Исихазм

Автор Тема: Письмо о Духовном Искусстве  (Прочитано 35669 раз)

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #30 : 16 Июнь 2012, 16:54:07 »
Не ищи то, чего ты никогда и не терял... :-) просто вспомни "хитрого"  :-D батюшку Антония (митрополита) и его совет той даме - остановить многолетний внутренний трындеж... :wink:

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #31 : 16 Июнь 2012, 16:57:20 »
Alexander,

А Вы правы, вопросов, как таковых, уже и нет. Выдавливается что-то из себя, да и только.... В точку.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #32 : 16 Июнь 2012, 17:18:15 »
остановить многолетний внутренний трындеж... :wink:
Ну остановил...и чё дальше? :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #33 : 16 Июнь 2012, 17:30:08 »
А если, все – таки, искать пример слушания сердца, духовного раскрытия и эмоционального отклика на него, в Евангелии… Может ли встреча Закхея - мытаря с Иисусом служить таким примером?
 
«...2.И вот был человек, по имени Закхей, и он был старший мытарь, и был он богат. 3И старался он увидеть Иисуса, кто Он, и не мог из-за толпы, потому что  был ростом мал 4 И, забежав вперед, взлез на сикомору, чтобы увидеть Его, так как Он должен был проходить той дорогой. 5 И, придя на это место, Иисус посмотрел наверх и сказал ему: Закхей, поспеши слезть; ибо сегодня надо Мне быть у тебя в доме. 6 И он слез поспешно, и принял Его с радостью. 7 И увидев, все начали роптать, и говорили: Он остановился у человека грешника. 8 А Закхей встал и сказал Господу: вот, половину того, что имею, Господи, я даю нищим, и, если у кого что неправедно вынудил, возмещу  вчетверо. 9 И сказал ему Иисус: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраамов. 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». (Лк.,19, 2-10)

Закхей, в едином устремлении увидеть Господа, кто Он (так как не знает Его), становиться в один момент и слухом, и зрением. Он поднимается из толпы (мысли, чувства, страсти) на дерево (как символ жизни его) и всматривается на дорогу (он открыл путь). Далее происходит Встреча, и сердце Закхея отвечает радостью на прикосновение Божественного. Следующие действие, наверное, происходит на душевно – эмоциональном уровне. Закхей говорит: «вот, половину того, что имею, Господи, я даю нищим, и, если у кого что неправедно вынудил, возмещу  вчетверо».
« Последнее редактирование: 16 Июнь 2012, 17:46:10 от Irina »

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #34 : 16 Июнь 2012, 17:32:29 »
Почему там должны быть ответы на все вопросы? Редактирование не может убить печать Духа, которым дышат многие строки Отцов.
А мне не нужна только печать...мне нужны простые практические рекомендации...а их нет...вырезали...
Ох, mirnestranik, mirnestranik,   да нету никаких простых рекомендаций, кроме одной, которая очевидна и у всех Отцов лежит на поверхности …
Почему Вы думаете, что нам доступно понимание всех ответов на наши вопросы? Скорее всего мы задаем не те вопросы, которые нам полезны с точки зрения Бога.
Если у меня ЕСТЬ вопрос...то мудрый наставник ДАСТ на него ответ...
--ты ещё тупорылый и не поймёшь--клише последних времён...выдуманное теми кто не знает ответа...
А вопросы мои просты...КАК молиться Богу :-)...КАК смотреть в сердце...КАК этот процесс, ну хоть как то организовать...
И я устал от ответов--ты пока ещё настолько глуп, что не поймёшь--...пусть мне ответят...что бы я понял НАСКОЛЬКО я глуп :-)...
«КАК молиться Богу :-)...КАК смотреть в сердце...КАК этот процесс, ну хоть как то организовать...»???
Ответ у Отцов на поверхности лежит:
- уничтожь раздробленность своего сознания (горький плод падения Адама), соберись воедино;
- уничтожь того наблюдателя (термин Леонида), который сидит в тебе и контролирует твои мысли, точнее и его заставь молиться, раствори его в едином сознании (ум соедини с сердцем);
- осознай себя сущим пред Богом в бытии лицом к Лицу, стань тем, кто ты есть на самом деле (молись сердцем, соединенным с умом), подлинная суть твоего существа да молится.
Только тогда ты станешь достойным субъектом для общения с Богом.
И тогда молитва человека будет услышана Богом.
Иначе шумы сознания человека глушат его обращение к Богу, то есть подлинная воля человека не выражена в обращении, воля же человека должна быть явлена однозначно. Если человек сам не знает, чего хочет, то, как Бог может ему в этом помочь? Истинная концентрации сути воли человека должна быть достигнута это и есть соединение ума с сердцем.
Спонтанно такое состояние часто достигается. Достигнуть этого состояния сознательно невероятно трудно, но я уверен, что многие прошли это состояние не раз и помнят его на вкус.
Все это есть у Отцов в многочисленных вариациях. Другого нет способа, и быть не может.
Или Вы считаете человека равным Богу партнером в беседе?
Да считаю...я имею произволение которое Он не затрагивает...мы партнёры...друзья...я его сын...а не ничтожество недостойное задавать вопросы...да и недостойное самого существования...
Если бы было иначе...ОН не создал бы меня ТАКИМ :-)...своевольным...
Все верно говорите, но речь о другом. Просто у Бога нет простых ответов для человека, а сложные ответы человек не сможет понять просто потому, что он не Бог.
« Последнее редактирование: 16 Июнь 2012, 17:46:10 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Анна-Мария

  • Гость
Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #35 : 16 Июнь 2012, 18:18:54 »
Спрошу более утилитарно - где искать и как?

Ответ, который хочу привести здесь, был дан в 2006 году, совсем на немного ранее сегодняшнего вопроса. Сама его только что прочла:)

Цитировать
Мне видится, что время книг наступило уже давно, а сейчас оно себя исчерпывает. В личной практике книгам отводится свой срок, и человек, приобщающийся к молитве, проходит книжною стезею, чтобы когда-то уже не держаться за трактат как за единственного советчика и поводыря. Богословское и аскетическое наследие свв отцов стало достоянием гласности, быть может, еще не в той полноте, в которой хотелось, но вполне достаточной, чтобы, вооружившись книжными знаниями, приступить к познанию и созиданию себя.

Ведь в чем была одна из основных задач последних старцев, почивших не столь давно? Полагаю, в передаче сокровенного опыта не только своим ближайшим ученикам и в устной форме, но и всем, кто желает молитвенно подвизаться. Эта передача совершилась, в основном, к концу 20-го столетия, а старцы ушли в вечные обители.

Институт старчества в традиционной форме (во многом) изжил себя. И подражанию достойны не внешние признаки подвизания с привычными атрибутами слепого послушания - прежних старцев нет, как нет и прежних послушников, - и проблематичным стало духовное окормление при монастырях, где больше озабочены внешним деланием и материальным благополучием. И уход в горы - духовная панацея для весьма немногих, которым, впрочем, когда-то предстоит вернуться на круги своя...

Тихо и незаметно для большинства входит новое время. И новым подвижникам, опираясь на опыт почивших старцев, придется идти по неизведанным дорогам - ибо изведанные пути стали ловушками, - и испить горечь частых поражений, и вкусить радость духовных приобретений, и быть не понятыми, осмеянными и оклеветанными праведниками протоптанных трактов.
http://aorist.livejournal.com/23702.html

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #36 : 16 Июнь 2012, 18:18:57 »
Просто у Бога нет простых ответов для человека, а сложные ответы человек не сможет понять просто потому, что он не Бог.
Мне видится это несколько по-иному.
Бог – Простое Пресущественное Единое, ответы Его просты – но они для тех, кто,
уподобившись Ему, стал по своей мере также единым и простым.
А вот для сложных натур  :-)
ответы Божьи нереально понять, в силу того, что нет в этих натурах целостной простоты...

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #37 : 16 Июнь 2012, 18:22:46 »
Ох, mirnestranik, mirnestranik,   да нету никаких простых рекомендаций, кроме одной, которая очевидна и у всех Отцов лежит на поверхности …
Наставления с.о. это и есть рекомендации...и их много...и они понятны...когда возникает возможность их понять...НО...по вопросу соединения ума и сердца...да и вообще по вопросу О СЕРДЦЕ...нет практически ничего...конкретного и простого...как скажем о борьбе с помыслами...
Я одно время создал папку "святые о сердце"...так нечего положить было...
Может я и заблуждаюсь...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #38 : 16 Июнь 2012, 18:50:41 »
Включить сердце - это не Кавсокаливит, это Гирин. Кавсокаливит - это "чистое сердце".
Да, это важное замечание – не следовало мне смешивать совет Кавсокаливита и коммент Гирина...спасибо.
Из нашего стремления загорается огонь. Мы, в своей собранности и устремленности, предстоим в сердце и взываем к Господу. В этот момент не возникает вопросов, а ответы сами находятся, как бы ниоткуда приходят. И эти ответы не то, что грохот наших эмоций, а нечто неуловимое, прозрачное.
P.S  Чистое сердце - сердце, которое наполнено Светом Господа. Простое сердце – сердце, которое не вовлечено каждую минуту в игру разнообразных эмоций, но сосредоточено в себе самом в едином стремлении к Господу.
Да, так. Возможно, дело в том, что или не слышу ответы, или (что чаще бывает) слышу, но не могу четко определить, что это они (неуловимые, прозрачные), а потому не доверяю этим ответам.
Прозелит, меня тоже интересовал вопрос как победить ветхого человека, как слушать сердце как его очистить, как отключить ум и внимать сердцу. Все время что-то ускользало***Могу примеры из практики что бы не быть голословным, если будет интересно, хотя такое поведение в современном обществе будет очень странным "как не от мира сего"***Когда к каждому поступку в жизни пробуешь применить заповедь и сполнить ее, тогда совесть очищается, ум перестает двоится (во всяком случае в отношении каких-то конкретных ситуаций),появляется как-бы внутренняя свобода, исчезает страх за свое будущее, все вещи в окружающем мире обесцениваются, на любое оскорбление начинаешь реагировать с улыбкой совершенно спокойно, тяжело сосредоточится на чем-то материальном, в душе появляется какое-то спокойствие и отрешенность, ты знаешь где истина и это понимание идет как-бы из нутри от сердца, это состояние души. Не знаю понятно ли я это обяснил.
Ian, для меня на данный момент "вопрос как победить ветхого человека" имеет такой практический ответ, хотя дело это долгое  и успех – переменный :-):
– знанием практических способов (подобных описанному в "Духовном письме"). Таких способов – немало.
– содействием благодати. Говорю именно про ту благодать, что поддерживает неослабное трезвение в нас. Чтобы быть здесь (а не в воображаемом прошлом-будущем) и бодрствовать, по словам Христовым в Гефсимани. Без такой поддерживающей трезвение благодатной энергии – кто сможет заметить нужный момент и применить практический способ? Никто, ведь безблагодатный, он будет спать, как апостолы в саду. Мертвецким сном...
   Да, пришлите, пожалуйста, примеры из Вашей практики, Ian. Возможно – в личку...внутренняя свобода, спокойствие и отрешенность – Вы это ясно написали, но это имо – о другом. Бывает же, что все это есть, но сердце при том все равно не слышишь...

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #39 : 16 Июнь 2012, 18:58:37 »
mirnestranik,  а что Вы хотите знать о сердце? Зачем?
Сердце - суть естества человека, то что человек есть на самом деле.  Что еще надо знать? Можно сказать еще, что это действующий и способный к изменениям набор базовых программ и критериев (сборище мириад непрерывно работающих нейронных сетевых структур ...) обеспечивающий пребываание и восприятие "Я - сути" бытия и инобытия, актуализирущий существование самоё себя в бытии. Но и это уже пустопорожнее умствование.  Тайна детального устройства сути естества  - сердца человека, похоже, скрыта Богом и от Отцов. Видимо нам не полезно знать эти детали. Но у Отцов масса приемов дана, как работать с человеческим естеством, как с "черным ящиком" путем воздействий его самого на себя по воле человека. Трудно объяснить человеку, как ему тащить самого себя за волосы из трясины падения ... :-)
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #40 : 16 Июнь 2012, 19:21:27 »

Возможно, дело в том, что или не слышу ответы, или (что чаще бывает) слышу, но не могу четко определить, что это они (неуловимые, прозрачные), а потому не доверяю этим ответам.

Да, золотое правило - " не принимать и не отвергать". Все равно внутри есть какое-то чутье, которым понимаешь, что это именно Тот ответ. Хотя очень сложно бывает, потому что чувства противятся и бунтуют, но обстоятельства вокруг всегда покажут - верно или неверно. Впрочем, цель - войти в глубину глубин и обнаружить там То. И как все-таки это сложно, когда тебя постоянно смывает с основания :-(

Анна-Мария

  • Гость
Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #41 : 16 Июнь 2012, 19:22:58 »
... поскольку различные невидимые силы научились снимать навар с сердечного огня святых-простецов.
Что это за "различные невидимые силы"?

Вау! Тут дальше тоже интересно...))

Цитировать
Запихивать все тварные силы невидимые - помимо ангелов - в разряд бесов есть одно из многих упрощений - очередная черно-белая схема, удобная для грубого ума, очерчивающего световой круг.

Ап.Павел говорит, что есть много богов на земле и на небе, и мы понимаем (или не понимаем?), что степень падения и отделения их от Бога Единого различна. Если же взирая на красоты тварного мира (даже в его падшем состоянии: лежащим во зле), которым правят несовершенные боги, мы воздаем хвалу Творцу, то должны понимать, что поклонения этим богам могут иметь пристойные и возвышающие формы, что замечательно показывают многие языческие культы. А где поклоняются явному злу, там и строят культ зла, как это было в в большевистской России или фашистской Германии.

При формальном почитании Единого Бога зачастую восхваляют невидимых богов, принимая от них власть и черпая от них силу. Так, в христианстве служение богам будет совершаться там, где наличествует магизм и суеверность. Беснования, в виде, шокирующем благочестивого зрителя, скорее всего и не будет.

Собеседник: обычно у человека ... возникает много всяких вопросов, в том числе соотнесение мировоззрения языческой античности и мировоззрения христианства. Первое кажется светлым, радостным и зачастую притягательно таинственным, второе - мрачным, фанатичным и лишенным интриги. Для ищущего человека это болезненный момент, но если его преодолеть, то становится видна его благотворность. "Боги" занимают свое место на полке, и интересны уже не они...

К сожалению, не кажется. Весьма часто так и есть - на уровне тварном. Если язычники поклоняются богам - светло и радостно (откровенно сатанинских культов не много, и они маргинальны), то и получают в ответ свет и радость - тварные энергии. Если христиане видят в языческих богах только плохое, то и получают в ответ соответственное. Когда же в христианстве магизм вкупе с оккультизмом начинает подменять прямые отношения с Творцом, и действия Святого Духа как бы угасают, то уходит духовная радость, а радость душевная остается под запретом. И в таком христианстве, под видом поклонения Единому, начинают служить откровенным бесам - мрачно и танатично - и маммоне - раболепно и самозабвенно.
http://aorist.livejournal.com/24320.html

Александр! Простите за копипаст!:) Это, наверное, уже когда-то обсуждалось на форуме? У Вас такой интересный журнал!

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #42 : 16 Июнь 2012, 19:40:39 »
Бывает проще – "всматриваться", чем "вслушиваться".

Чтобы не смывало с основания,нужна помощь благодати для трезвения. Но и ее бывает недостаточно, когда возникает жесткий кризис в теле: сбой энергий тела не только смывает, но еще и срубает напрочь, причем надолго. Проснется латентная хроническая болезнь, с приступами, вывернет и перекрутит все внутренности... Где твоя молитва, где не твоя благодать, человек? Привет от ветхого тела ))

Olga

  • 3
  • Сообщений: 575
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #43 : 16 Июнь 2012, 19:56:29 »
SergeyCh

Цитировать
И что Здесь, вообще, происходит?
…какое-то движение. :-)
 
Цитировать
Где он путь (прорыв, как хотите это назовите) к Божественному?  Есть ли хоть какие-то крупицы, осколки от Знания о Боге? Спрошу более утилитарно - где искать и как?
это....
Alexander
Цитировать
Бог же больше наших представлений о добре и зле.
.....про абсолютный уровень.
Про безоценочное видиние в настоящем моменте.
Т. е..смотреть на всё (на внутреннее и внешнее) без движений разума в рамках нравится (хорошо, добро)- не нравится (плохо, зло) и выше – ниже.
Т.е это про бесстрастность.
Именно из этих движений разума возникают страсти.
Когда нравится (оценивается как хорошо, как добро) возникает влечение- желание-жадность.
  Не нравится- возникает гнев.
Выше ( например…я смотрю на человека и сравниваю себя с ним...например...« я умнее его») и из этого сравнительного (оценочного) движения разума я мгновенно впадаю в гордыню.
Ниже ( я смотрю и оцениваю « я глупее его», т.е я ниже, он выше)- мгновенно впадаю в зависть.

Ключ к Богу… в настоящем моменте….это про то, где искать.

А как?...вероятно…для исихастов…откинуть все сомнения, доверится Богу без остатка, сдаться полностью на милость Богу и молиться ИМ ….и не слушать тех, кто запугивает бесовщинкой. (это делают практически все…но…это значит… они сами боятся и… Богу не доверяют…не до конца…сомневаются. …бесов боятся больше, чем в Бога верят)
Молитва на начальных этапах очищает….тело, эмоции и разум…жестко чистит…имхо…

Так вот..…откинуть сомнения и довериться Богу, как и советует Григорий Палома…....

Alexander
Цитировать
добро на Земле не абсолютно, не божественно, и зло, как мы его видим, не абсолютно, но может нести в себе доброе и вести к добру.
это про относительный уровень бытия.
 здесь всё относительно.
но....есть существа творящие только благо и во благо...по природе своей, хотя...человек может не оценивать это как благо, так как это действо  для страстной составляющей человека может быть жестко, больно...и оценено как "плохо", но тем не менее в итоге это благо для человеческой сущности.
  а есть абсолютно вредоносные и злобные существа...по природе своей.
так что...на относительном уровне есть и чёрное и белое...в промежутке между ними находится весь цветовой спектр, но крайности,тем не менее, тоже есть.
здесь есть всё, но так, как это оценивает и видит ослеплённый страстями человек...это относительно.
« Последнее редактирование: 17 Июнь 2012, 21:05:46 от Alexander »
E-mail: breathwork.ru@gmail.com

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #44 : 16 Июнь 2012, 20:18:13 »
Далее происходит Встреча, и сердце Закхея отвечает радостью на прикосновение Божественного. Следующие действие, наверное, происходит на душевно – эмоциональном уровне. Закхей говорит: «вот, половину того, что имею, Господи, я даю нищим, и, если у кого что неправедно вынудил, возмещу  вчетверо».
Чувства (не всякие) лежат в эмоциональной оболочке...она ближе к сердцу чем телесно-энергетическая...НО...это ещё не сердце...
Пример с Закхеем красивый конечно...но...малопрактичный...ничегошеньки из него непонятно...как...куда...и каким образом не ясно...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.