Святые исихазма стяжанием Святого Духа, и миряне на Причастии вкущают Плоть и Кровь Христа. Обретение одно, а методы и средства разные. Всегда ли мирянам подходят средства аскетизма? Аскетизм имеет свои недостатки, ловушку возрастания сильной воли человека. Чем человек более занимается аскетизмом, тем более бывает укрепляет собственную волю, а собственная воля, собственное действие отвергает в человеке действие Бога. Сосуд аскетизма заполняется самостью и в нём нет места действию Божества. Этой причиной многие монахи посвятивщие всю жизнь исихазму, не получают желанного результата, способность внутренним духовным Оком души воззреть Господа и иметь святостью в себе.
Как же быть мирянину, если даже аскетов монахов ожидают такие ловушки своеволия? И вот здесь, на мой взгляд сила мирянина в слабости нашей. За невозможностью высокого исихазма по слабости собственной надобно откровенно обратиться к Господу за помощью в молитве.
- Да, слаб я Господь, и воля моя слабая, ничего сам не могу, помоги мне Боже обрести Тебя.
И Господь обязательно откликнется на нашу немощь и дарует дары, какие Ему угодно. Сила мирянина в слабости его. Мы настолько слабы, настолько немошны в грехе, что не можем даже сами открыть сердце Господу.
- Сё, стою и стучусь.
- Господи, прости меня грешного, не могу я открыть двери тяжёлые в грехе, открой мне сердце, войди, и пусть будет Твоя воля, как обустроить меня.