Я думал, что это общеизвестный факт - устройство на особых, "святых" местах сначала капищ и языческих храмов, а затем христианских храмов и монастырей. Есть особые места, есть известный феномен влияния их на сознание людей. И это влияние духа места часто принимается за что-то божественное. И начинается идопоклонство - поклонение духу места. Дух места подменяет Святого Духа. Как отличить? Святой Дух дышит, где хочет. И истинные поклонники поклоняются Богу не на особых местах, а в духе и истине. Дух особого места привязан к самому месту и может действовать вне этого места только через артефакты (святыни) и людей, ему поклоняющихся.
Поскольку тема посвящена Афону, то по сути в данном высказывании утверждается, что нынешний "дух Афона" это "идольский, языческий дух, дух места". Для меня такая оценка на грани (скорее за гранью) серьезного, вдумчивого кощунства. Вот "принесен артефакт" (Пояс Богородицы) и почитающие его фактически обозначены как "поклоняющиеся духу места, который подменяет Святого Духа". Для меня непостижимо, что так может писать православный, тем более человек настолько заинтересованный исихазмом, что открыл специальный форум. Ну вспомните хотя бы: "Бог же творил немало чудес руками Павла,
так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.. (Деян 19:12) Неужели и здесь дерзнете говорить, что "через артефакт" действовал "какой-то иной дух"? И опять же, в данном случае
через платки и опоясания, через физическое соприкосновение с ними (то есть даже не "географическая привязка", а так сказать"предметная").
Несомненно для меня, что дух нынешнего Афона -- Святой Дух, привлеченный тысячами православных молитвенников, прошлых и нынешних, постоянно совершающейся там Литургией и, кроме того, массой святых икон и мощей. Как это можно оспаривать? Афанасий Афонский ниспровергал идолов, а не укреплял их, основывая Великую Лавру. Вот еще что скажу, всем кто ломится в открытую дверь и непременно хочет указать мне на необходимость молитвы и соблюдения заповедей. Не тратьте, пожалуйста, силы, потому что я с вами совершенно, абсолютно согласен, это в моих рассуждениях подразумевается "по умолчанию". Все рассуждения про особую благодатность святых мест -- "при прочих равных", в отношении заповедей и молитвы.