного уже писал (повторяюсь) в записи по открытию этой темы.
Итак Писание не оставило нам четких методов, процедур, систем, алгоритмов по сближению себя с Богом, обретения Ему верности. Правда, святые отцы Церкви (в основном монашествующие) оставили нам свой некоторый опыт постоянного пребывания во Христе через смирение (опять же), постоянное внимание к себе, борьбу с помыслами, и постоянное призывание имени Христова. Но эти осторожные рекомендации тоже рассчитаны больше на тех, кто уже прилепился ко Христу через покаяние, веру и упование на Него и ищет теперь пребывания только в Нем. Поэтому, думаю, почти все отцы делают упор на первое, а потом уже на второе (то есть на «методы»).
Но, зато мы видим полно разных практик у язычников. Признаюсь и я когда-то ими увлекся (в ранней молодости. крещен в РПЦ МП во младенчестве). Да, тогда я искал Бога вне Христа, вне Церкви, изучал разные восточные религиозные течения, духовные практики, методы по духовно-нравственному совершенствованию, раскрытию внутренних способностей, и т.п. Особенно одно время увлекся аутотренингом. И, считаю, достиг неплохих результатов. Так по конец мне уже не доставляло труда через этот метод почти сразу же вводить себя в полное расслабление (не говорю уже о трансе), самовнушением добиваться потепления и прохлады в любой точке тела, засыпания, когда захочу, невесомости или падения или парения в любом представляемом себе свете и цвете, и т.д. Иногда даже страшно становилось, поэтому не позволял себе проваливаться дальше.
Да, от таких вот методов и знаний восточных религий было какое-то успокоение, чувство избранности, тщеславия, но в тоже время чувство одиночества и тревоги. Да и пороки оставались.
Не знаю, чем бы это все закончилось, если бы мне не стали попадаться появившиеся книги православных подвижников. Прочитав некоторые из них, я изумился, что и они-то говорят почти о том же (о любви, смирении, терпении, борьбе со страстями…), только всё во Христе. Тогда я срочно, как говорят, воцерковился :)
Но всё равно это было всё поверхностно, пока Господь через череду скорбных обстоятельств не дал мне осознать, что же такое есть истинное покаяние, истинное упование, истинная вера в Него, истинная радость от ощущения, что Он рядом, истинная радость от того, что на самом деле можешь быть смиренным и кротким, терпеливым и необидчивым, милосердным и даже любить врагов. После этой перемены все эти методы и методики мне показались такими мелочными и никчемными, хотя при внутреннем делании (а оно у меня, считаю, постоянно) они (рекомендации отцов) сами по себе как бы выполняются. Я не хочу сказать, что я победил все страсти. Я живу в миру, работаю, имею семью, ничем не отличаюсь от окружающих. Может быть даже хуже их по поведению, но я теперь изнутри свободен, я постоянно нахожусь во Христе, я постоянно радостен, спокоен, необидчив. Я постоянно в молитве, чтении Писания, чтении отцов, которые мне теперь стали понятными как никогда. Я чувствую единый Дух, который связывает Писание, всех отцов, и меня немного к ним причастным. Много можно было бы еще сказать, но это больше сокровенное, да и хвастаться не хочется. Всё ведь от Бога идет, а не от нас и наших методик.
Да, это чудесно быть, хоть немного верным Христу! Но пока мы еще живем в смертных наших телах и работы над собой непочатый край. Вспомним дневники святого Иоанна Кронштадского (которого так любит Евгений), который даже под конец жизни жаловался на свои согрешения. До гроба предстоит нам борьба со своею похотью, гневливостью, соблазнами мира сего, с искушениями лукавого. Но, когда мы во Христе, и борьба не страшна, и цель ясна, и средства (методы) церковные благодатные всегда под руками… :)
Победоносче Великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим!

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Смирение – прежде всего
« Ответ #34 : 06 Сентябрь 2011, 15:59:53 »
Георгий, и Вы сами ответьте, что такое верность и что такое методы? Укажите место методам в церковной, богослужебной, монашеской, уставной жизни православия? Покажите на примерах, может ли жить, работать и развиваться человек, не используя методов?..
Да, это-то можно, но хотел дождаться ответа от Евгения :)

Нет уж, сами теперь отдувайтесь:-)

Георгий

  • Сообщений: 134
    • Просмотр профиля

Re: Смирение – прежде всего
« Ответ #35 : 06 Сентябрь 2011, 16:17:26 »
Нет уж, сами теперь отдувайтесь:-)

Да уж, "назвался груздем, полезай в кузов" :-)
Победоносче Великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим!

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Смирение – прежде всего
« Ответ #36 : 06 Сентябрь 2011, 17:08:17 »
Цитировать
Итак Писание не оставило нам четких методов, процедур, систем, алгоритмов по сближению себя с Богом, обретения Ему верности.

о чего ж оставило :-) высший разум оставил своё слово низшему...для низшего разума погружение, освоения этого слова и есть метод...умный метод... умный метод(действо) выражается и во внешнем действии, но не ограничивается им, а все больше раскрываясь переходи во внутреннее...переходя во внутрь, внешнее действо не исчезает но уже облагораживается внутренним содержанием...

« Последнее редактирование: 06 Сентябрь 2011, 17:22:57 от Monte More »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Смирение – прежде всего
« Ответ #37 : 06 Сентябрь 2011, 17:20:24 »
Георгий, Вы хорошо рассказали... но на вопросы не ответили. И дали возможность Евгению сбежать :)

Раз уж не ответили... а это уже странность :) Вот определение метода из БСЭ. Метод (от греч. méthodos — путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи. Разве в православии повсеместно и на всех уровнях не используются приемы (в из совокупности) для решения различных задач? Разве верующий человек (не важно, священник ли он, монах, мирянин...) не использует в своей жизни огромнейший набор таких приемов, начиная от самых обыденных: перекрестился, прочитал молитвенное правило, пошел в храм. приложился к иконе... Или потоньше: принял за правило положение "смирение - прежде всего" и сделал из этого положения метод?

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Смирение – прежде всего
« Ответ #38 : 06 Сентябрь 2011, 20:49:49 »
Написано Смирение рождает терпение. Написано что смиренного человека невозможно обидеть.

Т.е. терпение обид рождает смирение.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Смирение – прежде всего
« Ответ #39 : 06 Сентябрь 2011, 21:16:39 »
Смирение - прежде всего и есть верность Христу... а метод смирения для каждого - строго индивидуальный...и в большинстве случаев не имеющий ничего общего с методом, продвигаемым на курайнике...для новоначальных....такое вот мнение...   :-)

ЗЫ можно убежать в соседнюю ветку или на соседний форум...но виртуал тесен...бегай-не бегай - так смирения не обретешь...и от себя не убежишь...неприятие права на иное мнение = несмирение...8-)
« Последнее редактирование: 06 Сентябрь 2011, 22:00:45 от Gabriel »

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Смирение – прежде всего
« Ответ #40 : 06 Сентябрь 2011, 22:08:57 »

Т.е. терпение обид рождает смирение.

в  расколотом уме оно породит гнев...само по себе оно не рождает...так видеться... :-)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Смирение – прежде всего
« Ответ #41 : 06 Сентябрь 2011, 22:28:40 »

Т.е. терпение обид рождает смирение.

в  расколотом уме оно породит гнев...само по себе оно не рождает...так видеться... :-)

Да, терпение может стать лишь крышкой, под которой булькает гнев.
Терпение обиды может стать созидательным действием тогда, когда видишь, что твой обидчик терзаем теми же самыми демонами, что терзают и тебя тоже. И тогда терпение выводит на молитву - и за обидчика и за себя. И, наверное, эта молитва - уже начало смирения.
Но эта молитва может быть как после, так и во время обиды. После - если гнев все же захлестнул тебя. Во время - когда обида не вызывает в тебе гнева.
Вопрос в том, как защититься от гнева, поднимающегося из твоего нутра. И здесь как раз и нужны те самые "практики и методы" сосредоточения на молитве, которых многие так боятся. Методы, которые позволяют слышать свою бессловесную молитву и не воспринимать жгучие волны ярости.

Георгий

  • Сообщений: 134
    • Просмотр профиля

Re: Смирение – прежде всего
« Ответ #42 : 07 Сентябрь 2011, 07:26:16 »
о чего ж оставило :-) высший разум оставил своё слово низшему...для низшего разума погружение, освоения этого слова и есть метод...умный метод... умный метод(действо) выражается и во внешнем действии, но не ограничивается им, а все больше раскрываясь переходи во внутреннее...переходя во внутрь, внешнее действо не исчезает но уже облагораживается внутренним содержанием...

Да, но всё это усваивается не само по себе, а благодатию Божию. А она подается, в покаянии, вере, смиренным и только в Церкви.
То есть для православных есть только один метод усвоения благодати - это церковный метод:) со всеми его многочисленными благодатными средствами (методиками, если хотите) :)
Победоносче Великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим!

Георгий

  • Сообщений: 134
    • Просмотр профиля

Re: Смирение – прежде всего
« Ответ #43 : 07 Сентябрь 2011, 08:17:15 »
Георгий, Вы хорошо рассказали... но на вопросы не ответили. И дали возможность Евгению сбежать :)
Думаю, что сбежать ему не удастся, потому, как он все время будет в эти вопросы упираться :) Потому, как не одним методом жив будет человек :)

Вот определение метода из БСЭ…
Думаю, что надо всё-таки различать и разделять языческие плотские душевные и душевно-бесовские методы освоения своего внутреннего себя и окружающей действительности от благодатных методов (средств), данных нам Богом и накопленных Церковью в виде учения и рекомендаций святых отцов.
Если благоразумно будем различать, то да, как Вы очень правильно сказали и священник и монах и мирянин однозначно используют в своей жизни огромнейший набор таких (методов) приемов, начиная от самых обыденных: перекрестился, прочитал молитвенное правило, пошел в храм, приложился к иконе… И многие другие церковные средства усвоения благодати. Об этом я, если заметили, в конце своего сумбурного комментария специально сказал: «…Но, когда мы во Христе, и борьба не страшна, и цель ясна, и средства (методы) церковные благодатные всегда под руками…»

Раз уж не ответили... а это уже странность :)
А на вопросы я, думаю, всё же немного ответил, потому как из моего собственного опыта, который я привел, видно, что:
-- важнее для спасения и обожения верность Христу, а не голые методы (здесь я имею ввиду не церковные методы, а плотские – из языческой практики больше);
-- верность Христу образуется в Церкви через благодатные церковные средства и таинства Христовы;
-- языческие методы прекрасно существуют вне Церкви и даже более детально расписаны в методиках и процедурах, и при применении дают кое какие результаты (но для спасения не пригодные);
-- если дана уже верность Христова человеку (через церковные средства), то ему, разные там схемы, системы, методы и т.п., кажутся уже излишними;
-- вопрос: все ли святые применяли методы?, я оставляю пока открытым, хотя сам на него ответ знаю:);
-- постоянная молитва и моление (особенно именем Христовым) является важнейшей заповедью Божией, и истинно такая молитва может твориться только по благодати Божией, которая подается опять же через труды покаяния и смирения в Церкви;
-- по молодости и по неопытности, по маловерию и нераскаянности, по гордыне и тщеславию человека всегда будет тянуть больше к языческим методам, при которых кое какие результаты будут ввергать в еще большее надмение на радость лукавой силе.
Победоносче Великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим!

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Смирение – прежде всего
« Ответ #44 : 07 Сентябрь 2011, 08:46:06 »

Т.е. терпение обид рождает смирение.

в  расколотом уме оно породит гнев...само по себе оно не рождает...так видеться... :-)

Это чисто практический способ, надо просто попробывать и смирение придет обязательно.

Сначала гнев, если терпеть этот гнев за это и приходит смирение.