Томас Мертон OCSO "Семена созерцания" Созерцание — не просто пассивное согласие, status quo, как многие думают, и не духовная анестезия, не обезболивающий укол. Это пожар, обращающий в пепел изношенные слова, штампы, лозунги, идеи. Порой оно не щадит и того, что казалось святым. Созерцание — это страшное сокрушение и сожжение идолов, очищение святилища, где ничто рукотворное не займёт больше места, которому Бог повелел быть пустым, - центра, внутреннего алтаря, - того, что просто "есть". Созерцатель мучительно сознаёт, что больше не знает, что есть Бог. И хорошо, если он понимает, какое это для него благо: ведь Бог — не "что", не "вещь". Вот неотъемлемая черта созерцательного опыта: для него нет такого "что", которое можно было бы назвать Богом; для него нет такой "вещи", как Бог, ибо Он — не "что" и не "вещь", а чистое "Кто". Это не значит, что у человека нет адекватных представлений о Божественной природе. Просто в созерцании важны не абстракции, а прямая интуиция, вырастающая из любви к Богу как Личности, а не "природе", "вещи", которую изучают и которой стремятся обладать. Он — "Ты еси", перед лицом которого начинает сознавать себя наше глубинное "я". Он — "Аз Есмь", которому мы изнутри себя вторим эхом: "и аз есмь".