Исихазм

Автор Тема: Телесная молитва. Исихастский метод и его нехристианские параллели  (Прочитано 33819 раз)

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Всё это было бы так, и мы бы вместе с вами посмеялись бы, если бы личный опыт был однозначен и не имел вариантов. Но на практике личный опыт личному опыту рознь и конечный результат практики отличается от опыта к опыту, в зависимости от массы факторов.

Конечно же, вы правы. И поэтому возникает следующий вопрос. Ну и какой же тогда резюмирующий трактат в таком случае вы хотели бы видеть? Резюмирующий что? Каждый отдельный опыт? Или каждый отдельный ответ на отдельный вопрос? Считаете, что такое возможно?

Задавая свой вопрос  здесь:
Чтобы начать практиковать, люди вначале должны начать доверять. А чтобы начать доверять, они должны найти ответы на вопросы, томящие их душу. Не правда ли?

вы прошли мимо ответа на него, который был дан в самом начале темы. Этот ответ обрисован буквально в двух предложениях. Вернитесь в начало темы и еще раз прочтите! И хотя он не был адресован лично вам, мне кажется, что он был написан для вашего ищущего ума! Не спешите проходить мимо ответов! Иначе никакой резюмирующий трактат не поможет!)

палешук

  • Сообщений: 20
  • РПЦ
    • Просмотр профиля

Именно по той причине существует множество вариантов разных практик, что результаты достигаются разные.
практика всегда одна, это молитва, результат один - ОБЩЕНИЕ С БОГОМ.
Конечно все эти результаты можно обобщить, назвав их "общением с Богом", но это всё равно что ничего не сказать. Бог многогранен, общение может быть разным и приводить к разным результатам. Одними практиками достигаются одни результаты, другими другие результаты. Мировоззрение, боговоззрение и самовоззрение также влияет на эти результаты.
у меня складывается впечатление а к БОГУ вы пришли? или сделали вывод что общение с Богом это круто(модно) и я хочу.
здесь нету такого, что полчаса подышал правильно, в какой то позе какие то слова произнёс, здесь главное ВЕРА
будет вера, и в молитве всё придёт...

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Добрый день! С праздником!

Крайне интересно было бы прочитать подобный "резюмированный" из опыта молитвенников трактат. Кто-нибудь из старожилов мог бы действительно написать такое резюме? Низкий ему поклон.

В свете поднятой темы о параллелях с нехристианскими традициями
особенно интересно было бы услышать в этом резюме освещение следующих вопросов:


- Положение души и положение Бога в христианстве и нехр
- Святое Имя в Исихазме и нехр. традициях
- Исихазм и Кундалини
- Разные виды кундалини (например личностное (разные виды личности или безличное и т.д.)
- Разные отношения с кундалини
- Учение Паламы о божественных энергиях в свете раскрытия
отношений души с Богом и с этими энергиями
- Отношения души с Богом. Какие существуют виды этих отношений (в нехр. существуют
и описаны различные отношения души с Богом)
- Любовь к Богу, что это такое, как достигается, виды любви к Богу (в нехр. традициях
известны и описаны различные виды любви к Богу, а также описаны отношения с Богом без любви)
- Виды христианского совершенства (в нехр. традициях описано существование разных конечных цели духовной практики, достигаемых душой. Что в этом смысле говорит исихазм и его современные последователи)
- Строение человека
- Строение мира или миров
- Христианский Сатана и нехристианские традиции
- Христианство и воплощения Бога, Аватары
- Христианство и функциональные проявления Бога
- Половая принадлежность живого существа, души, Бога,
его воплощений, его энергий, а также осветить отношения между ними,
вызванные половыми различиями
- Христианство и реинкарнация
- Христианство и закон кармы
- Заповеди христианства и заповеди нехр. Отличия
и сходства, причина этого.
- и т.д.



Вопросы интересные. Только если учесть что вне христианства все, что христианством не является, они (не все) теряют смысл. Суть не в трактатах. Трактаты хороши в рамках традиции. Таже кундалини имеет смысл в скажем тантре например. Другое дело сатанизм. Это тоже не христианство. Но и кундалини там тоже абстракция. А вот строение мира (миров), человека - да, интересные вопросы. Место души - тоже. Только если говорить о "в сравнении", то это пожалуй вопрос философии. И занматься кнгочитательством с целью сравненя - цель не благодарная. Нет цели привлеч на свою сторону наибольшее колличество сторонников. Потому и не нужна она. А вот разобраться в традиции, без выхода на сравнение (абсолютно умозрительное) , наверно имеет смысл. Но это совсем иной ракурс.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Kea

  • 3
  • Сообщений: 28
  • Евгений
    • Просмотр профиля

Ну и какой же тогда резюмирующий трактат в таком случае вы хотели бы видеть? Резюмирующий что? Каждый отдельный опыт? Или каждый отдельный ответ на отдельный вопрос? Считаете, что такое возможно?
Возможно. Такие трактаты есть.Знаете как растет виноград. Плетется по шпалере. Сверху солнце, снизу корни, вода, тепло, обрезка, укрывать на зиму и т.д. Тогда будет урожай. Есть главные моменты, основополагающие. Как бы лоно, в которое ложатся все совокупные частные опыты. Ствол вокруг которого плетутся лозы и листья. Есть частности, то есть индивидуальные опыты, они характеризуют индивидуальность пути, однако не отклоняются от основополагающего направления. Как листья расположены не далеко от ствола. Неопытному человеку они кажутся хаотичными, но опытный виноградарь знает где и как расположены листья, из каких почек развиваются плодовые лозы, из каких почек пустышки. Что нужно обрезать, а что утеплить и т.д.
Опытный виноградарь всегда имеет урожай.

Неопытный виноградарь гадает, наблюдает и учится на ошибках. Много лет он может просидеть без урожая. А если он имеет наставления предков, которые направлены против хорошего винограда? Такое возможно, по разным причинам. Знаете, гербициды, пестициды, они кажется вначале помогают, а потом умирает вообще всё. Тогда его шансы получать урожай вообще малы.

А теперь представьте новый человек пришел работать в виноградник. Он ничего не может понять. Хаос лоз, они прут из каждой почки, какая из них плодовая, он не знает. И т.д. Вы говорите молитвы достаточно, а я вам говорю что не достаточно. Вы и сами это знаете, иначе не обсуждали бы здесь что правильно, а что нет в недоумении куда и как двигаться дальше. И о самой конечной цели не имеете представления, конечная ли она или это так просто показалось прошедшему путем (истинным ли?). Вы этого не знаете, но замыкаетесь в этом. Это разумно?

Опытный делатель может написать трактат обо всем так чтобы описать как общие тенденции, так и частные вариации, а также описать распространенные ошибки.

Этот резюмированный опыт помог бы неопытному виноградарю иметь урожай.

Как бы толкование на христианство. Такого толкования не существует. И потому все движутся методом проб и ошибок, которые  обсуждают тут на форуме. И это еще хорошо, что хотя бы можно обсуждать. Частично. Вот 2 сообщения сегодняшних удалили для вашего блага. Кто-то заботится о вашем благе. Вас об этом не спросив естественно. Это ничего. Точно также в существующих наставлениях святых отцов отсутствует то, что вы не знаете. Для вашего блага естественно. Вас не спросили.
Ну вот и приходится обсуждать пробы и ошибки. Поиски. Они есть, несмотря на обилие литературы. Литературы много, но толкования нет. Многое и искажено и сокрыто. Потому нужны поиски. А если белое названо черным, а черное белым? Тогда вообще можно запутаться. Так и происходит. Это крайне затрудняет продвижение. Все эти умственные концепции, которые тут отрицают как якобы не существующие, но которые несмотря ни на что остаются и влияют на всю практику.

Но сейчас уже это не актуально. Я ошибся. Я вижу это разговор только теоретический. Сейчас никто здесь не может написать такой трактат-толкование. А кто может, тот не захочет. К сожалению. Ведь кто сможет принять его? Ведь и вы сами пишете, что вам не нужно. Мне тоже не нужно. Потому на этом прекратим. Спасибо!

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Вы говорите молитвы достаточно, а я вам говорю что не достаточно.

Вами не ставился так вопрос изначально! Вы говорили о том, что нельзя начинать молитвенную практику без получения четких, конкретных и обширных знаний. А вам предлагается рассмотреть и другую точку зрения, что можно начать, практически не имея никаких знаний. И из этого вовсе не следует вывод, что этого достаточно!)

Наверное, и в обычной своей жизни, вы начинаете с малого и решаете вопросы по мере их возникновения. Редкий глупец сразу пытается запрыгнуть на последнюю ступеньку лестницы своего дома, минуя начальные. И никто в реальной жизни абсолютно неопытного человека не поставит ухаживать за виноградником. Первым его уроком станет знакомство с новым для него делом. В молитвенной практике это соответствует практическому периоду словесной и словесно-умной молитвы. И уже по мере приобретения опыта появляются вопросы посложнее… И ответы, соответственно, находятся. Было бы желание их искать.) А под лежачий камень вода не течет…

Вот 2 сообщения сегодняшних удалили для вашего блага. Кто-то заботится о вашем благе. Вас об этом не спросив естественно.

Форум предполагает не анархию, но определенную свободу в выражении своих мыслей. В течении некоторого времени любой участник может удалить свое сообщение или скорректировать в нем то, что сам посчитает необходимым.))

Ну вот и приходится обсуждать пробы и ошибки.

На форуме – живое обсуждение. И не только ошибок!)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Kea, а не трудно ли Вам сузить круг до исихазм и вместо нехр. поставить конкретное. Свидетели иеговы например. Или таки буддизм. Или тантризм? Простите но Вы уж больно широко махнули. Но рассуждения с виоградом мне по душе. Вы правы. На практике приходится лезть на сторону. Мне по крайней мере. Хотя уверен что это не обязательно.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Полагаю, что прежде чем начинать какую-либо практику, необходимо чётко осознать, что ум, в том состоянии, в каком сейчас пребывает [а именно - переевший тьму общепринятого] неизбежно въедет в любую новую схему, показавшуюся ему привлекательной, будет её отстаивать с пеной у рта, защищать от покушений на её истинность.

Глубинный смысл Исихазма - прекращение любых флюктуаций ума для того, чтобы стало возможным услышать/почуствовать Спасителя Христа в сердце своём, единственного, кто освобождает от любых схем, теорий, доктрин, любых форм ментального порабощения. Жизнь при этом разворачивается в её подлинном виде, без раскладывания её "по полочкам", cтановятся очевидными её смыслы и предназначение.

Такое состояние ума и есть подлинная молитва. Всё остальное - только лишь подходы и способы обретения Молчания Ума.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

В мире действуют силы. Разные. Вся история "мистики" - это попытки либо поставить их себе на службу, либо действовать с ними в согласии. Но они (часть) превыше человеческой природы, другие подвласны. В любом случае первое, что прходится проходить - это встреча с самим собой. Без прикрас. Второе - определение целей и фактического состояния. Третье - действие в сторону достижения цели согласно с фактическим состоянием. Тут встает вопрос о методах. И он собственно не очень широк. Но ИМХО прежде таки целеуказание, потом метод. Достаточно посмотреть на медитацию как на метод,и на перечень целей, которые он решает. Или на пост, как на метод, и на цели. В промежутке будут лежать психофизиологические особенности каждого ндивида. И направленность школы. Со всей ее терминологией, учителями и трактатами. Каждое в отдельности будет иметь много общего. Человек есть человек. Сознание есть сознаие. Работа его идентична даже на разных исходных данных. Посему много общего найдется всегда и во всем. Как это общее не обзови. Но цели не всегда будут даже подобны. Кто хочет похудеть - и тому пост в помощь. Напрмер.
Посему прежде сравнения методов и подходов, хочется уразуметь в свете каких целей их рассматривать. Найти общность понятий врят ли составит великий труд. Найти общность интересов - это несколько иное.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля



В свете поднятой темы о параллелях с нехристианскими традициями
особенно интересно было бы услышать в этом резюме освещение следующих вопросов:


Большое спасибо, еще раз с Праздником!
Что вы готовы заплатить за ответы!?
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

Kea

  • 3
  • Сообщений: 28
  • Евгений
    • Просмотр профиля

Посему прежде сравнения методов и подходов, хочется уразуметь в свете каких целей их рассматривать. Найти общность понятий врят ли составит великий труд. Найти общность интересов - это несколько иное.
В свете общего для всех душ стремления к занятию наилучшего возможного положения души.

На это конечное положение влияет умственная философия, предшествующая и сопутствующая практике, то есть она непосредственно влияет на молитву и молитва проистекает из этой философии.

И если сравнить с другими традициями, то вы увидите, что как философия, так и молитва, так и конечное достижимое положение души отличаются в разных традициях. Несмотря на общность стремления всех душ к наилучшему возможному положению.

Существуют различия несмотря на наличие общего.

Если вы замкнетесь в одной статичной философии, то поскольку ваша практика молитвы будет обусловлена этой философией, то никогда не сможете выйти дальше определенных рамок, которые создала эта философия, и эти рамки будут противостоять стремлению души к достижению наилучшего возможного положения.

Чтобы превзойти эти рамки, и пойти дальше, ваша традиция должна быть живой. То есть нужно осознавать возникающие в практике ограничения, преодолевать их, и соответственно корректировать философию, взамен существующему сейчас консервированию философии и довлению философии над практикой в современном христианстве. Именно живая традиция нужна. Ребенок не должен ограничиваться одеждой в которой растет. Иначе подобная консервация приведет к уродливому развитию ребенка, при сохранении одежды. Ценна же не философия, а достижимое положение души, то есть ценен сам ребенок, а не его одежда. Потому разумный хозяин старую одежду отдаст младшему, а старшему пошьёт новую одежду, соответствующую его развитию.

Кто может пошить под себя новую одежду? Тот кто вырос. Но если вы будете ходить в старой одежде, то никогда не вырастете, а произойдет уродливая трансформация, подобно тому как японцы заставляют женщин ходить в миниатюрной обуви для сохранения миниатюрного якобы красивого размера ноги.

Потому по-любому, чтобы пойти дальше в практике, если этого требует ваша душа в стремлении к благу, то вы по её требованию должны закрыть глаза на ограничения философии (сбросить с себя старую ветхую одежду). А дальше вы сами увидите что дальше. Вы найдете или пошьете себе новую одежду, которая не будет вас стеснять, а будет помогать в вашей практике.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

В свете общего для всех душ стремления к занятию наилучшего возможного положения души.

На это конечное положение влияет умственная философия, предшествующая и сопутствующая практике, то есть она непосредственно влияет на молитву и молитва проистекает из этой философии.

Умственная философия, особенно предшествующая практике, больше похожа на одежду не по размеру. И это очевидно. Как правило, она шьется на вырост. Потому что разумное познание (рациональное) чаще всего опережает сердечное познание. Если сердечное познание опережает умственное, то человек, говоря вашими образами, ходит в детской одежде, так как ему все равно, как он выглядит и в чем одет и его мало заботит пошив новой философской одежды.

Не думайте, что такая умственная философия непосредственно влияет на молитву и что молитва из нее проистекает. У них опосредованная, а не прямая связь. Философия – это всего лишь внешний способ внешними средствами осмыслить то, что постигается только внутренним путем – путем молитвы. Они лишь похожи на сестер, но не родные по крови.

Можно задать вам вопрос: что вы практикуете?

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Кто может пошить под себя новую одежду? Тот кто вырос. Но если вы будете ходить в старой одежде, то никогда не вырастете, а произойдет уродливая трансформация, подобно тому как японцы заставляют женщин ходить в миниатюрной обуви для сохранения миниатюрного якобы красивого размера ноги.

Потому по-любому, чтобы пойти дальше в практике, если этого требует ваша душа в стремлении к благу, то вы по её требованию должны закрыть глаза на ограничения философии (сбросить с себя старую ветхую одежду). А дальше вы сами увидите что дальше. Вы найдете или пошьете себе новую одежду, которая не будет вас стеснять, а будет помогать в вашей практике.
Я с этим согласен...и на форуме об этом много говорится...ну или...в подобном ключе :-)...
Так что ты предлагаешь...практикам сесть за богословский трактат...включающий в себя...деление одежды по возрасту...
Ты предлагаешь СХЕМУ создать?...
Не получится...не будет пользы...во первых...дети не захотят носить одежду...а если почитать форум...то ты поймёшь о чём я...решительно НИЧЕГО слышать не хотят...
Далее...индивидуальность...одни и те же ползунки не всем подходят...именно по этому святые рекомендуют избирательно выбирать с.о. наставления...применительно к СЕБЕ...
И в третьих...а зачем?...в наставлениях святых есть основа...платформа...с которой можно двинуться...а дальше как Бог даст...можно воспринимать с.о. наследие иначе...в его многообразии...но цельно...ведь Дух в писании отцов един...и его возможно узреть...ЗА частностями...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Умственная философия, особенно предшествующая практике, больше похожа на одежду не по размеру. И это очевидно. Как правило, она шьется на вырост.
Считаю что Кеа права...должна быть платформа...с которой можно двинуться...одежда на вырост :-)...
Особенно таким тупорылым бойцам(Марфам) как я :-)...
Цитировать
Нам бы схемку, аль чертёж – мы б затеяли вертёж. Ну а так ищи, сколь хочешь, чёрта лысого найдёшь.
Нам без чертёжика хотя бы начального никак не возможно :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Kea

  • 3
  • Сообщений: 28
  • Евгений
    • Просмотр профиля

Не думайте, что такая умственная философия непосредственно влияет на молитву и что молитва из нее проистекает. У них опосредованная, а не прямая связь. Философия – это всего лишь внешний способ внешними средствами осмыслить то, что постигается только внутренним путем – путем молитвы. Они лишь похожи на сестер, но не родные по крови.
Ну если не влияет, тогда почему вы думаете, что вы молитесь Богу, а не демону? Вы вначале узнали это, а потом стали молиться. Кроме того, если не влияет, тогда откуда ограничения? Это можно, это нельзя. Туда направляй сознание, а сюда не направляй. Тут полный форум таких обсуждений со ссылками на разрешения философии. Вы контролируете что можно, а что нельзя в молитве? Как вы знаете, кто отвечает вам в молитве? Что за энергии текут? Какая их роль? Кто они? Вы предварительно знаете это из философии, а потом в молитве уже называете их тем, что заранее узнали. Сердечное место и т.д. Молитва ли туда привела или философия? Вы ведь заранее узнали об этом месте. О Боге. О дьяволе. И т.д.
Палама писал еще об божественных энергиях. Они какую природу имеют? Вы можете узнать это непосредственно из молитвы? Энергии - это Бог или это не Бог? Есть ли отличие между Богом и энергией?
Вы предстоите перед Богом или перед кем? Как вы узнали? Из философии? Если вам интересно, у меня другое название того, перед кем вы предстоите. Что дальше предстояние и возможны ли другие отношения с Богом? Если у вас нет знания, то как вы продвинетесь? После смерти да, это будет очевидно. Но лучший ли это будет результат? Это можно определить по текущему состоянию. Удовлетворение, счастье, любовь, беспокойства, знание о причинах и следствиях, о движущих силах и т.д.

Что может повлиять на душу так, что она будет порабощена и не сможет продвигаться? Что доступно понять душе и насколько ограниченно её знание? Как вы это узнаете? Из писаний, из философии. Затем чтобы действовать так, чтобы преодолеть это. Но там написано далеко не всё. Штанишки маленькие.

Душа далеко не всё способна понять и преодолеть и распознать, благодаря её особенностям строения. В этом проблема. В этом причина необходимости предварительного знания.

Знаете есть ручейки, а есть пылинки. Кто сильнее, ручеек или пылинка? Пылинка конечно может думать, что она своим опытом всё познает, но каков диапазон её познания? Вот она попадает в ручеек и ей ничего не остается как только следовать ручейку. И весь её опыт ограничивается ручейком. Две пылинки лежали рядом, а ветер поднял их и бросил в 2 разных ручейка по разные стороны горы и они потекли в разные стороны. В конце концов они попадут в 2 разных океана. Или не попадут, а осядут где-то. Пылинка этого не знает и не может повлиять, доколе ручеек владеет ею. Откуда пылинка знает, попала она в ручеек или речку или в озеро или в море или в океан? Есть признаки. Но есть ли у пылинки достаточно разума и опыта, будучи еще на вершине горы, знать все эти признаки наперед?

Наверное сравнение с пылинкой не совсем корректное, т.к. душа имеет выбор и может действовать, в отличие от пылинки. Но где-то сравнение всё таки корректное. Есть силы, которые владеют ею и если у неё нет знания об этих силах, то что ей остается, как не отдаться течению как делают все в этом мире?

Всё что выходит за пределы диапазона нашего познания, нам фактически недоступно к восприятию и это способно владеть нами. Только лишь предварительное знание способно помочь в этом случае.

В молитве происходит то же самое. Вам кажется вы всё там сможете, но вас несет ручеек, а о силах, распложенных за его границами и служащих причиной этого движения вы ничего не знаете и таким образом не можете никак повлиять на ситуацию. Вы думаете это Бог, и это таки да, для вас это Бог, и вы отдаетесь ему во власть, думая что он позаботится о вас, и он позаботится. Но тут встает проблема. Он хочет позаботится, а философия говорит - так нельзя, или тут ошибка или тут проблема. И вы оставляете Бога и отдаетесь во власть философии. Вот ведь. Философия должна предусмотреть весь путь ручейка, то есть покрывать обширные понятия, чтобы не навредить движению пылинки в ручейке. А если философия только ограничивается ручейком? Или ручейком + озером? Тогда что? Тогда уже речка, вытекающая из озера - ересь. Море - ересь, океан - ересь. А частностей сколько, ууу.

А ведь могло быть и так, что это не Бог, а только лишь допустим его энергия. И тогда вообще всё не так. У вас бы должны быть одни отношения с этой энергией, она, зная об этом в отличие от вас, сообщает вам это, ради вашего же блага, и вы это знаете в сердце и в теле, а вы не соглашаетесь в уме, т.к. писание вам не разрешает. И тут возникает грех, своеобразный обман,  т.к. в душе вы знаете что так надо, что это благо, но ум вам не дает, т.к. философия против. И тогда получается вы отдались в волю не Богу, а в волю трактата.

Хотя конечно это всё предварительное знание на уровне веры, влияющее на молитву. А конечная инстанция и проверка и истинное знание, ведение, заменяющее веру уже из самой молитвы. Что такое наше ощущения, что такое любовь, что такое наше тело, каков Бог и его энергии, какое наше место во всём этом и т.д.

То есть можно знать внешне умом, и знать душой. Но внешнее может повлиять на внутреннее из-за ограниченности нашего кругозора. Мы не всеведущи. Потому нам нужно знание о ключевых моментах.

По вашему вопросы - что практикую.
Я практикую умное делание, но не вкладывающееся в рамки исихазма. Зато есть подходящие одежды из других традиций. Я сделал себе одежду, и обнаружил точно такую же одежду в другой традиции. Конкретно что именно, я не хочу писать, чтобы не отождествляться с существующими стереотипами, т.к. они обычно не соответствуют истине.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Возможно. Такие трактаты есть.Знаете как растет виноград. Плетется по шпалере. Сверху солнце, снизу корни, вода, тепло, обрезка, укрывать на зиму и т.д. Тогда будет урожай. Есть главные моменты, основополагающие.
Kea, Вы можете назвать эти трактаты в других традициях – конкретные названия? Глобальные, охватывающие вышеперечисленные Вами все темы – словом все то, о чем Вы упоминали. Переведены ли они на европейские языки или остались только на (древнем) языке носителей локальной традиции.
Полагаю, ответ на этот вопрос многое прояснит. Спасибо.