И что писать в этот дневник? "Сегодня вычитал n молитв, сопровождали чувства такие-то?"
Забавно даже..
А вот для забывы. Такие записи полезно время от времени перечитывать:
16.03.12
Невесомость молитвыМолитва может быть в голове и казаться невесемой по благодати, но когда молитва опускается в сердце, то голова не чувствуется, словно ее нет и становится ясной разница между той воображаемой невесомостью и благодатной. После таких благодатных состояний ум быстро научается подражать невесомости сердечной молитвы и охотно принимает свое воображение за благодать. Происходит это от желания опускать молитву в сердце по своему желанию.
СовпадениеОбратил внимание на совпадение чисел за последние дни. Господь обратил мое внимание сначала на стих 7.18 у Симеона Благодатного, а потом на 7.18 у Иоанна Богослова.
ПодготовкаМой ум бросает из одной крайности в другую. То он удостоверяется, что благодать коснулась меня, то впадает в мнение о падении в прелесть. Наверно, это обучение возможным уловкам лукавого и подготовка к иным сферам духовной молитвы.
17.03.12
ИсповедьВчера решил поехать на исповедь к отцу Игорю, чтобы исповедовать молитвенные грехи. Они еще не обозначились ясно, но чувствовалась потребность в исповеди.
С утра после сна в мой ум стали поступать поучения, открывающие противоречивость моих устремлений, как уход от золотой середины и колебания между крайностями гордостной самости:
1. Стремлением к молчанию ума в молитве и в тоже самое время сознательное рассеяние ума в дневное время до молитвенного бдения.
2. Услаждение лукавой сладостью и боязнь сладости благодатной.
3. Боязнь потерять контроль и впасть в прелесть при молчании ума в молитве и забвение о трезвении и впадение в прелесть после молчания ума.
4. Стремление к покаянной молитве и устремление к ее легкости без покаяния во время молитвы.
5. Молитвенные состояния признаются то благодатными, то от лукавого.
Все эти противоречивые крайности утром воспринимались, как отсутствие опыта и шарахание из одной крайности в другую или как ошибки в молитве. Но пока ехал на исповедь, то пришло понимание, что ошибки взаимоотношений с Богом и есть грех. И пока стоял в очереди на исповедь, сформулировались следующие грехи:
1.
Рассеяние ума. После получения опыта молчания ума я понимал, что нужно сдерживаться от всего, что рассеивает ум, а вместо этого вышел на форум и участвовал в дискуссиях. Умом понимал, что будет не полезно, но не мог совладать со страстью, стремящейся рассеять ум. Это сознательный блуд ума, соблазняющегося сладостью рассеяния и получающего горечь потери молитвенного духа.
2.
Тщеславие. На форуме стремился говорить только полезное для всех, но говорил от себя и о себе, искал славы для себя. Ждал реакции на свои высказывания и оказался зависим от мнения других.
3.
Лукавство. Обманывал себя тем, что пишу на форуме и участвую в дискуссиях только для того, чтобы быть полезным для других. Но это было лукавое оправдание для ума.
4.
Самомнение. Считал, что я чего-то достиг по сравнению с другими, умею молиться и что у меня уже есть, чем поделиться и быть полезным для других которые пребывают еще в неведении.
5.
Услаждение.Искал и ждал легкости и невесомости молитвы, молчания ума в молитве, сладости молитвы.
6.
Беспечность в молитве.Услаждался молитвенными состояниями, забывая о покаянии и плаче.
7.
Боязнь.Боялся сладости благодатных состояний, забывая что благодать сладка.
8.
Маловерие.Боялся потерять контроль над собой и трезвение в молчании ума, не доверяя Святому Духу.
9.
Беспечность после молитвы.Забывал о трезвении, когда благодатная молитва завершалась. Предавался умилению после благодатной молитвы вместо трезвения, забывая что благодать приходит не только для утешения, но и для испытания после ее ухода.
10.
Односторонность.Пренебрежение чтением Евангелия и одностороннее упование на молитву.
11.
Самомнение.Забывал, что сам я не могу творить молитву. Даже встать на молитву не могу без помощи Духа.
12.
Раздвоенность.Умом трезво осознаю свое бедственное положение, но сердцем не сокрушаюсь, не плачу, не страшусь.