Исихазм

Автор Тема: Письмо о Духовном Искусстве  (Прочитано 35626 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Письмо о Духовном Искусстве
« : 13 Июнь 2012, 20:10:52 »
Порфирий Кавсокаливит. Письмо о Духовном искусстве.
http://www.isihazm.ru/?id=238
и примечание к письму:
http://www.isihazm.ru/?id=159
Пытаюсь в этом тексте разобраться. Поэтому и переформулирую его положения.
±
Это – сущностное наставление старца Порфирия для всех, пребывающих в подобной ситуации. Едва новый человек проявляет активность, а ветхий уже тут как тут: чутко сторожит, чтобы переключить внимание и утянуть снова в свои привычные паттерны мышления, в свою сточную канаву.
       Поэтому старец советует применить не-деяние: действовать так, что "левая не знает, что творит правая", "не ожидая вообще ничего". Здесь и отсутствие рефлексии, и спонтанность, и отстраненность. Только так избегнуть недремлющего ока ветхого цербера, не дать ему проснуться. Ведь если он проснется, не только действие нового человека будет безнадежно изгажено )), но и Благодати нет возможности придти на помощь и дать просимое.
       Благодать не исполнит тогда никакое твое прошение – ведь управление переключилось и в тебе "рулит" уже прежняя ветхость!

Как же не давать ветхому человеку управлять собой, как не дать затмить нового?
Цитата:  Кавсокаливит
Ключ - в чистоте сердца. Это начнет действовать, если сердце будет просто, то есть не будет двоиться и иметь расчетов, а тем более, лукавства. Ведь сердце – единая энергия. Если в нем есть лукавство по отношению хоть к одному человеку – все оно лукаво. В этом смысле простота привлекает благодать. Нужно научиться чутко слушать сердце. Это – все! Больше ничего не ищите, иного вам ничего не надо…
То есть, простота присуща натурам цельным (лишенным рефлексии), как пишет Василий Гирин: http://www.isihazm.ru/?id=159
А далее Гирин пишет:
Цитировать
Простота превыше человеческого рассуждения в том смысле, что глубиной своей жизни перекрывает жизнь ума. Речь идет о том, что цель духовного воспитания – научить человека выключить ум и включить сердце. Когда сердце начинает жить, оно само учит человека, как исповедывать грехи, само обличает. Только это и есть настоящая жизнь, потому что ум в любом случае запутает и собьет с правильного направления. Ум - это тупик, из которого нет выхода. Только узкий проход в сердце...
          Вроде все понятно  :-)    простое, цельное, единое и потому нелукавое сердце. Чутко слушай его. Простота привлекает благодать.

Но – как слушать? И что слушать в этом сердце?
Это что, попытка услышать голос совести, все чутче вслушиваясь в него? Или речь вообще не о том и голос серда проявляет себя по иному?
Что такое – "включенное сердце" в данном контексте?

Четкое ощущение – недопонимаю, что-то важное ускользает, важный практический смысл...

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #1 : 14 Июнь 2012, 00:23:59 »
Да простит меня Александр...  :)

Думаю, нужно вспомнить Евангелие и вернуться наверх цитаты к чистоте.
Евангелие - это что от сердца исходят помышления. Мы привыкаем слышать - чувствовать - внимать и следовать умом за движением своего сердца.
Если сердце станет чище, то увидим, что ум думает по другому, изменились желания и стремления. Даже вслушиваться не надо, это само будет автоматически.
Ум сначала направляет сердце к чистоте, а потом, позже, сердце будет давать уму поток желаний и помышлений другого качества. Когда изменится само.

Это не совесть, совесть мучает, а чистота радует. Потому что чистота - это то, в чём и какова должна быть душа, и она это помнит, и сердце радуется собственной чистоте. И стремится к большей.

Но сначала надо получить от Бога это очищение сердца.
Как известно, есть четыре способа трезвения, если же вас так взволновала чистота сердца, можно попробовать пятый - а именно "...должно лишь к небу взирать (занимать всегда ум созерцанием вещей небесных), ни во что вменяя землю (и всё земное), — что также есть один из действенных способов трезвения, как и прочие..."

В данном случае при увлечении ума любым земным предметом (а это всегда для удовольствия сердца или самого ума), особенно же греховным увлечением, но можно и вообще вне увлечения просто почаще твердить себе - не хочу наслаждения земного, хочу чистоты (и любви - можно добавить) Божественной, просветиться ею и пребывать в ней, чтобы быть с Богом (сейчас, и всегда - в перспективе).

Такая мысль приводит ум в шок, потому что он понимает внутри себя, что нет ничего сладостнее и прекраснее чистоты и любви, и вместо продолжения слияния с чувственным удовольствием он начинает высекать мало помалу на сердце эти слова. А там, глядишь, и Бог помилует.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #2 : 14 Июнь 2012, 22:48:57 »
Спасибо, Краевед. Но меня по прежнему интересует поставленный вопрос –
в контексте делания "по Кавсокаливиту", и по с.о.
Как слушать сердце? И что слушать в этом сердце?
Выключить ум – довольно понятно (простите за самонадеянность).
Но включить сердце – о чем здесь речь? Об огне в сердце? О действии сущности ума в сокровенном сердце?

Возможны различные варианты:
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2565.0
Или о том, когда "мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными".
Эти воздыхания ведь произносятся в сердце, но уже не словами. Это особый сердечный язык, ни на что не похожий...

Цитировать
Евангелие - это что от сердца исходят помышления. Мы привыкаем слышать - чувствовать - внимать и следовать умом за движением своего сердца.
Прежде чем исходят, они входят в сердце. И окрадывают его, если не хранить его от врывающихся и окрадывающих татей...

И, поскольку нет уверенного понимания, о чем речь у Порфирия, то я запнулся  :-)

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #3 : 14 Июнь 2012, 23:59:14 »
Наверное, вы правы.
Холодное, окаменевшее сердце.

И загоревшееся любовью и Божественной ревностью (чистотою).
Включившееся.
А дальше сам огонь будет опалять окрадывателей, надо полагать...

Слушать сердце - это, думаю, немного метафора. Судить сердцем, пребывающим в огне любви (помыслы и прочее) - может быть как-то так.
Но думаю, в конечном счёте очень мало кому это будет нужно в таких нюансах, в основном люди не настолько чувствительны, чтобы различать в себе такие тонкие процессы.
Так что, если вы этим занимаетесь, то вот вы нам и расскажете потом, что это такое.
:)
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #4 : 15 Июнь 2012, 10:21:36 »
Иисус сказал : ...из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления . Матф.15.19.
Так кого нужно слушать ?
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #5 : 15 Июнь 2012, 10:29:52 »
Имхо.
Вот простота : Живой для греха - мертвый для Бога.
Мертвый для греха во Христе Иисусе - живой для Бога.   Рим.6.11
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #6 : 15 Июнь 2012, 10:36:02 »
Мы пишем что делать - не получается вот просто так стать мёртвым для греха и прочая. Господь несколько лет вправлял мозги ученикам, а потом махнул безнадёжно так рукой, и дал Духа, потому что ну никак.
Это в основном у баптистов - они начинают говорить, не понимая что, и сразу спаслись...

Включить сердце - это не Кавсокаливит, это Гирин. Кавсокаливит - это "чистое сердце".
Стремиться к чистоте, и Господь, глядишь, начнёт помалу изменять нас, не из-за достоинства нашего, а  по милости.
« Последнее редактирование: 15 Июнь 2012, 10:50:15 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #7 : 15 Июнь 2012, 14:35:46 »
Добрый день!

Попробую объяснить, как я понимаю слова Порфирия Кавсокаливита.
Наше сердце полно разных неочищенных эмоций, поэтому, когда смотришь на себя честно, то нетрудно заметить, что эмоции, если они не контролируются, всегда нахально влезают в любое наше действие или сказанное слово.
Пример: женщина в общении  с мужчиной. Часто, подспудно, на уровне эмоций происходит непроизвольная игра – эмоции начинают вибрировать и окрашиваются определенным типом мысли, таким как: «Ох, я ему нравлюсь! Ох, он обращает на меня внимание!». Все конечно тоньше и незаметнее происходит. Этакое кокетство. Тут может и гордость подкатить, как и множество других эмоций. Но если заставить эти эмоции замолчать, то остается простота - ничего не вибрирует и не выпирает.
Другой пример: подчиненный и начальник. Любой, честный к себе человек, согласится с тем чувством страха, человекоугодия, которые мешают нам спокойно общаться с начальником. Это может быть и лесть, и этакая веселая фамильярность (если начальство позволяет), сдобренная тщеславием и гордыней.
В игре подобных эмоций всегда сокрыто желание определенного результата. Внутри всегда присутствует некоторое предъожидание реакции от окружающих или, если это молитва – ответа.

Когда мы слушаем сердце, то мы перестаем обслуживать игру наших эмоций, но пытаемся собрать все силы нашей души в едином устремлении к Господу. Наше стремление направлено в саму глубину. Мы начинаем вслушиваться в тишину.Тишину сердца. Из нашего стремления загорается огонь. Мы, в своей собранности и устремленности, предстоим в сердце и взываем к Господу. В этот момент не возникает вопросов, а ответы сами находятся, как бы ниоткуда приходят. И эти ответы не то, что грохот наших эмоций, а нечто неуловимое, прозрачное.

Извините, если сумбурно получилось :-)

P.S  Чистое сердце - сердце, которое наполнено Светом Господа. Простое сердце – сердце, которое не вовлечено каждую минуту в игру разнообразных эмоций, но сосредоточено в себе самом в едином стремлении к Господу.
« Последнее редактирование: 15 Июнь 2012, 14:59:29 от Irina »

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #8 : 15 Июнь 2012, 15:17:29 »
Прозелит, меня тоже интересовал вопрос как победить ветхого человека, как слушать сердце как его очистить, как отключить ум и внимать сердцу. Все время что-то ускользало наверное ускользает и сейчас, но я попробую обяснить из собственного опыта. У меня одно время было такое состояние что я все вещи называл своими именами, говорил только правду, мне было нечего скрывать или почти нечего и нечего терять.

В таком состояниии совесть почти всегда чистая а мысли перстают двоится. Идеально, наверное это состояние старца и послушника, кода они живут вдвоем, знают мысли и все поступки друг друга, или исповедание помыслов когда два человека исповедуют свои мысли друг другу. Как-то достигается состояние свободы и истины между людьми тогда и Господь с ними.  Или мужа и жены когда они одна душа и одно тело и знают все мысли и все поступки друг друга, такое бывает но очень редко.

Могу примеры из практики что бы не быть голословным, если будет интересно, хотя такое поведение в современном обществе будет очень странным "как не от мира сего"

Я бы наверное еще сказал что это попытка жизни по заповедям, или следование заповедям в любых ситуациях, иногда только цена бывает очень большая. Я не хочу строить из себя праведника, я только говорю что поробовал это на опыте и старался жить так какое-то время, да такой опыт есть наверное у многих здесь на форуме. Когда к каждому поступку в жизни пробуешь применить заповедь и сполнить ее, тогда совесть очищается, ум перестает двоится (во всяком случае в отношении каких-то конкретных ситуаций),
появляется как-бы внутренняя свобода, исчезает страх за свое будущее, все вещи в окружающем мире обесцениваются, на любое оскорбление начинаешь реагировать с улыбкой
совершенно спокойно, тяжело сосредоточится на чем-то материальном, в душе появляется какое-то спокойствие и отрешенность, ты знаешь где истина и это понимание идет как-бы из нутри от сердца, это состояние души. Не знаю понятно ли я это обяснил.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #9 : 15 Июнь 2012, 20:16:46 »
Пожалуй, можно говорить о трех уровнях "слушания своего сердца".

Первый уровень - душевно-эмоциональный. Душевный человек, заглядывая в свое сердце, вслушываясь в него, входит в эмоциональное восприятие. Рациональный ум замолкает, отходит на второй план.  Такое вслушивание легче удается женщинам. И детям. Существуют различные практики душевного погружения в мир сердечных эмоций. После такого погружения из сердца еще посылают лучики добра и любви на своих ближних и всех-всех :) К душевному-эмоциональному уровню следует отнести и сердечное умиление, которое может возникать, к примеру, после храмовой службы и причащения. На душевно-эмоциональном уровне сердечного слушания возможны проблески духовного света, но они будут схвачены и запятнаны эгоистическими побуждениями  и пожеланиями (самыми светлыми и добрыми).

Второй уровень (собственно тот, о котором говорит Порфирий Кавсокаливит) требует духовного раскрытия сердца. Духовное раскрытие происходит под действием благодати. И знающий, что это такое, может уже сам обратиться внутрь - к духовной глубине, потому что путь уже найден и надо, чтобы встать на него (включить сердце), отрешиться от обычной работы ветхого сознания (отключить ум). Существует опасность перепутать духовное с душевно-эмоциональным. (Повторю, что посылающие лучи любви находятся на эгоистическом, душевно-эмоциональном уровне.) Но и сам духовный отклик может окрашиваться в эмоциональные тона. Это нормально для нашего мира. Более того, подавляющее число людей не способно воспринимать чистый духовный свет сердца, а эмоции, освещенные им, воспринимать могут. Опасностей на этом этапе (соединения духовного и эмоционального) уйма. Именно здесь (но не только здесь) бесовскими силами расставляются многочисленные ловушки  с целью безопасного усвоения духовного света, недоступного для них напрямую.

Третий уровень. Ветхое человечество подобно большому огороду, за которым следят и который взращивают (или разворовывают) различные силы: демиургические и бесовские, злые и добрые. Если уж и добрые силы не всегда заинтересованы в духовном возрастании и преображении человека (преображенный человек означает конец их "огороду"), то что говорить о заведомо бесовских. Без духовного света - основы всего - огород загнется. "Излишек" духовного света огород сожжет. Так вот, духовный свет сердца эти силы научились изолировать и сублимировать, навязывая ментальные схемы, размножая и нагромождая корпоративные отношения, воспитывая жреческий класс и затачивая его на умерщвление света...

Посему одного духовного света сердца (и слушания его в простоте) недостаточно.  Необходима еще и мудрость Божия. Духовное искусство начинается с соединения простоты и мудрости.

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #10 : 15 Июнь 2012, 20:39:19 »
Мне тоже это письмо понравилось. И на мой взгляд там все понятно.
Надо научится жить не думая,говорить не думая и т.д. В этом простота.

А насчет голоса из сердца это будет при наличии в нем Святого духа.
Можно и сейчас услышать голос но это будет другой дух.

Хочу поделится  ощущениями, недавно пару раз часа на три посетила любовь.
Класс ничего более и не надо, решил более сосредотачиваться на молитве.

Когда внимательная идет то ИМ произношу на вздох ГИХ  на выдох пм. Идет разогрев сердца и отдельных областей живота. В основном по кругу сердце живот под солнечным сплетением,  печень. Сердце в паре с левой областью живота - страх в основном, гордость под солнечным сплетением, печень - чревообьядение думаю.
 

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #11 : 15 Июнь 2012, 20:54:09 »
Третий уровень. Ветхое человечество подобно большому огороду, за которым следят и который взращивают (или разворовывают) различные силы: демиургические и бесовские, злые и добрые. Если уж и добрые силы не всегда заинтересованы в духовном возрастании и преображении человека (преображенный человек означает конец их "огороду"), то что говорить о заведомо бесовских. Без духовного света - основы всего - огород загнется. "Излишек" духовного света огород сожжет. Так вот, духовный свет сердца эти силы научились изолировать и сублимировать, навязывая ментальные схемы, размножая и нагромождая корпоративные отношения, воспитывая жреческий класс и затачивая его на умерщвление света...

Интересно, что данная мысль раскрывается в основном в западной оккультной литературе. Можно вспомнить Карлоса Кастанеду с описанием неорганических Воладоров, которые выращивают людей в “человеческих курятниках”, и питаются человеческой светимостью, даром Орла – создателя всего сущего. Об этом же пишет и душевно-гениальный Роберт Монро, наделённый даром покидать своё тело. Но в святоотеческой литературе я встречал об этом крайне мало, хотя я и крайне мало святых прочёл…

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #12 : 15 Июнь 2012, 21:35:53 »
Эта тема стала подниматься недавно - и вне устоявшихся традиций. (Когда-то ее поднимали, но не высоко, некоторые гностики. А вообще-то о ней заявил Господь, говоря, кто именно воссел на троне Моисеевом, и проклял их...) Понятно, что исторические церкви (религии) давно стали "огородами". А те, кто огородами заведует, не склоны разглашать овощам тайну их выращивания.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #13 : 15 Июнь 2012, 22:10:28 »
Кастанеда говорит, о этих существах, что они поставили в человека свой неорганический чип – имплант.  Субъективно он представляет собой ничто иное как обыденный разум человека. В книге «Активная сторона бесконечности», главе «Переломный момент» он приводит конкретные техники (совпадающими с монашескими техниками воскизма) как извлечь этот имплант, и придти к “безмолвному знанию” (безмолвию по православному), очищенному (сверх) сознанию человека.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #14 : 15 Июнь 2012, 22:41:34 »
Да и Монро напрямую упоминает об этих существах, как о создателях философий и религий! На сколько помню, в своей второй книге он упоминает столкновение с таким существом во "внетелесном опыте". Демиург предложил поклониться себе как богу, отчего Роберт отказался. Собственно фильм Матрица, братьев Вачовски - духовных детей Кастанеды, снят как раз об этих хозяевах вселенной. Представляющих ещё один форпост сатаны. Или свободную республику в диавольском мире, оторвавшемся от Бога. Я так понимаю, что демиурги это заразившееся в малой степени гордыней - ангелы метархии. Монро пишет, что демиурги создают своё ложное послесмертное пространство (псевдорай).