Исихазм

Автор Тема: Борьба со страстями телесными.  (Прочитано 40191 раз)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #210 : 26 Май 2013, 15:06:46 »
Понятие помысел включает в себя все 4 стадии развитие его(помысла)...то бишь прилог сочетание сложение пленение...

А помысел может быть благим, или нет?

У меня развитый внутренний опыт, что в голову приходят именно благие мысли.

К сожалению, не с каждой из них удается "сочетаться". От некоторых уклоняюсь, что мне не на пользу.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #211 : 26 Май 2013, 15:13:50 »
Понятие словесное? можно какой-нибудь пример?
Мой покойный батюшка...когда я вёл себя так же :-)...говорил--чё блажишь :-)...
Я писал выше...в форме внутренней речи...БЕЗОБРАЗНО...так как когда есть образ уже сочетание(пр.Марк)...я приводил цитату...
Ссылка :
пр. Марк О законе духовном, 200 глав
http://pagez.ru/lsn/0118.php
138-142...можно и целиком прочесть...
Его же...Добротолюбие т1
Цитировать
Д.т1
22. Когда приражение помысла ненавидимаго пребывает внутри и закосневает, то это зависит не от новаго нашего расположения, но от прежняго восприятия. Такое приражение стоит на месте неподвижно одномысленным; негодование сердечное возбраняет ему перейти во многомыслие и страсть. Одномысленный (голый) помысл, ненавидимый внимающим себе, не имеет силы увлекать ум в многомыслие. Это бывает только при сердечном с ним сострастии. А потому если мы совершенно отступим от всякаго сострастия, то явление (в уме) прежде принятых образов всегда будет одномысленно, и вредить нам более не может, или осуждать совесть нашу.
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #212 : 26 Май 2013, 15:18:41 »
По вашей цитате, к сожалению, мало что поняла. Еще прочту текст в целом, может прояснится.

Я почему и обратилась к форумской аудитории - мне нужно какое-нибудь живое свидетельство современного опыта. А древние изъясняются не вполне для меня понятно.

И почему вы не дали ответа на вопрос, могут ли в принципе быть благие помыслы? У вас ничего доброго в голове не всплывает?

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #213 : 26 Май 2013, 15:19:34 »
Вот, например, обращение к Ангелу-хранителю: "исцеление ми подаждь благими помыслы, уклонятися всегда на правыя стези". Если помыслы могут быть разные, то не от каждых помыслов стоит избавляться, только от плохих. В случае наличия благих помыслов, рецепт уму "замолчать" получается, что не самый лучший. Стоит питаться ангельской умной манной, которую Бог посылает. Промысливать благие помыслы...

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #214 : 26 Май 2013, 15:22:19 »
А помысел может быть благим, или нет?

У меня развитый внутренний опыт, что в голову приходят именно благие мысли.

К сожалению, не с каждой из них удается "сочетаться". От некоторых уклоняюсь, что мне не на благо.
Да может быть и благим...похоже ты забыла ВСЁ...
Окрадение молитвы справа-благие помыслы...молитва ведь безвидна и безобразна...чистое предстояние...без образов и помыслов и движений души страстных...
Однако есть и богомыслие...когда благими помыслами возгревается благое чувство...Любовь к примеру...и в этом чувстве предстоит душа Богу...оставив помысел который его запустил...(св.Феофан):
Цитировать
Чувство, что душу тянет ко Господу, есть сокровенная молитва, и оно одно может заменить молитвословия... Ибо оно-то и есть непрестанная молитва! (8, 238)
Трезвение должно быть непрерывно, как непрестанна молитва. То и другое укоренится в душе, когда водрузится в сердце чувство к Богу – теплое, и сладостное, и благоговейное, проникнутое страхом Божиим. (8, 242)
Ум, стоя в сердце, зрит Бога и умно исповедуется Ему призыванием Его... Чувство к Богу есть непрестанная молитва без слов. (10, 221)
Да дарует вам Господь непрестанную сердечную молитву, которая не имеет нужды в словах, а сама по себе стоит и есть Богу угодна и для души плодотворна. (18, 244)
Ну и ещё кусочек...его же...ну...св. Феофана в смысле :-) :
Цитировать
Желающим установиться в едином помышлении о Боге заповедуется о‎ставить голову и низойти умом своим в сердце, и там стоять вниманием неисходно. Только тогда, как ум сочетается с сердцем, можно ожидать успеха в памяти Божией
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #215 : 26 Май 2013, 15:24:24 »
Elena, у нас на форуме я открывал тему "Прилог, помысел, страсть" несколько лет назад. Познакомьтесь: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.0 И в ЖЖ писал. Жаль, не увидели...

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #216 : 26 Май 2013, 15:27:17 »
Elena, у нас на форуме я открывал тему "Прилог, помысел, страсть" несколько лет назад. Познакомьтесь: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.0 И в ЖЖ писал. Жаль, не увидели...

Прочитаю. А можно ссылку на ЖЖ?
Спасибо.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #218 : 26 Май 2013, 16:15:54 »
Хочу добавить...
Прилог существует в форме ещё не оформившегося в мысль тумана приближающегося извне, ещё не вошедшего...ум как бы догадывается\обаняет его происхождение...страстность...
Так же в форме понятия...когда он уже сформирован в понятие...т.е. определён...имеет форму...и он в голове...а не вне...
И в форме внутренней речи...мысли оформленной в слова...

Соответственно наверное можно это выделить как 3 этапа развития прилога...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #219 : 26 Май 2013, 16:22:07 »
Мысль: "сегодня жарко" - это помысел, или нет?
Ум, живущий в сердце, не нуждается в фиксировании очевидного с помощью такого проговаривания. Он знает, что жарко: все органы чувств тела находятся в полном его распоряжениии и снабжают ум полнотой информации, чтобы он мог отдать невербализованный приказ телу реагировать соответственно окруж. условиям.
Для ума, всё ещё пребывающему в голове, очень важно выглядеть "умным" и буквально изображать активность для поддержания собственного реноме и значительности. Особенно нелепо выглядит его "деятельность" по называнию явлений внешнего мира: "Какие красивые деревья! Только что распустились свежие листочки! Наверное - весна! Какой свежий воздух! Как хорошо!"

Не важно, каков источник этой "деятельности" ума [производство ментального мусора] - внешняя среда или физиологическая активность самого организма. У тигра, унюхавшего тигрицу, готовую к соитию, не возникает "грязного помысла". Его ведёт инстинкт продожения рода. Но чел. ум из всего готов устроить проблему. 

Такой ум натурально отнимает от нас яркость и непосредственность восприятия жизни, подменяя его своей постоянной интерпретацией Реальности.
Царство Божие, как полнота Жизни, вкупе с полнотой её восприятия, не наступит раньше отправления ума в сердце, где ему не нужно будет "думать".
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #220 : 26 Май 2013, 17:16:56 »
Мысль: "сегодня жарко" - это помысел, или нет?
Ум, живущий в сердце, не нуждается в фиксировании очевидного с помощью такого проговаривания. Он знает, что жарко: все органы чувств тела находятся в полном его распоряжениии и снабжают ум полнотой информации, чтобы он мог отдать невербализованный приказ телу реагировать соответственно окруж. условиям.
Для ума, всё ещё пребывающему в голове, очень важно выглядеть "умным" и буквально изображать активность для поддержания собственного реноме и значительности. Особенно нелепо выглядит его "деятельность" по называнию явлений внешнего мира: "Какие красивые деревья! Только что распустились свежие листочки! Наверное - весна! Какой свежий воздух! Как хорошо!"

Не важно, каков источник этой "деятельности" ума [производство ментального мусора] - внешняя среда или физиологическая активность самого организма. У тигра, унюхавшего тигрицу, готовую к соитию, не возникает "грязного помысла". Его ведёт инстинкт продожения рода. Но чел. ум из всего готов устроить проблему. 

Такой ум натурально отнимает от нас яркость и непосредственность восприятия жизни, подменяя его своей постоянной интерпретацией Реальности.
Царство Божие, как полнота Жизни, вкупе с полнотой её восприятия, не наступит раньше отправления ума в сердце, где ему не нужно будет "думать".

В общем и целом согласна. Но это только в случае, когда ум воспроизводит затертую банальность. От этой привычки меня отучила подруга еще в ранней юности. Я для поддержания разговора часто произносила всякие общепринятые словосочетания. Как-то услышала от нее: лучше помолчи, чем вещать избитые сентенции.  На меня это подействовало.  :-)

Цитировать
Такой ум натурально отнимает от нас яркость и непосредственность восприятия жизни, подменяя его своей постоянной интерпретацией Реальности
"Какие красивые деревья! Только что распустились свежие листочки! Наверное - весна! Какой свежий воздух! Как хорошо!"

Но ведь на мир можно отреагировать и гениальной строкой стиха (кстати, моя подруга как раз из стихотворцев).

А если взять строку из Пушкина, или японское пятистишие - за таким помыслом вы признаете ценность?



Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #221 : 26 Май 2013, 17:35:01 »
Хочу добавить...
Прилог существует в форме ещё не оформившегося в мысль тумана приближающегося извне, ещё не вошедшего...ум как бы догадывается\обаняет его происхождение...страстность...
Так же в форме понятия...когда он уже сформирован в понятие...т.е. определён...имеет форму...и он в голове...а не вне...
И в форме внутренней речи...мысли оформленной в слова...

Соответственно наверное можно это выделить как 3 этапа развития прилога...

У меня схожий опыт. Помысел - это мысль, уже "отлившаяся" в слова. Когда внимателен к себе и знаешь свои слабые места, то иногда видишь движение души (ума) в ненужную сторону еще до того, как это внутреннее движение оформилось в слово. И удается уклониться раньше, чем это произошло. Это я про критические реакции на людей. Мой настрой такой - чтобы вообще уклоняться от таких оценок кого-либо, кроме себя..

Тут возникает иная сложность.  Александр стоит на позиции, что рассматривать и фиксировать умом чужие недостатки  - нормально. И сам постоянно этим занимается.  :-)

Александр, оценочные критические мысли по поводу высказываний форумчан можно отнести к помыслам? Как вы контролируете внутри себя этот умный процесс? Тут тоже можно выделить какие-то стадии?
« Последнее редактирование: 26 Май 2013, 18:04:03 от Elena »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #222 : 26 Май 2013, 18:46:06 »
Elena, Вы сами фиксируете мою позицию - даете ей оценку. И делаете это постоянно. А затем обманываете саму себя, говоря о настрое уклоняться от оценок. Это известная "наивность" ума, живущего делением на плохое и хорошее. Такой самообман говорит о глубоком укоренении страсти осуждения и отождествлении с ней. Кстати. Ваше сообщение #221 вместе его вопросами относится к области манипулирования.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #223 : 26 Май 2013, 19:30:00 »
Elena, Вы сами фиксируете мою позицию - даете ей оценку.

Фиксировать и давать оценку - это разные вещи. Общение предполагает уяснение позиции собеседника, чтобы была возможность учиться друг у друга. От оценок, насколько осознаю, я уклоняюсь. Не было оценки вашего подхода в градациях хорошо/плохо. А фиксировать - да, фиксирую. 

Цитировать
А затем обманываете саму себя, говоря о настрое уклоняться от оценок. Это известная "наивность" ума, живущего делением на плохое и хорошее

В обсуждаемем сообщении деления на плохое-хорошее не было. Если можно, процитируйте, что именно в моем сообщении вы восприняли, как оценку "плохо", чтобы мне лучше вас понять... По большому счету, не знаю, правы ли вы в своей админской позиции, представленной на этом форуме. Знаю только про себя, что для меня полезнее не оценивать действия других людей (ни как плохие, ни как хорошие).

Цитировать
Такой самообман говорит о глубоком укоренении страсти осуждения и отождествлении с ней.

Это типичный пример вашей оценки. Только, к сожалению, для меня это бездоказательно, поскольку не вижу в разбираемом посте обозначенной вами оценки "плохо".  Я просто вглядываюсь в ваши действия админа и пытаюсь их понять.

Простите.

« Последнее редактирование: 26 Май 2013, 19:48:46 от Elena »

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #224 : 26 Май 2013, 19:49:27 »
В общем и целом согласна. Но это только в случае, когда ум воспроизводит затертую банальность. От этой привычки меня отучила подруга еще в ранней юности. Я для поддержания разговора часто произносила всякие общепринятые словосочетания. Как-то услышала от нее: лучше помолчи, чем вещать избитые сентенции.  На меня это подействовало.  :-)
Ум в голове - банален изначально. Дело не в том, что вы слышите его "восторги" или "негодования" по тому или иному поводу, а в том, что он совершает это в автоматическом режиме, а ваш безстрастный наблюдатель даже не отдаёт себе в этом отчёт - настолько он задолбан оценочными суждениями ума. Вам даже может казаться, что ум молчит, в то время как он ни на секунду не прекращает своей активнсти по называнию предметов и событий.
Но ведь на мир можно отреагировать и гениальной строкой стиха (кстати, моя подруга как раз из стихотворцев).
А если взять строку из Пушкина, или японское пятистишие - за таким помыслом вы признаете ценность?
Суть не в ценности мысли поэта, а в его пребывании [или не пребывании во Царствии]. Царь Давид поэтически описал своё пребывание во Царствии в 90-м Псалме, и для нас ценность его свидетельства превосходит во много крат гений Пушкина [никто не покушается на него], но не будет никто отрицать, что "наше всё" не достиг Царствия Божия при жизни.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.