Как подчеркивал святой Григорий Палама, дляновоначальных аскетов (упражняющихся) в исихии, полезно и продуктивноиспользовать при замыкании энергии умом, сопряжение внимания и дыхания, такжепри этом хорошо использовать и задержку дыхания, смотреть книгу святогоГригория Паламы «В защиту безмолствующим. Триады».
Таккак вопрос в книге о самих техниках исихии не стоял, стоит обратить внимание натехники даваемые самими отцами православия, в Добротолюбии, или из иныхисточников. Процитирую несколько выдержек изкниги «УМНОЕ ДЕЛАНИЕ. О МОЛИТВЕИИСУСОВОЙ» сборника поучений Святых Отцов и опытных ее делателей Составительигумен Валаамского монастыря ХАРИТОН Издание Валаамского монастыря. Данную книгу получил в благословение отдуховника на Иисусову молитву.
Преподобный Никифор постник,научая о входе умом в сердце, говорит так: "Прежде всего да будет твояжизнь безмолвною, свободною от попечений и со всеми мирною. Затем, войдя вкелью твою, затворись и седши в одном из углов, сделай, как я говорю тебе:"ты знаешь, что при дыхании мы вдыхаем в себя воздух; выдыхаем же его не ради чего-нибудьиного, но ради сердца, ибо сердце есть причина жизни и теплоты тела. Сердце привлекаетвоздух, чтобы дыханием выделить свою теплоту, для себя же получить свежийвоздух. Орудием же такой деятельности является легкое, которое, будучи отСоздателя создано пористым, постоянно, как мех, вводит и выводит окружающийвоздух. Таким образом, сердце выполняет неизменно то назначение, ради которогооно и устроено для благосостояния организма. Итак, ты сядь и, собрав ум твой,веди его тем путем, которым воздух идет к сердцу и понудь его сойти в сердцевместе со вдыхаемым воздухом. Когда же он войдет туда, то последующее будет неневесело и не нерадостно". Далее он пишет: "поэтому, брат, приучи умнескоро оттуда исходить: ибо вначале он очень унывает от внутреннего затвора итесноты. Когда же привыкнет, то уже не хочет оставаться во внешних блужданиях:Царствие Небесное внутрь нас есть.
Еще: 64. "Если истинножелаешь покрыть стыдом помыслы, благодушно безмолвствовать, и без трудатрезвенствовать сердцем; да прилипнет к дыханию твоемумолитва Иисусова, и в немного дней увидишь это на деле".( II. МОЛИТВА ИИСУСОВА)
Практики если их повторить,то окажутся весьма продуктивны, но и замечу и весьма опасны сами по себе.Изучая данный вопрос, складывается впечатление, о том что технический вопрос,выполнения Иисусовой молитвы в отношении положения тела, и дыхания разнится, умногих отцов, техника есть техника.
В 204пункте говорится. «Существенная необходимая принадлежность молитвы - есть внимание. Без внимания нет молитвы. Истинноеблагодатное внимание является от умерщвления сердца для мира. Пособия всегда остаютсятолько пособиями. Те же Св. Отцы, которые предлагаютвводить ум в сердце вместе с дыханием, говорят, что ум, получив навыксоединяться с сердцем (или, правильнее, стяжав это соединение по дару идействию благодати), не нуждается в пособии механизма для такого соединения, нопросто сам собою, своим собственным движением, соединяется с сердцем».
Еще в 378 предостерегают о прелести и важности иметь наставника:
«что велено, относительно положения тела,дыхания и смотрения в сердце. Как такого рода приемы естественно могут доводитьдо некоей степени сосредоточения внимания и теплоты, то он, не имея при себеверного определителя, который бы сказал ему, каково достоинство происходящего внем изменения, - приходит к мысли, что это и есть то, что он ищет, т.е. что егоосенила благодать, тогда как ее туг еще нет, - и начинает мнить, что имеетблагодать, не имея ее. Это и есть прелесть, которая затем покривит и всепоследующее течение его внутренней жизни. Вот почему ныне у старцев видим, чтоони советуют совсем не браться за такие приемы по причине опасности от них».
Итак упражнения подводят к Богу, но дело Бога приходить кчеловеку, иль нет, это не магия какая. (Моя приписка)
Но, тем не менее, зная о сопряженности сознания и тела, окотором говорят отцы, важность и тела исключать далеко нельзя. В той же книге«необходимо тело все держать в бодренном напряжении мышц, и вниманию своему непозволять поддаваться и увлекаться внешними впечатлениями чувств. (217)»
Ну и напоследок очень мощная техника, на которую врядлилегко получить благославение своего духовника, для ознакомления:
«Божественный Григорий Синаит, уча также, какследует умом совершать в сердце призывание имени Господа, говорит: "сидя сутра на седалище в одну четверть, низведи ум в сердце и держи там. Наклонившисьс напряжением, испытывая болезненность и в груди, и в плечах, и в шее, непрестанно взывай умом или душою: "Господи ИисусеХристе, помилуй мя". Когда же станет слишком тесна и болезненна, можетбыть, даже и несладостна, частота повторения (что бывает не от однообразиячасто вкушаемой снеди, ибо сказано: ядущие мя еще взалчут - Сирах 24:23)переменив ум в другую половину, говори: "Сыне Божий, помилуй мя". Имного раз повторяя эту половину, ты не должен от лености или от скуки часто переменятьее, ибо не укореняются растения, часто пересаживаемые. Сдерживай же и дыханиелегких, чтобы оно не было слишком свободным. Ибо дыхание воздуха, от сердцаисходящее, помрачает ум, возбраняя или не допуская ему снизойти к сердцу иразвевает мысль. Не допуская его к сердцу, оно предает его в плен забвению илинастраивает его поучаться иному, а не должному, оставляя его нечувственнопребывать в том, в чем не следует».
У кого какие наработки по данному вопросу!? И заметил, что многое о техниках было удалено переводчиками, я вот хотел бы практику Синаита более подробно найти.