Исихазм

Автор Тема: Четыре вида трезвения  (Прочитано 19538 раз)

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #30 : 06 Апрель 2012, 11:50:16 »
Да, да. Также молитва деятельная различается от созерцательной.
Деятельная тужиться, мучает тело, пытаясь долбать в физическое сердце.
Если организм выдержит - будет что-то дальше, не выдержит - будет мучеником человек, умрет за стремлением к Богу. За хорошим делом, так сказать.

А когда ум уже соединился с сердцем Божиим повелением, он не ищет место души, чтобы молиться с нею. Достаточно просто желания его, стремления - и он это делает легко и естественно, и не в физическом сердце. Дар Божий - правильное использование естества человеческого.

Так мне думается, неопытному.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #31 : 06 Апрель 2012, 15:26:29 »
Выше я постарался прояснить Ваше недоумение, если оно Вас устраивает, и Вы можете двигаться дальше в данном дискурсе - то, поехали дальше.

в целом вполне понятно, спасибо за пояснения, насчет устраивает не устраивает, тут  все зависит  от контекста в котором употребляется такая формулировка, в предыдущем Вашем  сообщении мне например не очень понятно было, что Вы хотели этим сказать, насчет поехали дальше, ну давайте попробуем..
Что такое: " воспринимать некие умопостигаемые  области  бытия";
"сильно развитая ментальность"; о каких "способностях" идёт речь?..

по поводу   процитированных выше  высказываний, как их понимать:
- " воспринимать некие умопостигаемые  области  бытия", по МИ  - "весь мир сущих, получивший начало от Бога, делится на умопостигаемый мир, образованный из умных и бесплотных сущностей, и на здешний мир, чувственный и плотский, который величественно соткан из многих видов и природ" (Мистагогия, 2), соответственно воспринимать некие умопостигаемые  области  бытия, это воспринимать мир, образованный из умных и бесплотных сущностей;

- "сильно развитая ментальность",  подразумевал интеллектуально-эмоциональные  и волевые качества  присущие  человеку, у одного они могут быть  сильно развиты в силу определенного образа жизни и занятий, либо в силу природных данных,  у другого слабее  опять же в силу вышеуказанных причин;

"способности" подразумевал способности, которые принято обозначать как экстрасенсорные.

Никита

  • Сообщений: 84
  • Мир Вашему дому!
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #32 : 06 Апрель 2012, 16:56:00 »
Alexander, я с Вами согласен, что рационально-научное исследование не всегда адекватно. В особенности, когда речь идёт о знании, оторванном от опыта, что, собственно, и произошло веке в 16, когда рацио стало превалировать над внутренним, мистическим опытом...

 Сегодня очень часто секулярное мировоззрение мыслит именно в вышеуказанном "научном" дискурсе, разделяя мир на субъект-объектные отношения, т.о., что субъект, оказавшийся вне объекта исследует его, как бы со стороны, да ещё всем известными методами: разрезать, разобрать по частям и пр. Так и звучит "инквизицио рерум натура"(исследование вещей природы). Верно и то, что познание в библейском смысле - это познание, посредством соединения познающего и познаваемого - "Адам познал Еву и она зачала".

 Очевидно, что Бога нельзя познать "научным путём", Его надо в самом себе пережить, соединится с Ним. Однако, в последствии, осмысляя то, что пережил(или сейчас переживаешь) опытным путём, начинаешь как-то изъяснять себе и ближним - тогда и возникает данная проблема... Так что в этом случае при некоей внутренней гармонии между знаниями и опытом(как говорит св. Феофан Затворник: "Вера должна быть разумной, а разум - верным"), можно и схематично выражаться - и этот дискурс не в коем случае не будет являться строго научным в смысле оторванности от опыта, но библейским...

 Теперь о "доме трезвения". Почему Вы полагаете, что это пути входа в дом? Мне думается, и из цитаты это очевидно, что это некие инструменты, которыми можно опереировать, находясь в доме. "«Все они, - сказал он, - лукавым помышлениям противодействуют», и к какому бы из них кто не обратился - все это трезвением, то есть мысленным деланием, называется.  Рассмотрев же их все, каждый из нас подобающим ему образом да подвизается." Ведь Вы, когда пребываете в своей квартире, можете заниматься не одним только действием, но разными... Вот, например, захотели Вы отдохнуть - можете выбрать способ отдыха: посмотреть видео, поиграть с ближним в шахматы, просто поспать - это не противоречит Вашему нахождению в доме, наоборот...

 ИМХО, у бл. Исихия описано тоже самое - что можно делать в доме(когда ум в сердце ), как трезвиться, чтобы внутрь не пребывать праздным. Но ведь это не входы...

 Простите, если и я что-то не так понял. Проясните.   
И яко же лице свое видит человек в зерцале, тако и в молитве трезвенней и бодрей видит человек умом своим всю жизнь свою: или добр, или худе жительствует. (Священноинок Дорофей)

Никита

  • Сообщений: 84
  • Мир Вашему дому!
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #33 : 06 Апрель 2012, 20:27:17 »
для начала хочу отметить, что я не нашел такого высказывания у МИ,  дайте ссылку если можно

 Хорошо. Чуть выше и ниже, чтобы контекст был виден.

"38) Великое дело не быть пристрастным к вещам, но гораздо еще большее пребывать бесстрастным при помышлениях о них.
 39) Любовь и воздержание сохраняют ум бесстрастным и к вещам и помышлениям о них.
 40) Ум Боголюбивого вооружается не против вещей и помышлений о них, но против страстей, сопряженных с помышлениями сими. То есть, он не против восстает женщины, ни против обидевшего, ни против воображения их: но против страстей, сопряженных с сими воображениями.
 41) Вся брань монаха против демонов состоит в том, чтобы отделить страсти от мыслей; ибо иначе невозможно ему бесстрастно смотреть на вещи.
 42) Иное есть вещь, иное помышление, иное страсть: вещь, например – муж, жена, золото и проч.; помышление – простое воспоминание о чем-либо из сказанного; страсть – или бессловесная любовь, или безрассудная ненависть к чему-либо из того.– С такой-то страстью брань у монаха.
 43) Помышленье страстное есть помысел, сложенный из страсти и помышления. Отделим страсть от помышления, и останется чистый помысел. Отделяем же, если хотим, посредством духовной любви и воздержания.
 44) Добродетели отрешают ум от страстей; а духовные созерцания от простых мыслей; чистая же молитва представляет его Самому Богу.
45) Добродетели для познания созданий, познание же для познающего, а познающий для недоведомо познаваемого, и превыше познания ведущего".

(прп. Максим Исповедник. Главы о любви. Третья сотница.)
И яко же лице свое видит человек в зерцале, тако и в молитве трезвенней и бодрей видит человек умом своим всю жизнь свою: или добр, или худе жительствует. (Священноинок Дорофей)

Никита

  • Сообщений: 84
  • Мир Вашему дому!
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #34 : 06 Апрель 2012, 21:03:46 »
000, чтобы Вам не искать.., приведу поставленный мною вопрос.
То есть, правильно я понимаю: вот видит подвижник перед собой предмет, например, шашлык.., если ум в сердце, то вполне возможно, что моментальной реакции на созерцание сего чувственного предмета не последует... разум(рассудок) сухо оценит происходящее, ум же молящийся не вступит в стадию сочетания с прилогом... Таким образом имеем воплощённой в жизнь эту заповедь св. Максима: "необходимо в страсти отделить друг от друга чувственный предмет, чувство и вожделение".

 Может ли способствовать сему мероприятию, описанное в старттопике "молчаливое пребывание ума на высоте"?

по поводу подавления и пр. тут опять же не вполне Вас понял, Вы насколько можно понять полагаете,  возможным  уничтожить страсть отделив, на ментальном уровне друг от друга чувственный предмет, чувство и вожделение..

 Страсти же здесь, естественно, не уничтожаются. Человек их контролирует. Его силы души(которые если будут направлены на тленное будут являться страстями) направлены к Богу, Который здесь мыслится как контекст, как Солнце (см. старттопик), в свете Которого происходит трезвение данного рода...Как Вы видите?..
И яко же лице свое видит человек в зерцале, тако и в молитве трезвенней и бодрей видит человек умом своим всю жизнь свою: или добр, или худе жительствует. (Священноинок Дорофей)

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #35 : 06 Апрель 2012, 23:48:24 »
Хорошо. Чуть выше и ниже, чтобы контекст был виден.
я  Вас совсем о другом спрашивал, а именно 

Вы насколько можно понять полагаете,  возможным  уничтожить страсть отделив, на ментальном уровне друг от друга чувственный предмет, чувство и вожделение..  для начала хочу отметить, что я не нашел такого высказывания у МИ, дайте ссылку если можно 
то есть спрашивал я Вас в отношении следующей цитаты  из  Вашего первого поста этой темы ..

необходимо в страсти отделить друг от друга чувственный предмет, чувство и вожделение и тогда страсть будет уничтожена, а вещи возвращены будут к тому чину, который свойственен им  по природе "(Св. Максим Исповедник. Умозр. и деят главы. 3: 40; 60)
данной цитаты в  приведенном Вами отрывке из добротолюбия нет, в переводах Сидорова ее то же нет, именно поэтому я попросил Вас дать ссылку на источник, тем более что именно на ней Ваша версия о  возможности разделения страсти  умом пребывающем на высоте и  основана..

Страсти же здесь, естественно, не уничтожаются. Человек их контролирует. Его силы души(которые если будут направлены на тленное будут являться страстями) направлены к Богу, Который здесь мыслится как контекст, как Солнце (см. старттопик), в свете Которого происходит трезвение данного рода...Как Вы видите?....

на мой взгляд, никакого контроля над страстями в такой ситуации нет, скорее есть некая иллюзия контроля, если трезвение совершается, в свете Солнца, то это уже не трезвение, а созерцание, при котором ум не просто пребывает на высоте наблюдая за прилогами, но созерцает Свет и  именно под воздействием этого Света и происходит переориентация действия страстных сил души, они   в ходе такого созерцания увлечены совсем другим, а потому и  предметы  тварного и мира  при этом будут  восприниматься сознанием с учетом  понимания их природного назначения, логоса, т.е как простые вещи, а не по страсти..

если же такого созерцания нет, то ум   попросту не способен  различать образ предмета вожделение от сопряженного с ним безрассудного пожелания этого предмета, и в таком случае он пребывая на высоте занимается лишь тем что сортирует  уже сформировавшиеся помыслы, процесс  формирования которых им не контролируется,  т.е. по принципу как у Н.Стифата - "ум, …… начинает всматриваться в себя самого и в свои движения, и тотчас исследует, ……. какие помышления ввергаются в горнило рассуждения его, для дознания, чисты ли они и не смешаны с горькими семенами, яко от Ангела света подаемые, или суть плевелы непотребные, всеваемые свету противными, темными силами. Таким образом он, как бы некий самодержавный владыка, стоя посреди помышлений, обсуждает их и разделяет лучшие помыслы от худших, и одни из них влагает в мысленную житницу свою, ………. – а другие отсылает в глубину забвения, стрясая с себя горечь их. " (деятельных глав сотница первая, 26)

Никита

  • Сообщений: 84
  • Мир Вашему дому!
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #36 : 07 Апрель 2012, 00:52:51 »
 Взята она была мною, в своё время, по-видимому, из труда П. Минина: "Главные направления древне-церковной мистики"
 Он же, в свою очередь, ссылается сюда: Умозрит. и деят. главы. Добротолюбие т. III, М., 1888.
http://www.agnuz.info/tl_files/library/books/minin/index.htm
Привожу ссылку полностью:


"Вся брань монаха против демонов состоит в том, чтобы отделить страсти от мыслей, ибо иначе невозможно ему бесстрастно смотреть на вещи". "Ум боголюбивого вооружается не против вещей и помышлений о них, но против страстей, сопряженных с помышлениями сими" (3, 40); необходимо в страсти отделить друг от друга чувственный предмет, чувство и вожделение, и тогда страсть будет уничтожена, а вещи возвращены будут к тому чину, какой свойственен им по природе (Умоз. и деят. гл., 3, 60).


 Ладно, брат, оставим. Благодарю за ответы. :-)
И яко же лице свое видит человек в зерцале, тако и в молитве трезвенней и бодрей видит человек умом своим всю жизнь свою: или добр, или худе жительствует. (Священноинок Дорофей)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #37 : 07 Апрель 2012, 12:04:09 »
  (3, 40)  (Умоз. и деят. гл., 3, 60)
ссылка 40 взята из 4-х сотниц...а 60  я вообще не нашёл во всём Добротолюбии...
В умозрительных есть похожее:
Цитировать
Всякая страсть слагается и порождается от сочетания чего-либо чувственного с чувством, при уклонении естественных деятельных сил, – разумею, – раздражения, или похотения, или разума, – от правого естественного своего образа действования. Если теперь ум, усмотрев цель этого их друг с другом сложения, т.е. чувственного предмета, чувства и естественной деятельной силы в сем участвующей, возможет своим рассуждением каждое из сих воззвать в свойственный им по природе чин, и каждое созерцать само по себе, т.е. чувственный предмет без отношения к нему чувства, чувство без сродства с ним чувственного предмета, и деятельную силу в сем участвующую, вожделение, к примеру сказать, или другую какую, без страстного к предмету чувственному и чувству расположения, не давая самой страсти направлять его умозрение – если, говорю, успеет ум это сделать; то он измельчит и рассеет подобно тельцу, слиянному древле Израилем (Исх. 32, 20), это сложение страсти, какая бы там она ни случилась, и рассыплет ее по воде ведения, совершенно уничтожив и самое тонкое помышление о страсти, чрез возвращение производящих ее вещей, к тому чину, какой свойствен им по природе.
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #38 : 07 Апрель 2012, 14:04:05 »
Однако, какой напряг для ума.
У меня слабые мозги... вот Никита может пробовать...
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Никита

  • Сообщений: 84
  • Мир Вашему дому!
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #39 : 07 Апрель 2012, 14:43:14 »
1.Брат, mirnestranik, как Вы понимаете эту вторую длинную цитату, Вами приведённую?

2. Как Вы себе видите данный вид трезвения - "наблюдение за прилогами" по бл. Исихию и Нилу?

3.Может я вообще ничего не смыслю, однако, при желании, ИМХО, не так сложно усмотреть некоторые "восточные" мотивы в этой цитате... В чём, по-Вашему, будет кардинальное отличие двух делателей - православного и, например, йога при относительном внешнем сходстве, обозначенном хотя в цитате Вами приведённой?

4.Можно поточней ссылку обозначить?

 Спаси Бог. :-)
И яко же лице свое видит человек в зерцале, тако и в молитве трезвенней и бодрей видит человек умом своим всю жизнь свою: или добр, или худе жительствует. (Священноинок Дорофей)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #40 : 07 Апрель 2012, 15:34:23 »
Наконец прочитал заглавный топик...
Различие триад, пр.Максима, и Каллиста  Ангеликуда...в разности этапов...пр.Калист, мне думается говорит о созерцательной молитве...тогда как Палама и Максим о умно-сердечной молитве...т.е. о деятельности...а в созерцательной молитве деятельность уже отсутствует...есть только созерцание...т.е. вышел из кельи на жару и подняв руки к небу простоял 3-е суток...(завис :-))...
два - НЕ подразумевают прямого обращения, Бог здесь мыслится скорее как контекст, как Солнце, в свете Которого, я провожу данные мероприятия(или за прилогами наблюдать, или память смертную иметь).
Не ну какое там Солнце :-)...вИдение Нетварного Света это созерцательная молитва...это совсем не то...см. Калиста Ангеликуда...растворяется ум в Боге и обретает покой...нет никаких прилогов...
От темперамента--для меланхолика, ИМХО, этот вид трезвения вообще не приемлем--он ввергнет его в бездну отчаяния.
Я думаю что пр.Исихий говоря о страхе Божием описал очень высокое духовное состояние, когда нерадивый становится затворником...и это состояние не думаю что можно отнести к нам...
То есть ум-епископ(надзиратель)"сидя на высоте", насколько я понимаю, в месте сердечном, молчит и смотрит вокруг, может ещё анализирует, а может и нет...это - форма опыта.
Нет не в месте сердечном сидит...
Тот кто смотрит в сердце, как бы сверху...это...хм...мы называли его "наблюдатель", для удобства...это как бы истинное я...наблюдатель "на высоте"...как бы сверху...и он обозревает видимую область...
А вот видимая область может быть различной :-)...я например могу видеть голову грудь и чрево одновременно...НО...в обычной ситуации смотрю в голову и грудь...

Здесь, ИМХО, св. Максим мною представлен как содержание опыта. Смысл - максимально отодвинуться, абстрагироваться ото всего: внешнего и внутреннего. Не отождествлять себя ни с чем происходящим - лишь в тишине смотреть...так постепенно приходит осознание, что к чему - с нами, вне нас..."вещи возвращаются к свойственному им по природе чину", а мы научаемся правильно, бесстрастно на них смотреть и пр.
Не понял почему слова пр.Максима ТАК расшифрованы...
Как раз таки деятельность...нет тишины так как идёт работа\обработка помысла...работа по отделению от помысла страсти...т.е. страстного движения души...и если получится :-)...то остаётся чистый помысел...например как я описывал детскость восприятия блудных объектов...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #41 : 07 Апрель 2012, 15:47:19 »
Дело в том и, собственно, мой вопрос, что я чувствую себя не комфортно в данной ситуации...Во-первых, потому что здесь нет непосредственного личного обращения к Богу; во-вторых, я элементарно не доверяю себе и боюсь...боюсь тишины, даже некоей пустоты, которая здесь воцаряется...тишина всё глубже и глубже входит в тебя, а ты в неё, всё больше и больше расширяя сердце в длину, в ширину, вглубь...
:-)...а вот это хорошо понятно...это состояние кажется противоестевтенным...неканоничным :-)...ну и вообще :-)...разум непоседа...и для него это камера одиночка без света...крытка :-)...

А вы попробуйте добавить чувство...разуму станет не так скушно :-)...чувство к Богу или к людям...какое получится...
Хотя для меня есть и определённые преимущества, хотя бы такое, что страсти утихают несколько...может даже вовсе утихают.., в то время как при занятии ИМ, по преимуществу, - одни брани, брожения ума, сражения, лишь редко, по Благодати, переживаешь внимательную молитву...
Именно такие мысли и заставили меня попробовать трезвение(наблюдение-отбрасывание), в отдельном процессе...
И потом трезвение можно совместить с молитвой...и разум получивший навык, автоматически отсеивает помыслы, давая большее место молитве...
Я бы желал, что бы тема двигалась именно в дискурсе данного способа трезвения - "наблюдение за прилогами". У кого какой опыт на этот счёт? Как правильно молчать? Каковы критерии истинного молчания, исихии? К тому же: в чём, быть может, я не прав в данном посте...соотнося теорию с практикой?
Да не знаю...всё предельно просто...смотреть внутрь и сносить бульдозером ВСЕ помыслы...при чём я это делал во время работы...сначала 2 дня подряд без чувств...потом добавил чувства...
Чувства притягивают помыслы...НО...за чувство любви держусь как за спасательный круг...оно мешает грешить :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #42 : 07 Апрель 2012, 16:13:17 »
1.Брат, mirnestranik, как Вы понимаете эту вторую длинную цитату, Вами приведённую?
А чё тут понимать :-)...это вы открыли её для меня :-)...дав цитату о разделении...
И я не согласен с 000...речь у пр.Максима о работе с помыслами...
2. Как Вы себе видите данный вид трезвения - "наблюдение за прилогами" по бл. Исихию и Нилу?
Ну...не знаю что сказать...а чё тут видеть...указан пр.Исихием думаю как вид трезвения...вид деятельный...
И направленный на развитие внутреннего вИдения...
Да думаю речь о 4-х видах трезвения...
3.Может я вообще ничего не смыслю, однако, при желании, ИМХО, не так сложно усмотреть некоторые "восточные" мотивы в этой цитате... В чём, по-Вашему, будет кардинальное отличие двух делателей - православного и, например, йога при относительном внешнем сходстве, обозначенном хотя в цитате Вами приведённой?
После пояснений прозелита...мои будут выглядеть как белиберда профана :-)...могу только сказать что всегда считал что йоги не верят в Бога...отсюда и разница...а общие моменты меня не пугают...душа по природе Христианка...почему йог не может о чём то догадываться...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Никита

  • Сообщений: 84
  • Мир Вашему дому!
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #43 : 08 Апрель 2012, 00:44:41 »
два - НЕ подразумевают прямого обращения, Бог здесь мыслится скорее как контекст, как Солнце, в свете Которого, я провожу данные мероприятия(или за прилогами наблюдать, или память смертную иметь).
Цитировать
Не ну какое там Солнце :-)...вИдение Нетварного Света это созерцательная молитва...это совсем не то...см. Калиста Ангеликуда...растворяется ум в Боге и обретает покой...нет никаких прилогов...

 "В свете солнца" здесь и в других смежных местах в этой теме - метафора...я это употреблял для того, чтобы показать, что именно НЕпрямое обращение здесь подразумевается...

От темперамента--для меланхолика, ИМХО, этот вид трезвения вообще не приемлем--он ввергнет его в бездну отчаяния.
Цитировать
Я думаю что пр.Исихий говоря о страхе Божием описал очень высокое духовное состояние, когда нерадивый становится затворником...и это состояние не думаю что можно отнести к нам...

 Там не о страхе Божием велась речь, но о памяти смертной...И я высказал свои общие соображения по поводу сего вида трезвения, не более. Что касается "высокого духовного состояния к нам неотносимого" - что сказать?.. Тогда и евангелие читать не надо, коль скоро мы не можем пока уразумевать Его анагогического смысла... :-) Я убеждён, что он и нам писал, и мне лично. Другой вопрос, как воплотить в жизнь эти писания соразмерно своему уровню развития...

Здесь, ИМХО, св. Максим мною представлен как содержание опыта. Смысл - максимально отодвинуться, абстрагироваться ото всего: внешнего и внутреннего. Не отождествлять себя ни с чем происходящим - лишь в тишине смотреть...так постепенно приходит осознание, что к чему - с нами, вне нас..."вещи возвращаются к свойственному им по природе чину", а мы научаемся правильно, бесстрастно на них смотреть и пр.
Цитировать
Не понял почему слова пр.Максима ТАК расшифрованы...
Как раз таки деятельность...нет тишины так как идёт работа\обработка помысла...работа по отделению от помысла страсти...т.е. страстного движения души...и если получится :-)...то остаётся чистый помысел...например как я описывал детскость восприятия блудных объектов...

 Согласен. Я это писал намеренно, с определённой целью, которую и прояснил чуть ниже...
И яко же лице свое видит человек в зерцале, тако и в молитве трезвенней и бодрей видит человек умом своим всю жизнь свою: или добр, или худе жительствует. (Священноинок Дорофей)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #44 : 08 Апрель 2012, 12:01:37 »
"В свете солнца" здесь и в других смежных местах в этой теме - метафора...я это употреблял для того, чтобы показать, что именно НЕпрямое обращение здесь подразумевается...
А я понял что это метафора :-)...только...лучше без художественного вымысла...так как когда говорят свет...я как правило думаю-Свет :-)...короче тут на форуме, много кто Свет видел...так что лучше писать как у кого то читал...в молитвенной атмосфере или в атмосфере Присутствия...

Там не о страхе Божием велась речь, но о памяти смертной........Тогда и евангелие читать не надо, коль скоро мы не можем пока уразумевать Его анагогического смысла... :-) Я убеждён, что он и нам писал, и мне лично. Другой вопрос, как воплотить в жизнь эти писания соразмерно своему уровню развития...
Да я оговорился...конечно о памяти смертной...
Высокая ступень предполагает что не надо пытаться натянуть\притянуть на себя то что находится за гранью понимания...а вы ведь начали практические шаги прорабатывать...ориентируясь конкретно на 4 вид трезвения...это не корректно, так же как примерять к себе созерцательную молитву не имея представлений о ней...
Да к слову именно к ней я отношу 4 вид трезвения...всегдашняя память смертная думаю это постоянное состояние души, примерно как самодвижная усм...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.