Имяславие
Главным богословским положением, отстаиваемым сторонниками движения, являлось утверждение о том, что Имя Божие неразрывно связано с самим Богом[1] и «почитается за едино с Богом»[2]; согласно святителю Феофану Полтавскому: «Бог — везде; и, конечно, Он находится и в Своём имени»[3]; согласно отцу Павлу Флоренскому: «Имя Божие есть Бог; но Бог не есть имя. Существо Божие выше энергии Его, хотя эта энергия выражает существо Имени Бога.»[4]
Религиозное догматическое мистическое движение, получившее распространение в начале XX века среди русских монахов на святой горе Афон. Признанным лидером движения был иеросхимонах Антоний (Булатович) (в миру Александр Ксаверьевич Булатович). В 1913 году учение имяславцев было осуждено как еретическое Святейшим Правительствующим Синодом Русской Церкви, а смута, возникшая в русских монастырях на Афоне из-за споров вокруг этого учения, была подавлена вооружённой силой.