Исихазм

Автор Тема: Молитва, как ощущение движения духа  (Прочитано 12853 раз)

Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #15 : 10 Декабрь 2011, 11:40:26 »
О месте молитвы

В человеке есть сознание. Где он этим сознанием стоит, там и есть его место.

Если человек привязан к чувственным вещам, то и места пребывания он имеет чувственные.

Сегодня на форуме прочитал воспоминания о пребывании в горах и в Москве, и о разнице в состоянии души и молитвы там и там.

Не обязательно перемещаться в пространстве. Иногда достаточно вспомнить кого-то или что-то.

***

Что есть человек? Думаю, то, кем или чем он себя сознает.

Полагаю, что я есть единство чувства, разума и духа.

Бог всегда такой. Троица в Единице и Единица в Троице.

Со мной не так. Чувства сами по себе, не думать я могу вовсе, а ум внимает, чему хочет.  Лебедь, рак и щука. Печальный результат грехопадения.

***

Когда человек согрешил, то Бог позвал его: «Адаме, где еси?»  Я оставил тебя в моем образе, в твоем месте, а ты спрятался посреди древа ведения … ,  древа лжи.

Когда я услышал божественный глас, то решил вернуться на свое место, в божественный образ, а возвращение положил в упражнении умно-сердечной молитвой.

***

Если я вернулся в целом, то должны вернуться и мои части.

Разумение – во имя Господа Иисуса Христа, так как в нем уготовано мне спасение.

Внимание ума – в силу (смыслы) этого имени.

Ощущение чувств в их начало.

***

Богу нашему слава. Аминь.
Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #16 : 10 Декабрь 2011, 11:51:13 »
Начало чувств

Полагают, что имеет место порядок естества: быть, иметь чувства, быть разумным, постигаться умом (ангелы), быть Богом.
 
Человек занимает в этом порядке свое место. В нем должно соединиться чувственное и постигаемое умом. Цель его стать богом по благодати.

Всякий человек имеет тело. Часть, относящуюся к чувственному. Как вы думаете, где ее начало? Не край, не верх, не низ, не то, что впереди или больше, но то, что начальствует. Дает жизнь.

Тело состоит из клеток. О них надо заботиться: кормить, удалять от них продукты их жизнедеятельности, лечить и прочее.

Образом такой вещи, которая соединяет части в целое, а отдельные клетки – в тело, является система кровообращения тела. Сердце же есть образ того, что приводит ее в движение. Начало.

Каждая клетка что-то ощущает, а в сердце ощущаются сразу все ощущения. Общее переживание. О человеке в целом.

Если мы ощущаем сладость, то мы переживаем не человека в целом, но то, как он переживает сладость.

***

Почему важно находиться в начале чувства?

Потому что человек целый.  И заботиться о нем надо в целом. В его начале. Иначе, вмешавшись во внутреннюю гармонию человека, можем повредить его.

***
Богу нашему слава. Аминь.

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #17 : 10 Декабрь 2011, 12:57:42 »
 Вы понимаете, что на форуме нет тех кто в молоке нуждается? Вы видите, что даже в тему Вашу ни кто не вошел, но прочитано 296 раз, простите....

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #18 : 10 Декабрь 2011, 13:13:47 »
vual, и Ваш кипяток... ну совсем не нужен.
Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #19 : 10 Декабрь 2011, 16:59:57 »
Беспредельность молитвы

Когда упражняешься в молитве, то время от времени попадаешь в тупик, для выхода из которого к молитве следует добавить некое усовершенствование. Изысканность.

Бывает такое нередко. Раз в неделю, а уж в две точно.

Для выхода следует разобраться с тупиком. В чем его проблема? Можно упираться в ворота до бесконечности, а можно их просто открыть. Чаще всего выход там же, где вход.

Причина мне видится в яростном устремлении духа в направлении отсутствия его разумного ограничения.

Если понять причину и выстроить молитву несколько по-иному, в соответствии с причиной преграды, то молитва усиливается.

***

Поводом для понимания беспредельности послужил тезис, а вернее антитезис, в пособии по богословию протоиерея Малиновского. Звучал он примерно так: «Так как Бог беспределен, а человек нет, то Бог для человека не познаваем»

Мне это не понравилось. Я походил, поразмышлял, помолился и к вечеру понял, как решить проблему беспредельности.

Человек тоже может быть беспредельным. Конечно не в пространстве, но, например, в нравственном мире, или в мире воли. Тем более от человека не требуется тождества с Богом, но только подобие.

Идея простая. Представьте себе человека в комнате. Стены ее ограничивают человека. Он может постоянно на них натыкаться и этим ранить себя. Но если он скажет себе: «Я никогда не захочу подойти к стене и не подойду», то стены для него исчезнут, как бы перестанут существовать. Человек станет совершенно свободным.

Вы все слышали про сладость жизни, которую имеют настоящие послушники. Их не ранит чужая воля. Ногами они ходят по земле, а чувством – на небе.

***

Так же можно вести себя и в молитве.

Все знают, что иногда молитва свободно льется как поток, а другой раз каждое слово раздирает душу. В первом случае помогает благодать, во втором человек оставлен самому себе.

Причина в духе человека, в том, что он не обучен беспредельности.

Будем принуждать себя не противиться смыслам слов молитвы, но не торопясь перетекать от смысла к смыслу, удерживая ощущение чувства сердца и внимание ума. 

«Вкусите и видите, яко благ Господь»

***
Богу нашему слава. Аминь.

Air

  • Сообщений: 662
    • Просмотр профиля

Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #20 : 10 Декабрь 2011, 18:59:22 »
Вы понимаете, что на форуме нет тех кто в молоке нуждается? Вы видите, что даже в тему Вашу ни кто не вошел, но прочитано 296 раз, простите....

Не соглашусь.

Спасибо, о.Дионисий. И прошу прощения за себя.
Интересно читать , и интересно, каким путем человек пришел к таким размышлениям.


Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #21 : 11 Декабрь 2011, 07:11:50 »
Разумность молитвы

«Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми»  Пс.76.2.



Думаю, под гласом здесь понимается некоторый смысл, намерение.

Не так смотрит Бог, как смотрит человек. Человек смотрит на лицо, Бог же смотрит на сердце.

Молиться можно на разных языках. Бог внимает не произносимым звукам, но их смыслу.

Молиться можно не только произносимыми словами, но делами и мыслями. Единственное требование: они должны быть разумны.

***

Почему разумность?

Потому что доступ к Богу мы имеем только в Господе Иисусе, а Он есть Божественное Слово и Разум.

Когда мы молимся «разумевая», то бываем причастны своей разумностью Христу, а через Него Отцу.

***
Богу нашему слава. Аминь.
Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #22 : 11 Декабрь 2011, 08:27:54 »
Молитва и делание человека

У дерева Божественного Откровения есть корень – допотопное человечество.

Сиф
Енос
Каинан
Малелеил
Иаред
Енох
Мафусаил
Ламех
Ной

***

Думаю, предложенная последовательность имен показывает,  с чего начинается делание человека, чем заканчивается, кому или чему причастна и что содержит.

***

Причастна воскресшему Христу. Имя Сиф означает «воскреси бо ми Бог семя другое, вместо авеля, егоже уби каин»

Если человек воскрес с Христом, то и живет в Нем. Если же не живет, то, наверно, и не воскрес.

Воскресший во Христе человек делает в Нем. Свидетельствует Его совершенства. Как сказано апостолам: «… но приимете силу, нашедшу святому Духу на вы, и будете ми свидетелие во Иерусалиме же и во всей иудеи и самарии и даже до последних земли»  Деян.1.8.

Начало всякого дела во Христе есть упование на призывание божественного имени, то есть на молитву. Подобно, как сказано о Еносе: «сей упова призывати имя Господа Бога»

Конец же всякого делания во Христе есть упокоение от дел (Ной).  «Сей упокоит нас от дел наших и от печали рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог»

Покой же сей наступает, когда мы усвоим себе божественное совершенство, как способность или силу быть таким (Ламех=сильный).

А что дальше? Думаю, дальше другое совершенство.


***

Богу нашему слава. Аминь.
Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #23 : 11 Декабрь 2011, 15:50:21 »
Правильность молитвы

Пс.142.1-2.

1 Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине твоей, услыши мя в правде твоей:
2 и не вниди в суд с рабом твоим, яко не оправдится пред тобою всяк живый.


***

Каждый молится, как умеет, и просит от Бога того, что ему кажется важным.

Если просить Бога о помощи в молитве, то в чем?

Думаю, можно выделить четыре момента.

Первый момент – свободный доступ к Богу. Его мы имеем во Христе. Потому хорошо призвать в молитве Его имя.

Второй момент – содержание прошения молитвы. Человек может просить разные вещи, среди которых могут быть неполезные ему. А какие полезны? Те, которыми человек возрастает во Христа. Потому, не доверяя себе, просим  Бога не слушать нас, когда мы просим неполезное, но слушать только те прошения, которые способствуют возрастанию в Господе Иисусе (внуши моление мое во истине твоей).

Третий момент – действия Бога на прошения молитвы. Божественная правда заключается в том, чтобы спасти всех людей. Человек же ограничен в видении путей спасения. Как своего, так и других людей. Потому просим исполнять наши прошения только в том случае, если они не нарушают порядок (технологию) спасения (услыши мя в правде твоей).

Четвертый момент – отношение к нам Бога. Просим Его относиться к нам, когда согрешим, не как к преступникам, но как к неразумным детям. Не мстить нам казнями, но воспитывать и исправлять. Растворять наказание милостью.


***
Богу нашему слава. Аминь.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #24 : 11 Декабрь 2011, 15:52:01 »
СпасиБо  :-)
а что в делании значат:
Каинан,
Малелеил
Иаред
Енох
Мафусаил?
Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #25 : 11 Декабрь 2011, 19:29:02 »
СпасиБо  :-)
а что в делании значат:
Каинан,
Малелеил
Иаред
Енох
Мафусаил?

Приведу последовательность смыслов имен, добавив пояснения в скобках:

Стяжать ...  божественную славу ... в снисхождении (Бога) ... посвятив (себя Ему) ... (и став) божественным мужем ...

Простите ...
Богу нашему слава. Аминь.

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #26 : 11 Декабрь 2011, 20:04:25 »
а без этих имен по смыслу нового завета не было понятно что делать?

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #27 : 11 Декабрь 2011, 21:25:34 »
Доброй молитвы всем!

Мне показалось, что можно предположить наступление  на форуме момента "сия измена десницы вышняго" Пс.76.11.  Думаю, застой мысли можно преодолеть воспользовавшись рекомендациями Давида:

12 Помянух дела Господня: яко помяну от начала чудеса твоя,
13 и поучуся во всех делех твоих, и в начинаниих твоих поглумлюся.


В качестве приличного упражнения предлагаю рассмотреть молитву, как ощущение движения духа.

Образ: Ухо слышит колебания воздуха. Устройство голоса может колебать его.

Если человек имеет способность участвовать подобным образом в движении духа, то он имеет духовную молитву.

Думаю, библейским образом такого ощущения является праотец Нахор (хриплый, храпящий).

Простите...
 

Дух черти двигают, вот если с чертями закорешится и за своего стать,
то может и дух подвигать разрешат.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #28 : 11 Декабрь 2011, 21:28:33 »

 О.Дионисий, а как примерно у Вас рождается подобный ход мыслей?

Бьют о. Дионисия редко и несильно, вот подобный ход мыслей и рождается.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #29 : 11 Декабрь 2011, 21:38:22 »

Все знают, что иногда молитва свободно льется как поток, а другой раз каждое слово раздирает душу. В первом случае помогает благодать, во втором человек оставлен самому себе.

Я слышал другое толкование, что такой эффект бывает когда человек не молится а вычитывает правило, вычиткой занимается.