Споры о благодатности святых мест напомнили мне эпизод из 5-й главы Евангелия от Иоанна о купальне Вифезда, у которой собирались больные, слепые, хромые. "Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал".
Эта исцеляющая, равнодушная благодать места действует независимо от личности человека. Тот, кто прорвется первым в купальню, тот и исцелится. Остальное неважно, остальные тоже неважнЫ.
И у благодатной купальни, 38 (!) лет без толку лежит больной , который не может прорваться первым. И благодати святого места нет никакого дела до этого больного.
Но появляется Господь и исцеляет этого человека. Господь делает то же самое, что он уже делал (и будет делать) в других, совершенно "неблагодатных" местах. То есть оказывается важна не купальня с ее равнодушно исцеляющей благодатью, а личная встреча человека с Господом.
И еще важный момент. Господь исцеляет больного вопреки традиции, в субботу.
Есть еще один эпизод, в главе девятой от Иоанна: Господь исцеляет слепого, после чего посылает его в купальню Силоам - умыться. Лишь раз умыться, а не ходить туда постоянно. И опять, вопреки традиции Он делает это в субботу.
И оба раза это попрание традиции вызывает ярость ревнителей веры. Слепому они устраивают настоящий допрос, оскорбляют его, требуют признать Иисуса великим грешником. Ищут Иисуса, чтобы убить Его. Этим важнее оказывается традиция.