Alexander, я с Вами согласен, что рационально-научное исследование не всегда адекватно. В особенности, когда речь идёт о знании, оторванном от опыта, что, собственно, и произошло веке в 16, когда рацио стало превалировать над внутренним, мистическим опытом...
Сегодня очень часто секулярное мировоззрение мыслит именно в вышеуказанном "научном" дискурсе, разделяя мир на субъект-объектные отношения, т.о., что субъект, оказавшийся вне объекта исследует его, как бы со стороны, да ещё всем известными методами: разрезать, разобрать по частям и пр. Так и звучит "инквизицио рерум натура"(исследование вещей природы). Верно и то, что познание в библейском смысле - это познание, посредством соединения познающего и познаваемого - "Адам познал Еву и она зачала".
Очевидно, что Бога нельзя познать "научным путём", Его надо в самом себе пережить, соединится с Ним. Однако, в последствии, осмысляя то, что пережил(или сейчас переживаешь) опытным путём, начинаешь как-то изъяснять себе и ближним - тогда и возникает данная проблема... Так что в этом случае при некоей внутренней гармонии между знаниями и опытом(как говорит св. Феофан Затворник: "Вера должна быть разумной, а разум - верным"), можно и схематично выражаться - и этот дискурс не в коем случае не будет являться строго научным в смысле оторванности от опыта, но библейским...
Теперь о "доме трезвения". Почему Вы полагаете, что это пути входа в дом? Мне думается, и из цитаты это очевидно, что это некие инструменты, которыми можно опереировать, находясь в доме. "«Все они, - сказал он, - лукавым помышлениям противодействуют», и к какому бы из них кто не обратился - все это трезвением, то есть мысленным деланием, называется. Рассмотрев же их все, каждый из нас подобающим ему образом да подвизается." Ведь Вы, когда пребываете в своей квартире, можете заниматься не одним только действием, но разными... Вот, например, захотели Вы отдохнуть - можете выбрать способ отдыха: посмотреть видео, поиграть с ближним в шахматы, просто поспать - это не противоречит Вашему нахождению в доме, наоборот...
ИМХО, у бл. Исихия описано тоже самое - что можно делать в доме(когда ум в сердце ), как трезвиться, чтобы внутрь не пребывать праздным. Но ведь это не входы...
Простите, если и я что-то не так понял. Проясните.