По словам
Леонида, эго – это самолюбие, с наплевательством к другим людям. По слову
Monte More, эго мы защищаем и за него держимся. По слову
Иосифа Исихаста, приведенному
Neovit' ом:
"тайным убежищем и укрытием для главного зла является эгоизм, настоящая сущность и имя которого -- самолюбие".
о.Иоаким не устает повторять, что наша фиксация на эго делает из нас эгоманьяков и эгоцентриков, не знающих Бога. Что эго – то самое зло, которое стоит меж нами и Богом. И что надо перенести весь фокус внимания, наше все перенести, с эго – в Бога.
Такой взгляд на эго близок и вполне соответствует моему небольшому опыту в
Идения работы эго – "извне". Не нахожу ничего нужного в таком эго, по плодам его. Хотя согласен со словами
Gabriel:
"как можно спешить отрекаться от того, чему нет ни четкого внешнего определения, ни, тем более, нет понимания его глубинного смысла, значения и назначения..." Это правда, нет настоящего понимания глубинного смысла эго. Зато есть суждение о его значении и назначении – по плодам. Какие плоды – Вы сами знаете прекрасно: гордыня, самоцен, нелюбовь и тд.
Тем не менее, поделюсь соображениями о структуре эго, об его ядре. Центр эго – понятие "моё я". То есть, не просто "я есть", но уже заряжено присвоением – МОЁ. А значит, не Божье. Перейти от этого "моё я" к "просто я в Боге" – архиважно.
Здесь нет потери индивидуальности. Имо, индивидуальность вообще не в эго пребывает. Или, по крайней мере, она извлекается из эго, как бы экстрагируется из него. Индивидуальность наша, наша квинтессенция – неэгоистична. В ней нет этого центростремительного момента – как бы всё сгрести под себя. Поэтому именно эта чистая индивидуальность, без само-фиксации, может быть в Боге и с Богом, без ее утраты. А все, что говорит"моё", или "для себя" – не может быть с Богом, ни в Боге. Потому что оно уже поражено "вирусом присвоения".
Несомненно, Господь Сам разберется с эго, но для этого фокус внимания переключить придется самим – на Бога, с любимых себя.
Вот такие соображения. Поэтому, когда читаю пост Gabriel, у меня недоумение. Честно не могу понять – как это?
Вы ранее писали, что надо отвергнуть свое эго...а я вот думаю, что не отвергать, а прежде узнать, какое оно ваше/наше эго, какое оно наше истинное лицо...и принять его, а по сути себя, такими, какие мы есть, какими нас принимает Господь...и смириться...и научиться быть честным с самим собой пред Лицем Божиим...примириться со своим эго, а затем с помощью Божией, учиться им управлять...эго - это по сути наш образующий базис...пока...если эго направлено ко благому, то что худого в таком эго?
Или здесь
про другое эго говорится, и от этого путаница? Потому что
эго, в том значении, о котором говорил в начале поста – с ним нельзя флиртовать (изучать, узнавать, примиряться). Это пустая трата времени, потому что это все нужно делать с Богом, а не с эго. Но для этого
изучения, узнавания, примирения с Богом – эго придется оставить, иначе мы не можем предоставить Богу ничего – ни сердце, ни ум, ни "крепость нашу": обычно все это сжирает эго.