Да, согласна. Скажем, кто пришел в церковь хотя бы за 5 лет до меня кое-кого застали, и за этот опыт они держатся, благодаря ему не бросают внешнюю церковь. Мне же достался только коллапс, когда все уже умерли, кого не спросишь "да, был он, да ушел в прошлом году", "а в Париже кто-то остался?" "- нет, все умерли, даже никого назвать не могу", осталась голая политика. Кто-то встречался с Сурожским, кто-то с кем-то еще, благодаря кому все эта структура обрела хоть какое-то оправдание, какой-то смысл. Этот опыт как раз понятный и ценный. Будь он у меня, скорее всего могла бы мыслить иначе. Но сейчас все умерли, осталась одна контора, которая ныне выступает как источник репрессий. Учитывая сферу моей работы, часть знакомых уже оказались в числе преследуемых, и это поставило еще одну кучу вопросов. Куда пойти? Мы живем в реальном мире с реальными людьми, и я не имею ни талантов, ни смелости Максима Исповедника.
У меня есть друзья (которые, кстати, очень глубоко понимают православие), которые уже ушли к католикам (кто на уровне общения и сотрудничества, а кто и Таинств), чтобы не участвовать в политике с одной стороны, и все же Рим есть Рим... в самой многочисленной церкви в мире есть шансы встретить людей, подобных тем, которые поумирали несколько лет назад. Вопрос не стоит о вероучении, а о том, чтобы спокойно сходить на праздничную службу и потом не отскребать себя от асфальта (чем, честно признаться, надоело заниматься). Все же Рим для меня куда убедительнее мелких православных осколков, с которыми также имела честь пообщаться.
В том и проблема, что лучшее, что могу сказать, дать и сделать не только не востребовано, но вызывает агрессию и соответственно каток. Все лучшие порывы были грубо зарублены... Недельный мастер-класс по каллиграфии стоит 1000 евро, а я делала практически на том же уровне и бесплатно, и это было убито дважды (мы писали Евангелие на цсл) и так далее. Моя реакция не на пустом месте возникла. Также и с летней ситуацией... все началось с того, что они сами позвали работать, заказали Царские Врата (долго пыталась объяснить, что это слишком большая работа и предлагала начать с вещей поменьше), пообещав нормальные условия (насчет еды и сна также было обговорено до приезда), в итоге были нарушены все договоренности, и я же оказалась во всем виноватой. С этими людьми нельзя иметь дел.
Хотя прекрасно понимаю, что что бы не написала, будет бесполезно. Нет понятий дела, чести и долга. Все будет списано на "самость".