Хочу предложить продвинуться чуть дальше в нашем разговоре о харизме.
Можно увидеть различие между представлениями о дарах человека внешнего и человека внутреннего. Итак, человек внешний в самой своей грубой ипостаси - плотского безверия - под харизмой будет понимать обычные человеческие способности в выпуклом виде - по типу: лучше думает, лучше обаяет, лучше делает-творит. Т.е. харизма остается частью и даром этого мира, в ней нет ничего сверхестественного. Человек внешний и суеверный начинает относить харизму к сверхестественным способностям и чудесам. Человек внешний и душевный под харизмой чаще всего понимает оккультные способности. В эту огромную область входят различные способности, связанные с начальным раскрытием внутренних чувств. При этом внутренний человек не очищен. Побольше увидеть (напр., ауру, внутренние органы, на расстоянии, в сновидениях...), побольше услышать и узнать (медиумические контакты, голос внутренней интуиции, внутреннее говорение...), приобщиться к неким исцеляющим силам, прорицать, творить какие-то чудеса и тд, и тп. Это перечисление можно продолжать и продолжать. И еще. Человек корпоративный (институциональный) - продавший свою душу корпорации-институту - будет принимать дары в виде примочек славы, власти и могущества на этапах карьерного роста и лидерства.
По мере развития внутреннего человека отношение к дарам меняется кардинально. Все вышеперечисленные способности воспринимаются не более, чем подсобный материал, а чаще как игрушки и ловушки, расставленные на пути становления. При трезвом и ясном рассмотрении становятся видны до сих пор скрытые силы, которые через дары управляют людьми, их получившими.
Можно назвать три предела, ниже которых дары не от Бога или они эксплуатируются эгоистически. Первый предел задают деньги. Все дары, на которых делаются деньги, находятся под властью сил, управляющих деньгами. Это силы демонические. Второй предел задают земная власть и слава (тоже находящихся под властью демонических сил). Третий предел поставлен не снизу, как в первых двух случаях, а сверху - это свобода. Дары обуславливают, и один из высочайших даров от Бога - быть свободным от даров, уметь, имея дары, отказаться от них (в кенозисе).
Внутренний человек, если он устремлен к Богу, то и воспринимает дары как вспоможение на пути к Богу, ревнуя о дарах больших, среди которых наивысочайший - любовь Божия. И без этой любви все остальные дары - ничто. Уклонением от пути к Богу становится служение дарам, когда человек, получив какой-либо дар, забывая о главной цели, начинает его развивать. И улавливается либо деньгами, либо "духовной" властью и тщеславием, либо зависимостью от дара (и сил, его давших).