Кнопке по ее просьбе:Поэтому отсутствие опыта чистой нерассеянной молитвы...
А кто тут может похвастаться богатым опытом такой молитвы? Может, вы?
Кто имеет, тот не хвастается, потому как такой опыт смиряет. А кто имеет опыт и рассказывает, почему хвастается? Может и другие есть мотивы?
Нил говорит о том, что созерцание света возможно не только теми, кто достиг совершенной чистоты, но и теми, кто еще лишь предочистился в достаточной мере для созерцания.
Нил ничего такого не сказал. Только то, что созерцание может случится с каждым.
св.Нил не говорит, что созерцание может случиться с каждым. Не случается, хоть и все возможно Духу.
Приведу его слова:
63. Святой Дух, снисходя к нашей немощи, приходит к нам и когда бываем мы еще не чисты; и если только найдет ум наш искренне Ему молящимся, находит на него и разгоняет всю окружающую его толпу помыслов и представлений (делает, что она исчезает), располагая его чрез то к вожделению духовной молитвы.Здесь говорится не о каждом, а о тех, кто молится искренне. Во первых, молится, а во вторых искренне. Не каждый повторяющий "Господи, Господи" молитву творит. А что такое искренность? Разве она может быть без предочищения? И что такое снисхождение к немощи? Дух снисходит тогда, когда человек ведет брань из последних сил и упирается в немощь свою.
Когда же падаю в бессильи
И забываю о себе,
Вдруг, появляется Всесильный
И поднимает на Себе!
Вот об этом снисхождении к немощи в брани, а не о произвольном снисхождении, и говорит св. Нил.
В послании Макария Великого к чадам своим приводятся этапы, которые проходят все молящиеся. Подвижнику благодатью даются 12 ступеней искушений, после которых только на 13-ой ступени благодать открывает молящемуся, как надо молиться. Тогда и начинается настоящая молитва. Количество ступеней условно, но если нет искушений и нет брани на пути к настоящей молитве, то молящийся молится не Богу, а себе.
Это частное мнение Макария Великого. Оно не может быть абсолютным.
А в чем ваше частное мнение расходится с прп.Макарием, которого почему-то прозвали Великим?
Что есть мысленная сила ума? В чем она? Сила ума не в мудром мышлении, а в оставлении мудрования и следованию вере без размышлений, без оглядки назад и на себя.
можно понять неправильно. Сила ума в соображалке. А вот сила веры не в уме содержится, ведь по с.о. учению человек состоит из трех частей... и тп.
Когда будете молиться посоображайте о том, в чем сила ума, а в чем слабость для молящегося. И тогда напишите, что получится.
А где вера содержится? В какой части души она располагается, если иногда отцы говорят, что ум и есть душа, а иногда, что ум есть свойство души?
Дар молитвы не начинается с первой ступени
Дар вообще не может "начинаться". Он может случиться или не случиться.
Да, коряво сказал. Имел ввиду слова прп.Макария, что не сразу иноку дается понимание, как надо молиться. а после опытного постижения своей немощи и что без Господа мы ничего не можем. А опыт не приходит быстро от чтения, но по мере преодоления искушений в брани.
Кто просит дар молитвы, тот получает искушения, в которых просьба выражается не словами, а истекающим кровью сердцем в брани со страстями. Кто неотступно просит не языком, а преодолением себя, тот получает дар молитвы.
Вы ставите Духу условия? Не страшно?
Дар молитвы можно получить, а можно и не получить. Опять же - искушения - можно получить а можно и нет. Дух лучше нас знает, что нам лучше для спасения.
О чем вы? Неужели из моих слов следует такое?
Одним из отцов сказано, что никто не спасается без искушений и страданий.
Блажен, кто сподобился познать нерассеянную внимательную молитву в течение получаса, а кто два – тот близок к чистой молитве и созерцанию.
То есть по вашему, кто продержался два часа тот - бац! - и получил дар (!!!) чистой молитвы. Вы во многом себе же и противоречите.
Кнопка, вы поражаете меня своей логикой. Когда говорят, что блажен человек, то разве это не означает, что он сподобился благодати? А вы говорите о человеческих усилиях на пол часа.
Одним из отцов сказано, что внимательная нерассеянная молитва более двух часов - это удел совершенных. Удел - это не способность человека совершенного, а его крест созерцания. Удел - умное делание под крылом благодати.
И это есть единение со Славой имени Отца и Сына и Духа. И это есть чин будущего века во Царствии Божьем.
Нет, лишь маленький кусочек.
[/quote]
Единение не делится на кусочки. Оно едино и не имеет ни малого, ни большого.
а есть безмолвие во время ИМ.
У вас получился синоним внимательной молитвы.
Безмолвие - это не синоним внимательной молитвы. Безмолвием отцы называют непрестанное нерассеянное пребывание ума в размышлениях над божественными темами. Оно может проходить и во время чтения, и во время псалмопения, и во время молитвы. И внимательной чистой молитвой отцы называют не ту, в которой ум не размышляет, а ту, в которой ум не уклоняется на посторонние мысли, как сказал преподобный:
"Когда разум бывает совершенно без мысли или помысла, это молчание разума, а не чистота молитвы. Одно дело чисто молиться, и совершенно другое - чтобы разум был умолкнувшим от всякого блуждания или прозрения в слова молитвы, и чтобы оставался без движений". А молчание разума - это уже восхищение в созерцание.
Но во время молитвы безмолвие не совершается в виде рассудочных мыслей соображалки. Во время молитвы ум проникает в глубину смысла каждого слова, переживая все Евангелие. И все это не вмещается в рассудочный ум, но концентрируется в едином помысле ума в каждом слове. Это не гениальные помыслы, а опыт переживания 8 слов своим сердцем, верой, надеждой, любовью. Перечисленное не делится на слова или мысли, но откликается на слова единым и простым движением ума. Это я называю безмолвием в чистой молитве. А вимательная молитва может протекать и без безмолвия.
Хотя, конечно, некоторые отцы называют внимательной нерассеянной молитвой не ту, что без помыслов, а ту, что не отвлекается от безмолвия. Ум не способен не рассеиваться на посторонние помыслы без движений ума в безмолвном единомыслии.
Но часто говорят о внимании ума и его месте - в словах, в гортани, в сердце. Это не то внимание, о котором идет речь когда говорят о внимательной молитве или о безмолвии.
Видите ли вы смысл в моих словах?