По правилам ветхозаветной сакральной трапезы чашу по кругу пускали в конце, это был заключительный момент (если не путаю).
с правилами празднования ветхозаветной пасхи я специально не знакомился, если же следовать евангелию от Луки (20,19-21), то Христос сначала воздал благодарение, потом преломил хлеб, потом благословил вино, и уже после этого сказал "И вот, рука предающего Меня со Мною за столом", после чего ученики "начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает", из чего на мой взгляд следует что неустранимых противоречий у апостолов по этому поводу нет...
Пьют первую чашу. Вроде едят что-то заодно.
Потом омовение рук, где ученики должны были мыть Иисусу руки, где Господь омыл ученикам ноги.
Потом едят и пьют вторую чашу. Тут хлеб едят. Глава его разделяет.
Тут я запутался, моют ли руки второй раз. С ума можно выступить от их последовательностей.
Ммм...
Последний хлеб, который едят - это спрятанный и найденный афикоман, грубо говоря специальный хлеб.
После него уже ничего не едят, но есть третья и четвёртая чаша вина.
Так что, поскольку
1) Иуда вышел, взяв омоченный хлеб после первой или второй чаши, и вышел сразу, т.е. можно точно сказать, что он не получил вина, про которое Иисус сказал:
2) "Такожде и чашу по вечери, глаголя" - это последняя чаша, после вечери, четвёртая. "Пийте от нея вси."
(Лука 22, 19-20)
По вечери. Когда Иуды уже не было, потому что между третьей и четвёртой чашей не едят.
Из этого можно 90% уверенности сказать, что Иуда "не причащался", т.к. 100% с чаши по вечери он не пил.
Но это по Луке, и с учётом современной традиции Пасхальной агады, а Лука не один из 12.
Матфей точно не пишет, когда ушёл Иуда, Также и Марк и Иоанн. Только у Иоанна это почти в самом начале описания этой ночи, но сказано, что когда Иуда ушёл - была ночь.
Если Симеон Новый Богослов пишет, что нельзя причащать "Иуд"
в качестве примера, СНБ в 33 слове пишет "как пишет Святое Евангелие об Иуде, что как только причастился он поданного ему Христом Господом хлеба, сей божественной вечери, тотчас по хлебе вниде в онь сатана (Ин.13:27). Горе священнику, причащающему его, что удостоивает причастия недостойного и преподает пречистое Тело и честную Кровь Христа Спасителя тому, кто недостоин даже преступать порога храма Божия, с кем запрещено вместе вкушать и простую пищу всякому христианину, как законоположил святой Апостол Павел, говоря: аще некий брат именуем будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или досадитель, или пияница, или хищник, с таковым ниже ясти(1Кор.5:11). Видишь, что поистине даже не брат христианам такой человек, а только именуется так. "...
так я продолжу.
Это так апостол так считал, причём - Павел.
Иисус с нищими, больными, налогосборщиками (обирающими и окрадывающими или без совести требующими налог с народа), грешниками жил, и блудницы ему ноги мыли. И ради них, болящих, он, Врач, и пришёл.
О чём и сказал: "не здоровым нужен врач, а болящим".
А по Апостолу - с ними разговаривать нельзя. И не братья они нам.
Вот разница-то какова.
И по Симеону Богослову - Господь Иуду причастил, как говорит Симеон, а мы что ?
Должны по другому поступать ?
Не понимают дух Христов, и непонятно чему учат.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих вас, да будете сынами Отца вашего ...
Евангелие от Матфея, 5: 43—45