Никита, в каком месте вы чувствуете слова молитвы? Зависит ли оно от локализации вашего внимания?
И да, и нет. Внимание может раздваиваться, и тогда ты всё происходящее вне или внутри воспринимаешь сквозь молитву, а может, когда требуется активная рациональная деятельность, уходить полностью в голову...
Можно, например, читать, смотреть кино...молитва в этот момент как бы умаляется, но оставляет память о себе, по-разному может: иль теплота, иль ещё чего. В этот момент, когда я сознательно не присутствую умом в сердце, её "амплитуда умаляется", но, чтобы не делал ум постоянно манится "домой" и как свободный миг - так ныряет и начинает молится, увеличивая "амплитуду" молитвы...
При этом, можно умом=вниманием хоть в правую сторону уйти, хоть в пятки упялиться - ты осознаёшь - что это всё не то...надо домой. Дом мне Боженька Сам показал - а теперь просто трудится надо - эту стадию я и называю умно-сердечной делательной в 5-ти ступенчатой градации, уже здесь неоднократно обсуждавшейся...
Но когда я стал слышать молитву вокруг себя, ни в сердце, ни в гортани, ни в голове, а в неопределенном месте, как веяние ветерка, веющего где хочет, то я стал думать, что центр словообразования вообще не во мне. Я понял, что не я творю молитву и что нет у меня центра словообразования.
Всё тоже самое...как веяние ветерка, но в сердце... я её вижу/слышу/понимаю...
Может то, что Вы описываете - на более высоких стадиях происходит - мне сие неведомо. У меня в начале был опыт внимательной молитвы по благодати - часов по 8 сидел... Помню тоже какие-то необычные переживания были, сопряжённые с "проваливанием в безвремение", но сейчас не могу что-то конкретное вспомнить, например, о внимании вокруг меня и пр... Пусть кто-нибудь поопытней выскажется...
По поводу центра словообразования - он у Вас непременно есть как и у всех человеков... ориентировочно в верхней части груди, в гортани...
Я уже данную цитату в этой теме и, по-моему, Вам даже приводил...
Если же, брате, и много трудясь, не возможешь ты войти в область сердца, как я тебе сказал, сделай так, как я еще тебе скажу, и с Божией помощию найдешь искомое. Ведомо тебе, что словесство (говорение) всякаго человека находится в персях его. Ибо внутри персей, когда молчат уста наши, говорим мы и совещаемся с собою и молитвы творим, и псалмопение совершаем, и другое некое. Итак этому словесству, изгнав из него всякий помысл (ибо сможешь, если захочешь), дай сию молитовку: Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! – и понудь его вместо всякаго другаго помышления это одно всегда вопиять там внутри. Если будешь такое делание держать неопустительно со всем вниманием, то откроется тебе чрез сие по времени и сердечный вход, о коем я написал уже тебе, без всякаго сомнения, как это сами мы опытом познали. ( Никифора Уединенника Слово о трезвении и хранении сердца многополезное.Д-е 5 т.)
Простите, если что.