И одно из этих действий прямо пропорционально собственным усилиям, его лучше назвать благодатью сердца. Там имеются описанные техники Григория Синаита, и того же Феофана Затворника, если кто их будет практиковать, заметит их мощность и жесткость, и что любопытно, они как две капли схожи с Цигун - железной рубашки!!!!
дайте, пожалуйста, ссылки. Сам занимался таким цигуном, пока не поперла мощнейшая энергетическая перестройка, и стала очень сильно мешать медитативно-созерцательным практикам. Это было давно...но интересно понять, о чем именно Вы говорите. Потому – ссылки прошу.
Каждая практика знает свои способы стягивания своего света назад в тварное тело, и китайский Шаолинь, и индийская йога и многие многие другие, имеют свои поэтапные описания, и исихазм православия не без исключения имеет свои описания практик. Каждый из отцов преподавал своим ученикам индивидуально, но общие некие ключи сразу бросаются в глаза. Например мобильное использование всей своей тройственной природы в самособирании.
http://www.psylib.ukrweb.net/books/zatfe02/txt12.htm#1 «Около сознания в сердце должно собираться всеми силами и умом, и волею, и чувством». Феофан Затворник.
«Собрание ума в сердце есть внимание, собрание воли – бодренность, собрание чувства – трезвение. Внимание, бодренность, трезвение – три внутренних делания, коими совершается самособрание и действует внутрь - пребывание. У кого есть они, и притом все – тот внутрь; у кого нет, и притом хоть одного – тот вне. Вслед за такими деланиями душевными, туда же должны направляться и телесные, им соответствующие органы: так, за вниманием – обращение внутрь очей, за бодренностию – напряжение мускулов во всем теле, в направлениях к персям, за трезвенностию – оттеснение мокротных, как выражается Никифор, каких то расслабляющих, движений подходящих к сердцу из нижних частей тела, подавление услаждения и покоя плоти. Такие телесные делания, действуя неразлучно с душевными, суть самые сильные, помогающие тем душевным средствам, без коих им и быть нельзя.
Итак, все делание внутрь-пребывания чрез самособрание состоит в следующем. В первую минуту по пробуждении от сна, как только сознаешь себя, низойди внутрь сердцу, в эти перси телесные: вслед за тем созывай, привлекай, напрягай туда и все душевные и телесные силы, внимание ума, с обращением туда очей, бодренностию воли, с напряжением мускулов и трезвлением чувства, с подавлением услаждения и покоя плоти, и делай это до тех пор, пока сознание не установится там, как на своем месте седалище, не прилепится, не привяжется, как липкое что-либо к крепкой стене; и потом пребывай там неисходно, пока пользуешься сознанием, часто повторяя то же делание самособрания и для возобновления его, и для укрепления, потому что оно поминутно то расслабляется, то нарушается».
«О дыхании. Что ты должен сдерживать дыхание» Григорий Синаит, Григорий Палама, ….отцы - исихасты.
Эта практика сопряженная с дыханием настолько быстро продуктивна, что сам Синаит высмеивает недоверие исихастов достигших идентичного результата «стяжения благодати» долгой практикой, «многими трудами и годами. Высмеивает он, конечно, не их результат, но их упёртость и навязчивость своего мнения молодым исихастам.
«Они не верят и не одобряют тех, которые по милости Божией искусно достигли этого |дара] в короткое время и теплой верой, как говорит снятой Исаак. Потому, скрадываемые неразумием и самомнением, они порицают таковых и другим вполне ручаются за то, что если бывает [иное что сравнительно с ними], то это прелесть, а не проявление благодати. Они не знают, что легко в очах Господа, по Писанию, скоро и внезапно обогатить бедного (Сир. 11, 21)».
Практика эта удивительна в своей продуктивности. И приводит она не к чему нибудь, а непосредственному осознанию Бога.
«Предел православия есть чисто ведать два догмата веры, – Троицу и Двоицу: Троицу неслиянно и нераздельно созерцать и ведать, Двоицу – два естества во Христе в едином лице, т.е. единого Сына исповедать и ведать и прежде воплощения, и по воплощении в двух естествах и волях, божеской и человеческой, неслиянно славимого».
Начинается это непосредственное понимание с внутреннего разделения в себе, и осознания этого разделения на «ум – Отец, слово – Сын, Дух святой – дух, как учат примерно богоносные Отцы». Далее – более.
«С утра, сидя на скамье вышиной в 3/4 фута, принудь ум из места начальствования, [или из головы], сойти в сердце и удержи его в нем. Поникнув же головой как бы от утомления, а в груди, плечах и шее [от напряжения] испытывая чувствительную боль, мысленно или душевно восклицай непрерывно: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.
Затем посредством самостеснения и утруждения часто и как бы со скорбным расположением духа всегда имей вкушаемыми постоянно наподобие одной пищи три имени, [только что упомянутые].
Далее, сдерживай дыхание легких, чтобы не дышать без необходимости, так как слышание вылетающих из сердца вздохов омрачает ум, рассеивает мысли и, изгоняя ум из сердца, предает его плену забвения или вместо того незаметно настраивает его на заботливость о другом, чего приобретать не следует. Если же увидишь нечистоты коварных духов, то есть помыслы, восстающие или преобразующиеся в твоем уме, не изумляйся, не останавливайся на них, хотя бы тебе вспоминались и добрые объяснения некоторых вещей, и не вникай в них, но, насколько возможно сдерживая дыхание, заключая ум в сердце и повторяя без перерыва постоянно призывание Господа Иисуса, ты скоро пожжешь и оттеснишь помыслы, невидимо бичуя их Божественным именем».
http://окобожие.рф/biblioteca/50-prepodobnyygrigoriysinait-polnoesobranietvoreniy-1999.html
Понятно, что эта практика необычайно мощная и продуктивная, но без наставника, она и опасна.