Исихазм

Автор Тема: отличие чувств духовных от душевных  (Прочитано 21035 раз)

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: отличие чувств духовных от душевных
« Ответ #15 : 31 Июль 2012, 19:04:42 »
 Neovit! "Излишнее внимание к своим состояниям может обратить деятельность в область чувств, а не духа, так как изменяемость происходит больше в них, и это необходимо по их свойству. Значит, и обращать большого внимания не следует как на помыслы, так и на чувства; одно нужно знать - что они греховны и нечисты и иными быть не могут, потому что происходят от нечистых ума и сердца, и в себе лучше желать и ожидать невозможно; а чистота наша и спасение, и очищение, и освещение - Един Господь. Он неизменяем, непоколебим, непреложен. От этой двойной веры - в свою греховность и Божию непреложность, - не поколеблется и дух человека верующего".(Матушка Арсения)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: отличие чувств духовных от душевных
« Ответ #16 : 31 Июль 2012, 19:15:12 »

Я уважаю конечно матушку...только вот ВСЕ святые говорят и пишут прямо противоположное...
Во всяком случае вы подали её слова как "закрывание глаз" на внутреннего человека...а это напрочь перечёркивает всю духовную\душевную работу вообще...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: отличие чувств духовных от душевных
« Ответ #17 : 31 Июль 2012, 19:32:40 »
Игорю Православному! Сравните - "Излишнее внимание к своим состояниям может обратить деятельность в область чувств, а не духа". А вот что говорят св. отцы:
"Начало молитвы - помыслы, отгоняемые молитвой при самом их начале; середина - когда ум пребывает в одних словах, произносимых гласно или умом, конец - восхищение ума к Богу”.  В слове о послушании святой Иоанн говорит: "Борись с мыслью непрестанно, возвращая ее к себе, когда она улетает: Бог не требует от послушников молитвы непарительной. Не скорби, будучи окрадаем, но благодушествуй, постоянно возвращая ум к самому себе”.  Здесь преподан способ внимательно молиться, молиться и гласно, и одним умом. Во внимательной молитве не может не принять участия сердце, как сказал преподобный Марк. “Ум, молящийся без развлечения, утесняет сердце”.  Таким образом, кто будет молиться по способу, предложенному святым Иоанном Лествичником, тот будет молиться и устами, и умом, и сердцем; тот, преуспев в молитве, стяжает умную и сердечную молитву, привлечет в себя Божественную благодать, как видно из приведенных слов великого наставника иноков. Чего желать более? Нечего. При таком образе упражнения молитвой какая может быть прелесть? Лишь одно увлечение в рассеянность: погрешность, вполне явная, в новоначальных неизбежная, способная к немедленному уврачеванию через возвращение мысли в слова, уничтожаемая милостью и помощью Божией в свое время, при постоянном подвиге". (свт. Игнатий Брянчанинов)

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: отличие чувств духовных от душевных
« Ответ #18 : 31 Июль 2012, 20:12:09 »
Когда мой ум обнаруживает духовное измерение...то это ощущается как :
светлость(невидимая), чистота, раскрытие сердца, дыхание души...
ЗЫ: это плод СЕГОДНЯШНИХ моих наблюдений...
Да. это и есть описание состояния духовного просветления. Ощущается ясность, простота, легкость, чистота мыслей, отсутствие помыслов. забвение о себе, радостную готовность и желание служить ближним. Это состояние приносит духовную радость и надежду, укрепляет веру и преобразует ее в веру созерцательную. Все это ощущается, как данное сверху без собственных произволений. Во время состояния духовного просветления помыслы заботы о себе в ущерб ближнему ощущаются сразу, как помрачение ума. Но стоит передумать и изменить себя в пользу ближнего. как просветление возвращается.  А помыслы осуждения или превозношения захлопывают духовное и возвращают к душевному и пропадает чувсвительность к просветлению и помрачению.   

Такое состояние у меня возникает чаще во во время общения с ближними дома и на работе после благодатных молитвенных бдений.
Такие состояния приходят и уходят. Остается желание поддерживать такое просветление, создавать среду для его возникновения. И память о своем поведении во время благодатного просветления (радостная готовность, приветливость, доброжелательность, желание без раздумий служить ближнему. а не себе), духовное ведение о просветлении стимулируют такое поведение и меняют ум и сердце. После получения таких ведений уже не возможно вести себя иначе. Но если страстная часть души вовлекает в прежнее поведение днем, то вечерняя молитва становится тяжелым трудом перед закрытыми дверями.

Раскрытие сердца и дыхание души - это состояния. которые я ощущаю во время молитвенного уединения. Впервые они появились еще до опускания молитвы в сердце и были предвестниками такого перехода. Но это не значит, что вслед за ними обязательно последует что-то особенное. Само это ощущение уже есть прикосвновение благодати. Оно может быть очень сильным, но чаще слабенькое из-за слабости смирения. чтобы не ввести в излишнее самомнение.

После прекращения  духовных ощущений не следует смаковать память о них, но более обращать внимание на помыслы тщеславия и самомнения, которые полезут и явно, и скрытно. Сильные духовные переживания могут стать предвестниками страданий и укреплять перед их наступлением.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: отличие чувств духовных от душевных
« Ответ #19 : 31 Июль 2012, 20:38:55 »
 Neovit! Все это правильно и верно, но нужно понять одну вещь - вы должны в этом состоянии смиряться "смиряхся и спасешься". Не рассматривать на подсознании это состояние, которое приходит с молитвой, а переводить себя в состояние разбойника "Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Вы должны понять что не за труды ваши получаете сие, а даром. Вот когда вы все это уясните, вот тогда пойдет совсем другая молитва, молитва покаяния - поверьте, она выше того состояния, которое описываете вы.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: отличие чувств духовных от душевных
« Ответ #20 : 31 Июль 2012, 21:29:42 »
Виктор...ну...если есть что сказать по теме то говорите...
А оспаривать чужой опыт...демонстрируя тем самым своё непонимание чужого опыта...да и смысла святоотеческих цитат...не надо...я же просил...
И ещё...когда пишите ответ...то в верху ряд иконок...6-я справа "цитировать"...выделяет в рамку...ато трудно понять где кончается ваши мысли и начинаются святоотеческие :-)...

И ещё...уж очень много цитат вы приводите...и многие совсем не по теме...а...лишь бы было...весомое что то...
Ваш этот пост я вообще не понял...о чём к чему...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: отличие чувств духовных от душевных
« Ответ #21 : 31 Июль 2012, 21:32:21 »
  Не рассматривать на подсознании это состояние, которое приходит с молитвой, а переводить себя в состояние разбойника "Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Вы должны понять что не за труды ваши получаете сие, а даром. Вот когда вы все это уясните, вот тогда пойдет совсем другая молитва, молитва покаяния - поверьте, она выше того состояния, которое описываете вы.
А с чего это вы решили что имеете право наставничать...что кому делать...
Не надо этого...пожалуйста...
Виктор...душевная молитва...по приведённой вами же цитате...ниже чем духовная...по этому вы советуете Неовиту вернуться на нижнюю ступень...

ЗЫ:нет ну какой я всё таки неугомонный...хотел же не отвечать критиканам :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: отличие чувств духовных от душевных
« Ответ #22 : 31 Июль 2012, 21:42:52 »
Неовиту...
У меня обычно с утра...а к вечеру...заглушает суета...
Лучше не думать ни о чём в эти моменты...но если вдруг ситуация(разговор) случается...то реагирую с любовью и радостью...т.е. хочу сказать что...душевная радость и любовь быстро присоединяются...а потом я обычно их останавливаю...когда уже не надо говорить ни с кем...

В духовном измерении есть некие чувства...очень слабые...и их несколько одновременно...и...я не очень то изучаю какие именно...да и...изучать не хочется...хочется быть ТАМ...вниманием пребывать...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: отличие чувств духовных от душевных
« Ответ #23 : 31 Июль 2012, 22:52:57 »
mirnestranik, "невидимая светлость и дыхание души" означают,
что духовные чувства начинают просыпаться и ты начинаешь ими
воспринимать Свет. Пока еще лишь в такой форме восприятия,
потому что воспринимающие чувства еще не готовы к иному
восприятию Света. У с.о.тоже об этом было, у кого-то подобное об"яснение,
но не вспомню...

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: отличие чувств духовных от душевных
« Ответ #24 : 01 Август 2012, 01:05:47 »
Neovit! Все это правильно и верно, но нужно понять одну вещь - вы должны в этом состоянии смиряться "смиряхся и спасешься". Не рассматривать на подсознании это состояние, которое приходит с молитвой, а переводить себя в состояние разбойника "Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Вы должны понять что не за труды ваши получаете сие, а даром. Вот когда вы все это уясните, вот тогда пойдет совсем другая молитва, молитва покаяния - поверьте, она выше того состояния, которое описываете вы.
Согласен с Виктором и об этом писал даже как о золотом правиле исихаста - никогда не забывать о покаянии. Это особенно актуально при появлении способности различать духовное. Тогда о покаянии забывается, а оно требуется, но уже на другом уровне.

Хотел еще вот что добавить к различению душевного и духовного из моего опыта.

Благодать дает познание духовного постепенно, дозированно, преемственно, полезно, своевременно, неожиданно, удивительно. Эти состояния приходят и уходят, не задерживаясь больше полезной дозы. Они всегда поначалу непонятны, потому что не имеют связи с прежним душевным опытом. Иное, непонятное, изумляющее - есть признак духовного в отличии от душевного. Со временем (возможно через год) приходит ясное видение прежних духовных опытов, но при первых вкушениях или точнее предвкушениях духовное не понять умом и лучше не блуждать умом в попытках осмыслить новое.

Сначала благодать обучает распознавать духовное. Появляется способность узнавать и различать духовное. Это называется духовным рассуждением. Такое рассуждение полезно и этому обучает благодать, но не ум.

Затем благодать показывает, что так не будет всегда, что это не приобретенная способность в результате молитвенных трудов, а дар по милости. Когда я пытался сопоставлять. что предшествовало появлению благодатного состояния  и делал вывод, как следует молиться, то благодать всегда опровергала мои выводы. как бы говоря - Дух дышит. когда хочет.

Также благодать обучает, что попытки воспроизвести сладостные духовные свойства молитвы бесполезны. Желание повторить неизбежно будет возникать и будут делаться попытки. Это нормально и даже полезно. чтобы убедиться, что "без Меня не можете ничесоже". Если не пытаться воспроизвести, то не убедишься.

После начального радостного предвкушения духовного  и осознания, что идет процесс последовательного обучения, благодать начинает проводить испытания искушениями. Обычно после сильного благодатного ощущения и отступления благодати следом приходили искушения  с испытанием смирения, превышающие мою меру и я падал в превозношение, тщеславие, осуждение, самомнение и другие проявления гордыни. Сначала это казалось несуразным казусом. но со временем открывалось видение своего ничтожества без благодатной помощи. Это период смирения гордыни.

После того, когда как мне казалось. я смирился со своим ничтожеством и перестал падать, начался период испытания страданиями. Это может быть серия скорбей или сильная скорбь ( лишения. болезни, смерть близких, смертные грехи близких ...). Эти страдания в отсутствии благодатной поддержки, выбивают из привычного образа жизни, рушится вавилонская башня мнения о себе. Страдания превышают меру достигнутого так,  что ИМ останавливается и все мысли и молитвы уже о том, чтобы Господь вернул все, как было. Слезы  текли ручьями, но такая молитва к Господу, забвенье ИМ и есть себялюбивая гордыня, не видящая Промысла и указывающая Господу, как должно было быть. Это период не только смирения, но и обучения видению Промысла Божьего. Если в этот период не сломаться и  начать благодарить Господа за скорби, то ИМ восстанавливается и переходит на уровень созерцания.

У меня сложилось впечатление. что моя гордыня настолько велика, что для ее смирения скорби необходимы. У кого-то было иначе и возможно. без скорбей. Но начальное смирение необходимо для различения духовного и для вкушения света созерцания.

 
« Последнее редактирование: 01 Август 2012, 01:18:56 от Neovit »

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: отличие чувств духовных от душевных
« Ответ #25 : 01 Август 2012, 09:15:49 »
Когда мой ум обнаруживает духовное измерение...то это ощущается как :
светлость(невидимая), чистота, раскрытие сердца, дыхание души...
ЗЫ: это плод СЕГОДНЯШНИХ моих наблюдений...
Вы описываете душевное дыхание, но не духовное. Может стоит признать отсутствие ОСОЗНАННОГО данного опыта!? Может будет проще сравнивать   :-D душу с ничем  :?
Может и стоит...но я не буду этого делать...так как то что я ощущаю...это совсем другое...иное...по отношению к душевному...
Это примерно то же...что ощущать разницу между телесным и душевным...хотя между последними разницы почти и нет...а вот духовное СИЛЬНО отличается...как другое измерение...в то время как душевно-телесное, это перетекание одного навоза в другой...

viktorioan...что скажете по поводу "светлость(невидимая)"...ато зацепились за похожесть- дыхание души...просто по тому что слово душа присутствует?...

Расшифрую:
появляется чувство что душа начинает дышать...без всяких циклов вдоха и выдоха...это скорее освобождение чем наполнение чем то...

И ещё...
Мне бы хотелось услышать описание личного восприятия...а не критику...
ЗЫ: на критические замечания в мой или чей то адрес отвечать не буду...

Опыт.

- "Почему отсутствуют советы отцов как вести себя во внутреннем мире, ничего кроме как жить по Богу, но ничего  о чакрах (центрах) и их влиянии!?
- "Потому как это и есть главное, дать Богу проявляться через себя, максимально вкладывая собственные усилия".
Если всеми собственными силами противостоять злу, а зло себя проявляет само, на каждом из центров надавливая на человеческую волю. Но заметить это возможно, если не отождествляться вниманием с центрами.Залипая на центрах, внимание порабощается сладостью света самой в себе, и никуда не захочет.....

Спросил я Отца Петра: «Батюшка, заметил я, что еще человека нет, а его желания появляются. То есть, сначала желания человека приходят, а затем и он?»

«Правильно развиваешься», одобрил он.
Я был поражен.
 Собственно, к своему старенькому батюшке, отцу Петру я за всю жизнь обратился всего - лишь три раза, по самым – пре - самым важным вопросам, – когда понимал, что сам уже не только не мог справиться, но и запутывался окончательно. Обычно мы просто общались, я расспрашивал о жизни, о том - о сем, он отвечал, рассказывал. Службы (литургии) были не в счет, это отдельная история.
О внутреннем,  почему то я боялся спросить, а тут раз, и ответ получил.

«А что делать, когда из ниоткуда появляется мысль, и толкает, раздувает моё желание?», продолжил я воодушевленный ответом.
 (Заметил, что в районе головы, с лево, появляется, ощущается точечное энергообразование, которое проявляется либо мыслью, либо каким то образом.
 Если давался ход, то реагировала вся психика, все тело включалось, зажигалось - погасить уже не удавалось, ждал, пока не погаснет само. В моменты испытывания другими неприятностей, страданий (хорошо это прослеживалось в больницах с серьезно болеющими) приходило уже даже не точечное образование, но ветер, «холодный, жесткий, немилосердный ветер». Опять же, если находило свое в психике, какое - нибудь злорадство, чувство обостренной справедливости или что-то еще, то, зацепившись, сдувало все сопротивление. Написано и иносказательно, и нет - в энергетическом теле, во всей левой половине тела ощущался холод, ветер энергии, который мог перейти и на правую сторону. Волевое вмешательство не давало никаких результатов. Была уверенность, что возможно, что - нибудь сделать, если психика сможет инициировать сострадание, вспомнив, что-то доброе, даже не по отношению к данному человеку.)
Подробности долго не рассказывал, но ответ получил полный, и запомнил его надолго. Весь момент запомнил, комнату, взгляд, внутренний жест тела, слова:
«Объяви, что ты Христов!»

Со временем уже четко воспринимал световую расщепленность души на левую сторону и правую, и центры посредине оси между ними. Левая мысль (скорее левое давление) на любом из центров пытается проявиться, скажем развить его в максимум. Если правую сторону накладывать волевым (намерением) усилием на левую, то левое выдавливается из души (кокона) буквально выдавливает зло, иначе назвать ЭТО не могу. Выдавить это возможно только Богом, правая сторона сама по себе не есть дух. Выложившись на все сто, на износе казалось бы, я получил такой дождь благодати Божией!
Вот так мы думаю и развиваемся, используя весь потенциал света души.
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: отличие чувств духовных от душевных
« Ответ #26 : 01 Август 2012, 09:38:06 »
viktorioan, Ваш рассказ еще раз подтверждает такую мысль.
Те, кто до ИМ имел практический опыт в иных традициях, у тех
"симптомы" возникновения нового и умрания ветхого - абсолютно
нетипичны подчас, и могут не иметь никаких референсов в опыте с.о.
Дух преобразует тот материал, который есть. Необычные переживания -
следствие прошлого опыта. Имо.

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: отличие чувств духовных от душевных
« Ответ #27 : 01 Август 2012, 09:51:32 »
viktorioan, Ваш рассказ еще раз подтверждает такую мысль.
Те, кто до ИМ имел практический опыт в иных традициях, у тех
"симптомы" возникновения нового и умрания ветхого - абсолютно
нетипичны подчас, и могут не иметь никаких референсов в опыте с.о.
Дух преобразует тот материал, который есть. Необычные переживания -
следствие прошлого опыта. Имо.
Необычность скорее в тех православных, кто Бога буквально не знает, хотя отцы об этом говорят более чем. Изобилие тех кто упиваются в собственном свете, либо в тех кто борется с бесами, и тех кто живут концепциями традиций. Много тех кто именно сейчас знают Его!? Знают Его волю!? Добавлю, что и сам я из тех слепцов, кто слышал что можно видеть всегда, и слышал что можно даже и ходить куда пользуясь глазами. Но и из малого собираются на литургики и кричат:
"Приди и приди!" "И вселися в нас!" кричат и кричат
Другие кричат "Хвалим тебя" и хвалят представления о нём... и говорят что дур дом это что то иное чем этот мир.
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: отличие чувств духовных от душевных
« Ответ #28 : 01 Август 2012, 10:24:34 »
Не об этом Вам говорил, viktorioan. Зачем цепляться за
"ключевое слово" и игнорить при этом смысл поста?
Речь шла именно об атипичном опыте, описания которого
часто можно встретить на форуме. Этот опыт не вмещается
в рамки Предания, но он неложен.

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: отличие чувств духовных от душевных
« Ответ #29 : 01 Август 2012, 10:46:10 »
Не об этом Вам говорил, viktorioan. Зачем цепляться за
"ключевое слово" и игнорить при этом смысл поста?
Речь шла именно об атипичном опыте, описания которого
часто можно встретить на форуме. Этот опыт не вмещается
в рамки Предания, но он неложен.
Рамки предания!?  :-D Ну расмешили. Вы знаете, предание расширяет Евангелие, а не создает рамки.  :-D
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?