Состояния молитвыДля наглядности будет полезна схема:
В человеке образ движения духа есть кровь, а в мире вода. Солнце нагревает воду в море, вода превращается в пар, ветры разносят облака и напаяют землю. Затем вода собирается реками в море, и все повторяется.
Вода, думаю, есть образ невидимых вещей, а земля – пришедших в явление.
В невидимом различают сеяние и жатву.
Человек присутствует в видимом и невидимом силами души. В невидимом – рыбами и птицами. В видимом – зверями, скотами, всею землею, гадами, пресмыкающимися по земле.
Думаю, рыбы позволяют видеть внутреннюю гармонию человека. Птицы – промысел. Звери – естественную добродетель. Скоты – божественную добродетель. Земля – гармонию лица. Гады – судьбы спасения.
***
Когда человек научится пребывать молитвой во внутреннем человеке, то сначала имеет дело с рыбами в реках. Реки текут, потому человек естественно страстен, когда пребывает в них сознанием. Цель молитвы в таком состоянии найти в себе море - место бесстрастия и упокоиться в нем.
Второе состояние молитвы – пребывание в покое внутренней гармонии естества, в его целостности. Истинная суббота.
Человек выводится из рек страстей и находит покой в море бесстрастия силой просвещающего его божественного света.
Рыбы не могут смотреть прямо на солнце, но могут видеть свет, отраженный от других рыб. Следует проверять силы души на предмет чистоты, имеют ли они перья и чешую, отражают ли божественный свет.
***
Когда человек утвердится созерцанием божественного света в покое целостности естества, то Бог может привлечь его к участию в промысле.
Образом перехода от созерцания к промыслу является переход воды из жидкой фазы в газообразную. Из состояния единичности – в множественность. (Каждая капля пара тождественна морю)
В Библии такой переход изображен заключением завета между Богом и Аврамом, и переменой имени Аврам = «отец высокий» на Авраам = «отец множества»
Человек участвует в промысле тем, что «свидетельствует». Промысел осуществляется божественными ветрами, которые напаяют землю и живущих на ней свидетельствами божественных избранников.
Фактически человек остается в покое своей целостности, но ему предоставляется возможность прямо созерцать божественный промысел (птицы) и являть в себе божественные образы добродетели (звери и скоты), любви (земля) и спасения (гады).
Такое состояние называется созерцательной молитвой. В ней есть несвобода, потому что Бог восхищает в нее. Впрочем, когда человеку это полезно.
***