Габриель, простите. задержался с ответом. Был на всенощной. Всех с праздником!
До сих пор мы говорили о заповедях и их толковании и наверно уже исчерпались. Поднятая вами тема о душевном и духовном различии любви выводит тему об о.Иоакиме на новый уровень, так как основная тема всех его бесед - это любовь. Спасибо.
Отбросим такие понятия, как любовь к машине или "заниматься любовью".
Любовь едина и в этом вопросе. И душевный и духовный уровни имеют единый источник, как свет солнца и луны.
Если коротко, то можно выделить три уровня любви которые различает молящийся в зависимости от приближения источника любви - Господа нашего Иисуса Христа.
На начальном уровне - это любовь, которая свойственна душе по естеству. Ее можно назвать душевной с присущими душе после адамова грехопадения искажением и непроницаемостью света. Но она же и духовная, потому что даже у самого последнего грешника есть частичка Духа, без Которого душа просто не может существовать.
На следующем уровне - это любовь, как дар по милости Господа. Ее ощущает молящийся, как благодать, которая и есть приближение Духа Свята. Это можно назвать даром вкушения духовной любви. Она приходит неожиданно и поражает сердце блаженством и всенаправленностью на всех и вся. Все преображается вокруг и все люди видятся прекрасными и любимыми. Но она не задерживается надолго и уходит, оставляя познание любви Христовой и ее отличие от той, что раньше испытывал, как любовь к любимому человеку. Благодать приходит и уходит и обучает любви не только в блаженстве сладости духовной, но и в блаженстве удаления, когда душа томится в оставлении благодати и познания своей немощи.
На следующем уровне – это любовь, как преображение души, когда душа восхищается Духом к свету и сама становится светом и пребывает в единении со Христом. Душа не пребывает в свете, но живет светом и любовью, потому что нет различий ни пространственных, ни временных, нет мысли и нет иных чувств, кроме любви. Это состояние можно назвать мистическим воскресением, потому что оно еще не полное воскресение будущего века, а дается во время молитвы на некоторое время. После такого мистического воскресения душа познает естественную любовь ко всей твари, включая врагов и умом осознает различие жизни земной в ограничении времени и пространства от жизни будущего века в Царстве Небесном.